Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Potez-540. Часть четвертая

"МИНИСТЕРСКИЕ" ПОТЕ 540

Самым первым Поте 540, переданный в специальную, так называемую "министерскую" эскадрилью, базирующуюся в Виллакубле, был №9. Он использовался Министром авиации Пьером Котом (Pierre Cot), но, по-видимому, оставался все-таки военной машиной и, кстати говоря, никогда не получал никакого гражданского кода. Вполне вероятно, что этот самолет был зарезервирован за министерством авиации, а остальные машины не имели привязки к конкретным министерствам. Пройдем по истории всех этих машин в хронологической последовательности присвоения им гражданских кодов.


Поте 540М5 №229, "министерская" эскадрилья, ANF

Поте 540 F-ANJO

Это самолет №75 (Х149) выпущенный в феврале и получивший гражданскую регистрацию 20 апреля 1936 года. Регистрация эта позволила машине войти в состав "министерской" эскадрильи. На сделанной примерно в это время фотографии четко видно, что на машине отсутствуют верхняя и нижняя стрелковые турели, но передняя, как ни в чем не бывало, находится на своем месте. Ливрея на киле присутствует, но на ней не обозначен серийный номер - стоит лишь надпись "Поте 540". Некоторые источники указывают, что самолет этот был передан в Испанию, однако никаких документальных подтверждений этому пока не найдено.
Сообщается о полете Декампа (Descamps) на самолете F-ANJO, целью которого была настройка радио- и электрического оборудования для работы на высоте 6000 метров. Удивляет дата этого полета - 30 декабря 1936 года. К несчастью, в журнале не осталось записи о номере этого самолета, но тип описан точно - "Поте 540". После несложных размышлений можно сказать, что речь идет о втором самолете с тем же кодом, тоесть о №135. Тем более, что в тот же день Декамп летал на №137, а 18 декабря он выполнил горизонтальный полет на 6000 метров и двухчасовой полет на высоте 4000 метров, используя №136! Факт, что серийный номер не был отмечен на ливрее, вполне вероятно не был случайным, что мы и увидим впоследствии...


Поте 540М5 №75, начало 1936 года

Поте 540 F-ANJO

Второй самолет: 23 июня 1938 года в 00.07 Поте 540 врезался в землю в 200-х метрах от Мельницы Рош Бурдёй (Roche Bourdeil), расположенной в трех километрах к юго-юго-востоку от деревушки Бомон-ля-Ронс (Beaumont-la-Ronce), одной из жемчужин этого великолепного департамента Эндр-и-Луара (Indre et Loire). Вот резюме рапорта аппарата Министра авиации, не верить которому у нас нет ни малейшего основания:
"Задание - ночной тренировочный полет Виллакубле-Тур-Виллакубле с посадкой в Туре для дозаправки. Самолет: Поте 540 №136 F-ANJO". Да, гражданская регистрация именно F-ANJO, и она принадлежит теперь №135. Вполне возможно, что в то время кому-то очень хотелось "спрятать" летевший в Испанию №75, и потому такую же регистрацию дали другому Поте! Если это предположение верно, то получается, что №75 действительно был отправлен в республиканскую Испанию...
Итак, совершив посадку в Парсе-Мелле (Parcay-Mellay), №135 взлетает 22 июня в районе 23.00 и берет курс на Париж. В 22 километрах южнее Бомона левый двигатель начинает давать сбои. Командир экипажа, капитан Ренуси (Rainuci) принимает решение вернуться в Тур. Напоминаем, что в те времена ночные полеты выполнялись с выпущенными шасси, не столько по привычке, сколько по существующим инструкциям. Выпустив шасси, Поте значительно потерял высоту и Ренуси принял решение сажать самолет у ближайшей деревни. Не смотря на использование осветительных факелов Хольта, экипаж слишком поздно заметил, что прямо по курсу находится мельница Ла Рош Бурдёй. Выполняя экстренный вираж, самолет все-таки зацепил препятствие крылом, после чего перевернулся, прокувыркался около 200 метров и загорелся. Позже из обломков спасатели извлекут семь тел - кроме Ренуси, на борту были капитан Мармаке (Marmaquet), а также один пассажир, капитан-лейтенант Перре (Perret). Также погибли первый пилот лейтенант Рейно (Raynaud), второй пилот лейтенант Каналь (canal), радист старший сержант Тибо (Thibaud) и механик сержант Фабр (Fabre). Все они были сотрудниками министерства авиации.


На крыле этого Поте заметны ленты триколора, характерные для периода после перемирия

Вообще Поте из "министерской" эскадрильи рассчитывались на трех членов экипажа, трех пассажиров и 100 килограммов багажа. Однако вполне вероятно, что у F-ANJO был экипаж из пяти человек и три пассажирских кресла. Интересно, что его радиопозывной был F-EMMA (Штаб министерства авиации?)

