Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

112. Часть третья. Испания

Кадис, конец ноября 1936 года - в то время, как Ме-109V-3 и V-4 выгрузили на берег, He-112V-5 с гражданской регистрацией D-IIZO также прибыл в Испанию и был направлен на юг страны в Parque Regional del Sur (это один из авиапарков испанских ВВС, в последствии известный как Маестранца - прим.переводчика) в Табладу-Севилью, после чего самолет зачислили в состав VJ/88, группу экспериментальных истребителей "Легиона Кондор", где его использовал лейтенант Гюнтер "Фипс" Радуш (Gunther "Fips" Radusch), при чем использовал только для штурмовок в компании с первыми Юнкерсами (Ju-87A) и Хеншелями (Hs-123A), которые,как не парадоксально, были из той же части...


He-112V-5 во время испытаний в Испании

He-112V-5, получивший имя "Канонфогель" ("Kanonvogel") из-за стоявшей на нем 20-мм пушки MG C/30L, стрелявшей через втулку вращения винта, первый полет в небе Испании осуществил 6 декабря 1936 года. Он впоследствии участвовал в различных воздушных боях, а управляли им пилоты Вильхельм Бальтазар (Wilhelm Balthasar) и Макс Шульц (Max Schulz). Именно Максу во время боев в Брунете (Brunete) удалось подбить три республиканские бронемашины. 19 июля 1937 года He-112V-5 из-за полученных в бою повреждений совершил вынужденную посадку с убранными шасси. Самолет развалился на части неподалеку от аэродрома Эскалона-дель-Прадо (Escalona del Prado). Прототип сильно пострадал, но пилот, к счастью, в аварии был только контужен. Аппарат затем отправили в Германию, где его и признали не пригодным к восстановлению.


Хейнкели на аэродроме Альмаруэс

Через девять месяцев, в начале апреля 1938 года в Испанию вместе с пилотом Харро Хардером (летал ранее в J/88 на Хейнкелях-51) прибывает He-112V-9 (D-IGSI). Машина эта принимала участие в демонстрационных полетах в Белграде, Будапеште и Бухаресте, а по прибытию в Испанию получила цвета националистов и использовалась, как и ее предшественница, для штурмовок наземных войск.

ИСПАНСКИЕ ХЕЙНКЕЛИ-112


"Канонфогель" разбитый Максом Шульцем 19 июля 1937 года

Испытывающая трудности со сбытом уже стоящих на производстве 112-х, компания Хейнкель быстро подсуетилась и, через немецкое правительство, предложила испанцам испробовать 112 V9 одним из лучших своих пилотов, асом, майором Хоакином Гарсия Моратой (Joaquin Garcia Morato), что и произошло 27 июня 1938 года на аэродроме Ла Сенья (La Cenia). Морато (он вообще-то Гарсия-Морато, или точнее Гарсия-Морато-Кастаньо, но последнюю часть фамилии часто отбрасывают, однако мы даем фамилию так, как написал ее автор статьи - прим.переводчика), как и другие пилоты националистов, составил очень положительный отчет о полетах, на основании которого был подписан контракт на покупку испанцами восемнадцати He-112B-0. После этого "Легион Кондор" передал V9 авиации испанцев на базе Леон, куда и прибыли, в начале ноября 1938 года, первые два серийных экземпляра. Еще шесть дополнили их в январе 1939 года, а оставшиеся десять поступили в феврале. Согласно условиям контракта машины были собраны и опробованы немецкими летчиками, а испанские пилоты, в это время, формировали личный состав воинской части (в том смысле что из них формировали - прим.переводчика). Предусматривалась поставка самолетов во 2-ю эскадрилью истребительной группы 5-G-5 (Grupo de Caza 5-G-5), поскольку первая эскадрилья получала Bf-109B у "Легиона Кондор".


He-112V-9 в составе "легиона Конор"

Командиром 5-G-5 был майор Хосе Муньос "Эль Корто" (Jose Munoz "El Corto"), а эскадрильей He-112 командовал капитан Мигель Гарсия Пардо (Miguel Garcia Pardo). Все пилоты эскадрильи были впечатлены современным He-112B-0, поскольку, в сравнении с ФИАТом (FIAT CR.32) и Хейнкелем (He-51) он выглядел лучшей машиной, которую им удавалось пилотировать.
Немедленно начались тренировки, результаты которых были очень хорошими, что и не удивительно, поскольку состав эскадрильи состоял из опытных пилотов. 17 января 1939 года 2-я эскадрилья стала полностью боеготовой и He-112 перелетели на аэродром Рекахо (Recajo), но плохая погода быстро вынудила их вернуться в Леон. Впрочем, на следующий день они без помех достигли Рекахо, чтобы приземлиться затем в Балагуэре (Balaguer), в провинции Лерида.


He-112V-9 Харро Хардера с его персональной эмблемой

Боевые вылеты начались на следующий день с разведывательных и наблюдательных миссий на фронте Сервьеры (Servera, это Каталония). Во время одной из таких миссий капитан Мигель Гарсия Пардо сбил Поликарпов И-15 "Чато", и эта победа стала единственной, официально зарегистрированной в гражданскую войну, победой 2-й эскадрильи. После начала каталонской кампании, 28 февраля, все He-112 переводятся на аэродром Матакан (Matacan, Саламанка), откуда они, с промежуточной посадкой в Рекахо, 8 марта прибывают на аэродром Гриньон (Grinon), чтобы принять участие в финальном наступлении на Мадрид. Вскоре после этого они оказываются в Альмалуисе (Almaluez) в провинции Сория (Soria), где дожидаются начала наступления. 28 марта эскадрилье сообщается о вступлении войск националистов в столицу, и звено в составе Гарсии Пардо, Рохелио Гарсии (Rogelio Garcia) и Хуана "Мунтадитаса" (Jorge Juan Muntadas Claramunt "Muntaditas") вылетают с заданием получить подтверждение этому факту. Пилоты убеждаются в правдивости полученной информации и возвращаются на аэродром, испытывая радость в связи с окончанием войны. Чтобы продемонстрировать эту радость, Рохелио на очень маленькой высоте над аэродромом выполнил бочку, не удержал самолет и ударился в землю прямо на взлетной полосе. В свою очередь, имитировавший воздушный бой с "Мунтадитасом" Мигель Гарсия Пардо постарался зайти в хвост своему коллеге, но самолет сорвался в штопор и упал на землю, похоронив под обломками своего пилота! За несколько секунд, при чем уже после победы, франкистская авиация потеряла двух своих, далеко не худших, летчиков. 1 апреля все оставшиеся He-112 вернулись в Гриньон, где и оставались до 23 мая. После этого они перелетели в Леон, где их и застала реорганизация военной авиации, ставшая первой в мирное послевоенное время.

ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ



He-112B-0 готовится к первому полету в Испанском небе. Аэродром Леон

В результате реорганизации военной авиации самолеты He-112 под командованием майора Муньеса "Эль Корто", который в 1939 году уже командовал истребителями, были переведены в Тетуан (Tetuan) в испанском Марокко. Оттуда самолеты вскоре перелетели в Тауима-Надор (Tauima-Nador) в Мелилью, где стали 1-й эскадрильей 27-й группы второго смешанного полка. 2-я эскадрилья оснащалась поставленными итальянцами ФИАТами (FIAT G.50).
В первые недели ВМВ истребительная часть получила задание на защиту воздушного пространства Испании, а также возвращение всех самолетов, перегнанных республиканскими пилотами в Оран-Ла-Сенью во французском Алжире. Работа была не сказать, чтобы не рискованная, и не только из-за плохого состояния машин, находящихся под открытым небом, но и из-за угроз саботажа.


Последние дни гражданской войны. Хейнкели на аэродроме Гриньон

15 июля два пилота спрашивают разрешения на полет в Малагу, где у одного из них живет невеста. Во время пролета над Гибралтаром двигатель одного из самолетов заклинивает, и пилот планирует на вынужденную к пляжам Эстепоны (Estepona), где, выпустив шасси, приземляется. Все бы хорошо, но одно из колес застревает во влажном песке, и самолет капотирует. Кабина при этом полностью скрывается под водой, у пилота не получается самостоятельно выбраться из нее и он тонет на 50-ти сантиметровой глубине в Средиземном море. Аппарат же вскоре благополучно достали из воды и, отремонтировав, вернули в эскадрилью.
Вскоре после прибытия в Тауиму, в одном из старых ангаров лейтенант Исаак Арронис (Isaac Arroniz) нашел нечто, сильно напоминающее планер. После недолгого исследования стало понятно, что это была копия Шульгляйтер (Schulgleiter SG-38), которую лейтенант Фернандо Сирухеда (fernando Cirujeda) строил в 1935-1936 годах и который был заброшен после смерти Фернандо 20 июля 1936 года от бомбы, взорвавшейся при подвеске на самолет Бреге (Breguet-XIX) незадолго перед вылетом на патрулирование.


Линейка Хейнкелейна победном параде. Барахас. Май 1939 года

Арронис с помощью офицеров и механиков группы смог восстановить планер и даже поднялся на нем в воздух, использовав в качестве буксира старенький Форд-Т. Вот таким образом пилоты проводил свое время в Тауиме
В 1940 году автономный город Танжер был оккупирован испанскими войсками с целью "гарантировать" его нейтралитет. Пара He-112 была направлена туда с целью защиты воздушного пространства.
Вообще все первые годы войны эта испанская группа не отличалась сильной активностью, и в немалой степени по причине нехватки топлива. Однако это не мешало пилотам, в принципе не плохо знающим воздушное пространство Марокко, регулярно пересекать границу с Алжиром, где их постоянно перехватывали Девуатины (Dewoitine D.520) эскадрильи 1АС французской морской авиации, расположенной в Порт-Лиоте (Port Lyautey, соверемнная Кенитра) В завязывающихся дуэлях было больше имитации, чем боя, что, однако, не мешало испанцам возвращаться на базу на последних каплях топлива. (Есть несколько вариантов, почему такое могло быть:
1) случайная встреча над морем с последующими танцами и возвращением после выработки горючего;
2) то же самое, только во время полетов вдоль границы.
В обоих случаях нарушения могли быть обоюдными и перехватчики подниматься не при пересечении границы, а при подходе к ней. В общем, как и сейчас все происходит - прим.переводчика
)


5-59 после прибытия в Тауиму-Надор

Часто происходили встречи и с базирующимися на Гибралтаре Спитфайрами (Spitfire Mk.V), и встречи эти носили не всегда дружеский характер, но никто никого не мог "загнать в угол"!
С высадкой в северной Африке Союзников 8 ноября 1942 года, несколько возродилась реальная активность испанской авиации; вообще англо-американские самолеты не принимали в расчет испанский нейтралитет и спокойно находились в небе испанского Марокко. Так, прямо 8 ноябре 1942 года соединение С-47 USAAF по ошибке сбросило парашютистов недалеко от Мелилльи. С-47 быстро удалились, завидя приближающиеся He-112, парашютисты были интернированы. Нарушения границ воздушного пространства испанского Марокко продолжались, а сильно устаревшие самолеты испанских ВВС не всегда вовремя успевали на перехват. Так, 3 марта 1943 года Тауима получила информацию о крупном соединении самолетов, вторгшемся в воздушное пространство испанской Африки. Лейтенант Мигель Энтрена Клетт (Miguel Entrena Klett) поднял свой He-112 "5-68" в воздух c короткой бетонной полосы, и ринулся в бой...


Вынужденная посадка 5-58 в Тауиме

Набрав сразу после взлета высоту 3500 метров, Мигель Энтрена Клетт заметил "Лайтнинги" (P-38 "Lightning"), идущие двумя группами в пять и шесть аппаратов соответственно. Испанец поднялся еще на 500 метров, заложил вираж, чтобы солнце светило ему строго в спину, и спикировал на крайний самолет первой группы, отправив в него весь боезапас своих 20-мм пушек, поскольку пулеметы на самолете заклинило. Американский самолет просел, один из его двигателей начал дымить, после чего пилот сбросил подвесные топливные баки и отвалил в сторону Алжира.


He-112B-0, 2-я эскадрилья, группа 5-G-5, 1939 год

Полет Клетта продолжался всего пятнадцать минут, а когда он приземлялся, He-112 "5-68" завяз в грязи прямо посередине взлетной полосы, и понадобилось не менее получаса, чтобы освободить его и затащить в ангар. "Лайтнингу" же ужалось дотянуть до границы, где он и осуществил вынужденную посадку на брюхо прямо на берегу алжирской реки Мулуя (Muluya), разделявшей Алжир и Марокко. Что касается сброшенных топливных баков, то их, на порядочном удалении от границы, рядом с Сеганганом (Segangan), нашли солдаты 5-го полка, и отправили их в Тауиму-Надор. Там на аэродроме отметили, что баки серьезно повреждены 20-мм снарядами...


Лейтенант Мигель Энтрена Клетт в патруле на своем 5-65

На следующий день 21 "Лайтнинг", шедший семью группами по три самолета, появился в небе над аэродромом, но испанцы получили приказ не подниматься в воздух, не перехватывать самолеты ни Союзников, ни стран Оси, кроме как в случае прямой агрессии. Приказ этот поступил непосредственно из Мадрида, где, к тому моменту, уже получили сообщение о перехваченном накануне "Лайтнинге".
Чуть позже еще один Р-38 приземлился на аэродроме рядом с Мелильей из-за нехватки топлива, и новый командир 27-й группы (Grupo 27) Мигель Эрреро Гарсия (Miguel Guerrero Garcia) по воздуху перегнал его в Тауиму.
Вообще в военные годы в Тауиме садилось множество иностранных самолетов по совершенно разным причинам. Среди них три Спитфайра с опознавательными знаками USAF, один В-24, одна "Каталина", один В-25, реквизированный, затем ВВС Испании, He-111, JU-88 и даже один "Свордфиш".


He-112 из 27-й Группы на аэродроме Ла Парра

Что касается 112-х, то инциденты с ними, приводящие к множеству вынужденных посадок, продолжались регулярно. Так, лейтенант Эмилио Эррера Алонсо возвращался с тренировки воздушного боя, когда двигатель его самолета внезапно начал давать перебои на высоте 2000 метров межу Азибом (Azib) и Мидаром (Midar). Связавшись со своим командиром, Хуаном Хосе Диасом де Аркайа (Juan Jose Diaz de Arcaya), он принял решение сесть на заброшенный с 1927 года аэродром Дар Дрё (Dar Driux). Будучи на высоте всего 300 метров, Алонсо с ужасом понял, что вся взлетная полоса забита кавалерией. Летчик решил дать полный газ и пройти над ними на низкой высоте, лошади испугались и полоса, таким образом, была расчищена. Удрав газ и выпустив закрылки, Алонсо на минимальной скорости посадил самолет и оказался прямо в центре гигантского пылевого облака и табуна марроканских лошадей...


5-66 получил новый камуфляж


ПОСЛЕ ВОЙНЫ

К концу ВМВ полеты He-112 практически прекратились, и дело тут было не только в нехватке запчастей, но и в отсутствии топлива. Согласно инвентаризации конца 1945 года, в летном состоянии находилось всего девять He-112, которые больше времени проводили не на аэродроме, а в ремонтных мастерских Санта Рамель (Santa Ramel).


5-66 после вынужденной посадки

8 сентября 1946 года один из Хейнкелей сел на вынужденную в Ла Рестиге (La Restiga), самолет при этом оказался полностью разрушен, а пилот, лейтенант Хосе Луис Альварес Виллаверде (Jose Luis Alvarez Villaverde) погиб. К концу 1947 года в 27-й группе не осталось ни одного He-112, а 23 сентября 1947 года Эмилио Эеррера сделал запись о последнем "операционном" вылете на этом типе самолета. Практически через год после этого факта, а точнее 14 августа 1948 года, аппараты были, наконец, заменены на... ФИАТ CR.32 испанской постройки!!!!


5-66 после вынужденной посадки

О дальнейшей судьбе самолетов Хейнкель известно очень мало. Так, по материалам прессы, в 1948 году они были переданы в летные школы, в 1950-м находились в ремонтных мастерских, в 1951 их окончательно сняли с использования, а в 1953 на слом пустили даже самый первый полученный аппарат - He-112V-9...


Мигель Энтрена Клетт перед вылетом

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: heinkel, авиация, германия, испания
Subscribe

Posts from This Journal “испания” Tag

  • G.50 в Испании. Часть вторая, заключительная

    ВВС ИСПАНИИ (EJERCITO DEL AIRE) В течение июля 1939 года авиация националистов претерпела существенную реорганизацию, став ВВС Испании – все это…

  • G.50 в Испании. Часть первая

    Созданный инженером Джузеппе Габриелли (Giuseppe Gabrielli), одним из лучших конструкторов компании Фиат, G.50 стал первым цельнометаллическим…

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments