Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Potez-540. Часть третья

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ САМОЛЕТОВ ПОТЕ

Согласно срокам, первоначально указанным в Плане I и заканчивающимся 31 декабря 1936 года, всего должно быть принято в ВВС 240 самолетов Поте 540/542. Однако, по состоянию на 1 января 1937 в течение всего 1936 года CARS принял лишь 83 Поте 540 и 40 Поте 542. Общее отставание от планов составило 24 процента! С учетом выпущенных в 1935 году машин, на 15.12.1936 года ВВС Франции в своих частях в метрополии и фрАнцузской северной Африки (AFN) располагали всего 135 самолетами Поте 540/542. К перВому января 1937 года количество Поте увеличилось до 185 штук, включая и 301-й склад ВВС (Entrepot de l'armee de l'air 301, ЕАА 301), и то, что еще не было принято, хотя и было уже произведено. Понятно, что многое из планов было просто отброшено стратегами Главного штаба ВВС, и еще многие вещи совершенно не были конкретизированы.


Поте 540М5 №37, 1-я эсадрилья GR I/55, 1938 год

Так, шесть североафриканских групп должны были быть созданы в AFN и получить в октябре 1937 года Поте 540. Речь идет о о GAR 581 (Марракеш), 582 (Фес), 583 (Оран), 584 (Алжир), 585 (Сетиф) и 586 (Тунис эль Ауина). В реальности же ни одна из частей AFN предусмотренные Поте 540 не получила. В течение 1937 года EAA 301 принял 64 новых Поте, из них 40 модели Поте 540 и 24 - модели Поте 542.
Все это выглядело как "бумажный инкубатор", придуманный в 1936-1937 годах, а мы приведем ниже только проверенные данные, дающее реальное представление о составе военной авиации в предвоенный период, а конкретно - о самолете Поте 540.


Поте 540 c эмблемой эскадрильи

итак, на 1 январе 1938 года французские ВВС в метрополии располагали 182 экземплярами машины, находившейся в составе 20 эскадрилий:
36-я эскадра в По (Pau), Группы I/36 и II/36, четыре эскадрильи;
38-я эскадра в Меце (Metz), Группы I/38 и II/38, четыре эскадрильи;
51-я эскадра в Туре (Tours), Группа II/51, две эскадрильи;
52-я эскадра в Нанси (Nancy), Группа II/52, две эскадрильи;
54-я эскадра в Бурже, Группы I/54 и II/54, четыре эскадрильи;
55-я эскадра в Лионе (Lyon), Группы I/55 и II/55, четыре эскадрильи;
GAR 512 - в момент создания в июне 1937 года получила несколько Поте 540
GAO I/506 в Меце (Metz) получит Поте 540 в 1939 году;


Х098 на земле

Но с начала 1937 года и по 1939 определенное количество Поте 540 было отправлено за рубеж:
- 4 экземпляра в AOF (французскую западную Африку): №№144-147, распоряжение №2300/3/1/ЕМАА от 24.04.1937 Во время перелета они несли коды F-WABP, -WABQ, - WABR, -WABS;
- 4 экземпляра Поте 540М5 в GB II/63 в Марракеш (позднее туда пойдут еще 13 машин)
- 3 экземпляра Поте 540ТОЕ (№№241-243) в Левант. При чем 242 и 243 буду переправлены в Сирию 23.03.1937 и им будут присвоены коды F-WABN и F-WABO
- 2 экземпляра Поте 540М5 №№45 и 139 - в Уарглу (Алжир) в "южно-сахарскую" 591-ю эскадрилью (которой тогда еще не существовало вовсе и которая будет создана лишь в марте 1939 года - прим.переводчика). Позднее туда же переправят Поте 540ТОЕ №241
- неизвестное число машин было отправлено в 1937 году в GAR586, в Тунис (эта часть станет c 01.01.1938 года GAO 586)
- GB I/63, штатно оснащенная Амио (Amiot 143), также, по-видимому, использовала и Поте 540 №196, а летавшая на самолетах Блош (Bloch 200) GB I/25 в качестве командирской машины использовала Поте 540 №222.


Ситроен-Кегресс тянет Поте к взлетной полосе

Инвентаризация, проведенная 16 декабря 1938 года, дает хорошее представление о ситуации с самолетами Поте 540: Метрополия, Северная Африка и Левант имели всего 145 машин, 109 из которых были в пригодном для полетов состоянии. В ЕАА 301 числилось 26 аппаратов, но доступными оказались только два, один был на заводе, 19 на серьезном заводском ремонте и четыре полностью готовых (для чего? Для "министреских" эскадрилий?). За рубежом в таком же состоянии было еще три машины. Отметим, что в метрополии после сентября 1938 года GAO 552 и GAO 553 получили по звену Поте 540 (в звене находилось три машины, иногда всего две).

СИТУАЦИЯ С ПОТЕ 540 МЕЖДУ 16 АВГУСТА И 3 СЕНТЯБРЯ 1939 ГОДА

Эскадры получили в общей сложности 85 Поте 540, и 73 из них были полностью готовы к полетам. В школах и Центре приемки было 24 аппарата, 18 из которых готовы к полетам, а остаток (41 машина, из них 31 доступна) находились в GMIT (Groupements Militaires d'Instruction des Transmissions – учебные центры авиационной радиосвязи) и в Парках. В итоге, ВВС Франции имели к 16 августа 150 машин Поте 540, из них 122 был доступны для полетов. Главное, что только 76 из них могли взлететь в течение 4 часов, еще 34 - в течение 48 часов, остальные с натяжкой можно было считать боеготовыми (готовность 2-й категории из-за отсутствия необходимого оборудования, такого, как, к примеру, бортовое вооружение или радиостанция). И это за пару недель до официального объявления Францией войны Германии! Поверьте, что и с другими типами самолетов происходило примерно тоже самое...


В полете Поте 540 с хвостовой единичкой

Где же находились 16 августа машины Поте 540?
1. В частях первой линии (бомбардировщики):
- в метрополии во 2-й эскадрилье GB I/54, а также в 3-й и 4-й эскадрильях GB II/54. Всего 22 машины, из них 17 в летной готовности. Локация - Бурже
- в AFN (Марракеш) 11 самолетов (из них 8 в доступе) в GB II/63
2. В частях первой линии (разведчики):
- в метрополии 8 штук в Нанси в GR I/33 и II/33, в По 30 Поте 540 (29 в доступе) в GR I/36 и II/36 и 5 (4 в доступе) в GR I/52 и II/52 опять-таки в Нанси
- в AFN нет ни одной машины, позиционируемой как "разведчик"
3. Касаемо "Наблюдателей", то Поте 540 были у четырех GAO. Это были:
- GAO 1/501 (2 экземпляра) в Лилле (использование совместно с ANF-Les Mureaux 115)
- GAO 4/551 (2 экземпляра, доступен 1) в Кластре (Clastres), используются совместно с ANF 117 и LeO C.30
- GAO 522 (2 экземпляра) в Мурмелоне (Mourmelon) совместно с ANF 117 и LeO C.30
- GAO 553 (2 экземпляра) в Сарребурге (Sarrebourg) совместно с ANF 115

Основываясь на ситуации от 16 августа, Генеральный штаб ВВС произвел в более-менее вменяемый срок подсчет мобилизуемых в случае войны самолетов, и, поскребя по сусекам метрополии и ANF (школы, Центр приемки, Склад), нашел еще 102 Поте 540 и 32 Поте 543, всего 134 машины Поте, но ни один такой самолет более не находился в резерве EAA 301.


В полете Поте 540 с хвостовой единичкой

Какая же ситуация сложилась на 3 сентября 1939 года?
В метрополии практически все группы счастливо успели поменять свои Поте 540 на более современные аппараты. Так, в 54-й Эскадре активно получали Бреге (Breguet 691) и 693, в 36-й новые Поте (Potez 637).
И как раз вовремя! Вот отрывки из воспоминаний полковника Пьера Демери (Pierre Déméry), который стал командиром 54-й Эскадры через месяц после сентябрьской мобилизации: "Я попал в эту часть в Монбарде (Montbard) в Кот д'Оре (Золотой берег, часть Бургундии - прим.переводчика), где она базировалась в тот момент. Штаб расписал для 54-й Эскадры вступление в бой через... бреющие полеты!" Нет, это не опечатка! Пьер Демери добавляет: "Раньше наша часть была оснащена Поте 540, большим и медленным бомбардировщиком, не приспособленным к реалиям войны в светлое время суток, и уж тем более не приспособленным для бреющих полетов. Для того, чтобы действовать таким образом, надо было сменить матчасть!". Однако, подходящих для такого самолетов просто не было!

И МЕДЛЕННО ДВИНУЛИСЬ К ПОРАЖЕНИЮ...

Все доступные Поте 540 были направлены в Школы и Центры обучения, такие как Версаль, Этамп, Бордо и другие, а мизерное количество самолеты поступило-таки в войска первой линии. Известен случай, когда Поте 540 разбился в ночном полете, выступая в качестве самолета-наблюдателя при упражнениях ночных истребителей в ECN 1/13. Мы не знаем серийного номера этого Поте 540, был ли он специальным тренировочным самолетом или переведен в учебные, но факт остается фактом - в результате катастрофы во время доставки в госпиталь скончался командир корабля лейтенант Одебан (Audeband) и сломал ногу радист, сержант Жилу (Giloux). Произошло это 4 марта 1940 года, а столько внимание этому эпизоду уделили, поскольку весь остальной день с французской авиацией не произошло вообще ничего. Это ведь был период так называемой "Странной войны"!...


Поте 540 в небе над Альпами

К 10 мая 1940 года на службе в метрополии находилось еще 126 Поте 540, из них в армии осталось 23 машины, часто используемые как транспортный или связной самолет. Это было повсюду, кроме, может быть, GAO 522, которая как раз в тот момент и создавалась. Также мы заметили насколько Поте 540 в составе военно-географической службы (Service Geographique de l'Armee), матчасть в которую, впрочем, предоставлялась такая же, как в GAO 522. Про эту эскадрилью, занимющуюся геофотосъемкой для нужд Главного Штаба, вообще известно очень мало. Располагавшаяся в По, в течение некоторого времени в качестве эмблемы у нее был Мальчик-с-Пальчик, марширующий в колпаке, разрисованном под земной шар с фотоаппаратом в руке. Поте 540 №№12, 36, 194, 203, 211 и 212 в разное время летали в ее составе.


Самолет из 2-й эскадрильи GB I/54

Всего же получается, что эти самолеты не понесли потерь от врага во время французской кампании, поскольку почти все (87 штук) находились в школах и учебных центрах (доступными были лишь 39), а 16 машин числились за испытательным и экспериментальными Центрами (летнопригодных там было всего 4 штуки).
Всего к 126 машинам надо добавить 36 Поте 540, вновь накопленных в EAA 301, но, по факту, не пригодных для полетов (ремонт, отсутствие оборудования, нехватка вооружения и т.п.). Еще 11 аппаратов были в AFN, из которых в небо могли подняться шесть, находившихся в "южно-сахарских" эскадрильях №№588 и 591. В колониях и в Леванте находилось три машины (две их них могли подняться в воздух).


Самолет после долговременного вояжа по Африке, Ближнему Востоку и Азии

Подводя итог скажем, что в момент немецкого вторжения Франция имела 176 Поте 540, И мало какие из этих машин были готовы хоть как-то сражаться. Это было неплохо, поскольку сохранило жизни многим экипажам...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-540/542 республиканской Испании

    Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты: - Р.540 4314 был поставлен в…

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Поте-542. Часть первая

    Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-540/542 республиканской Испании

    Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты: - Р.540 4314 был поставлен в…

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Поте-542. Часть первая

    Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так…