ПОТЕ 540 F-AOOJ

Самолет №170 (Х299), у которого нам известен его заводской номер у Блерио (4689), получил 16 февраля 1938 года гражданскую регистрацию и собственное имя "Французское государство". 13 августа 1938 года эта машина находилась в Дуале (Douala, Камерун), 14-го в Нгаундере (Ngaoundere, Камерун). В марте того же года машина была замечена в Яунде (Yaounde, Камерун) и Аулефе (Aoulef), где самолет делал остановку. Окрашенный в бежевый цвет, как и многие другие Поте "министерской" эскадрильи, он был оснащен такими же радиаторами, которые стояли на модели ТОЕ. Конечно же, с машины убрали все военные обозначения, в том числе и на руле поворота, где красовалась надпись "Поте 540 №170, зато на фюзеляже и нижних поверхностях крыла была хорошо заметна гражданская регистрация.


F-AOOQ в Алжире

А вот в 1940 году в Дуале на законцовки крыльев были нанесены трехцветные кокарды, а на руле направления появился триколор, и все это было дополнением к тому, что уже было нанесено ранее.
Ну и конечно же все самолеты французского правительства управлялись военными летчиками.

ПОТЕ 540 F-AOOO, -AOOP, AOOQ

Серийные номера у машин соответственно были 228, 229 и 230. Вся троица была собрана на заводе Бреге-Сен-Назер, после чего прибыла в Виллакубле, где гражданскую регистрацию вначале получил -AOOO (это было 7 октября 1936 года), а затем и остальные самолеты (10 ноября 1936 года). Отметим - не смотря на то, что аппараты были построены в Сен-Назере, №229 и 230 были испытаны Декампом в Меоте 3 ноября, после того как их салоны переделали в VIP-класс.
Поте 540 №228 F-AOOO 20 декабря 1936 года был ночью сбит около Гвадалахары советскими пилотами на И-15. Как говорил Патрик Лоро (Patrick Laureau, в нашем журнале были переводы его статей - прим.переводчика), после аварийной посадки F-AOOO был восстановлен в Пастране (Pastrana, Испания) и вновь введен в строй. Вернули его во Францию, или он в дальнейшем использовался республиканцами? Никакой информации на этот счет не сохранилось...
Что касается причин, по которым этот Поте оказался в испанском небе, то с этим все значительно проще: Эр Франс остановила воздушное сообщение со страной 18 декабря, а F-AOOO временно осуществлял связь на линии Тулуза-Мадрид...


Еще один вид на губернаторский алжирский самолет

Поте 540 №229 -AOOP после переделок в Виллакубле был предоставлен в пользование господину Ноге (Nogues) - Генеральному консулу Марокко, и больше о нем ничего не было известно...

Поте 540 №230 F-AOOQ. Для начала отметим, что в публикациях часто путают №230 и №250, так вот запомним, что №250 это Поте 540ТОЕ, а герой нашей статьи - М5. Итак, после попадания в "министерскую" эскадрилью, этот самолет в начале 1937 года был передан господину Жоржу Ле Бо (Georges Le Beau), Генеральному консулу Алжира. Несколько интересных деталей про этот самолет сообщила нам мадам Арну (Arnould), вдова пилота этой машины:
"Окрашенный в бежевый цвет, самолет был передан алжирской компании, которая должна была внести в него несколько изменений, сделать самолет более "удобным". Так, были поставлены новые выхлопные патрубки, было сделано двойное остекление и установлена перегородка между экипажем самолета и пассажирской кабиной, после чего вся кабина пассажиров вкупе с креслами была обита мягким и теплым материалом, поскольку министерские ягодицы, как все знают, являются самым нежным и страждущим тепла местом".


Алжир. F-AOOQ после перемирия

Пилот этого самолета Арну в последний раз поднял машину в небо 12 октября 1942 года. Вскоре после этого последовало англо-американское наступление и в конце 1942 года F-AOOQ стал персональным самолетом полковника Рузвельта (Roosevelt), сына президента США, который передал ему Губернатор Ив Шатель (Yves Chatel), преемник Жоржа Ле Бо (Сначала кажется странным, что губернатор передает персональный самолет какому-то полковнику, но, если поразмышлять, то ничего странного в этом нет. Губернатор оккупированного перешедшего на сторону союзников Алжира передает свой самолет высокопоставленному оккупанту союзнику, который 1) сын президента, 2) командир авиагруппы, базировавшейся в Алжире и 3) был военным атташе при папочке во время встреч глав союзных держав в Касабланке, Каире и Тегеране - прим.переводчика). Поте этот, однако, американцами принят не был из-за своего внешнего вида, и они решили сделать из него летающую лабораторию.
Американцы, в конц концов, забрали себе Поте 540 №199 F-BAGZ (экс-Х495), который был вполне в летном состоянии даже в этом "глухом углу мира". "Янки" приняли его и рядом с французской кокардой нанесли на крыльях свою белую звезду.
Когда все лабораторное оборудование было установлено, Арну стал тем самым летчиком, который взлетел на этом самолете 19 января 1943 года, перегнав аппарат в Телергму (Telergma, Алжир), где он и простоял до 17 февраля 1943 года. Затем он в течение 8 дней добрался до Мальты с многочисленными и раздражающими остановками. В Алжир Поте вернулся 18 апреля, когда и поступил в распоряжение GR II/33, куда американцы спихнули его, всласть поразвлекавшись на борту этой "трапанелле" ("Трапанелле" - самолет, не могущий летать на большие дистанции и требующий большого количества промежуточных посадок - прим.переводчика).
Последний свой полет №19 совершил 6 июля 1943 года, после чего один из подкосов правого крыла переломился, и, во время перелета из Алжира в Тунис, Арну удалось посадить переполненный пилотами II/33 самолет на песчаные барханы.


Самолет губернатора Туниса

Согласно Арну, в это время всем прочим Поте 540 уже было запрещено подниматься в воздух, поскольку силовой набор самолета значительно ослаб, и №199 был последним и самым явным доказательством правильности этих выводов и последним видевшим небо серийным Поте 540. На самом деле это, возможно, и не так, потому что есть данные, что один из Поте 540 еще летал в 1944 году, окрашенный в "черно-белые полосы вторжения", при чем летал он со своим оригинальным килем с изломом! Увы, но номер этого самолета нам не известен...
Возвращаясь к Поте №№229 и 230, надо отметить их визит в Меот в конце ноября-начале декабря 1936 года, когда они прошли полный цикл испытательных полетов. Не смотря на то, что обе машины были постройки Бреге, их, скорее всего, переделали в "министерские" именно на заводе Поте. Точнее сказать об их переделке мы ничего не можем...

ПОТЕ 540 №236 F-AREU (ЭКС-Х244)

Морской самолет, про который в скором времени будет отдельная статья

F-ARCK

Еще один Поте получил гражданскую регистрацию F-ARCK, но из записей (регистра "F") нам известно только то, что его заводским номером был 3835. Если запись правильна и самолет, как мы думаем, был произведен заводом Поте-Меот, он датируется 1935 годом. Но буквы ARCK стали доступны в регистре только с 21 марта 1939 года! Совершенно не известно, какая у это машины сложилась картера между 1935 и 1939 годам. Был-ли это военный самолет, или что-то еще... не известно!


Попавший в Сирию Поте, возможно с желтым хвостом

F-ARCK был, без сомнения, частью "министерской" эскадрильи, был окрашен в бежевый цвет и оснащался радиаторами ТОЕ. Ну и понятно, в любом случае он являлся собственностью правительства.
Мы считаем, что именно этот самолет первым получил модифицированное остекление носовой части, в котором была полностью убрана турель. В июне 1941 года F-ARCK был придан службе Генерального консула Марокко.

ПРОЧИЕ "НЕ МИНИСТЕРСКИЕ", НО ТЕМ НЕ МЕНЕЕ НЕ ВОЕННЫЕ ПОТЕ 540


Несколько машин Поте 540 в 1941-1942 годах были переделаны в гражданские для компании Эр Франс, которая задыхалась от нехватки самолетов. Речь идет о нижеследующих аппаратах:
№23 F_BAEZ (11.10.1941) - погиб при бомбардировках Тулузы (аэродром Франказал) 18 августа 1944 года
№38 F-BAFP (27.03.1941)
№71 F-BAGX (апрель 1942)
№159 F-BAFD (22.07.1942) - погиб при бомбардировках Тулузы (аэродром Франказал) 18 августа 1944 года
№175 F-BAFO (27.03.1941) - вычеркнут из списков матчасти 24.12.1941
№193 F-BAFC (15.04.1942)
№196 F-BAGY (апрель 1942)
№199 F-BAHB (сентябрь 1942)
№200 F-BAFA (04.10.1941)
№225 F-BAFD (первый с такой регистрацией, сделанной 15 апреля 1942 года)
Этот самолет был возвращен военным, а регистрация его использовалась позже на №159.


Регламентный работы с самолетом Поте 540

Добавим также, что №242 OD-AAF стал в авиации Свободной Франции FL-ASM. На деле это был один из тройки ТОЕ, отправленных в марте 1937 года в Левант и оказавшийся, затем. в Ливане. Было это после перемирия, и затем голлисты быстро переправили его в Сирию (по нашему мнению под гражданской регистрацией в это время могли скрываться боевые машины, которые французы не хотели предъявлять немецко-итальянской комиссии по перемирию).
Вспомним также Гражданскую Службу Воздушного Сообщения (Service Civil des Liaisons Aeriennes - SCAL), полувоенную организацию, ставшую наследницей авиакомпании Эр Блё (Air Bleu - авиакомпания, существовавшая во Франции в 1935-1940 годах-прим.переводчика). Состояла она из трех подразделений - первое действовало в метрополии, второе - в AFN и третье в AOF. В июне 1942 года SCAL насчитывала 128 самолетов, из которых 11 были Поте 540. В их числе был и №138 (F-BAFN), предоставленный, позже, командующему тунисской авиацией.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments