Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Смертельный свет луны. Продолжение-II

Американцы в это время свято верили, что никаких ночных истребителей у японцев нет. Все потери при ночных бомбардировках они с чистой совестью списывали на зенитную артиллерию или человеческий фактор. Лишь в ноябре 1943 они случайно заметили на сделанных фотографиях японского аэродрома Rabaul неизвестные самолеты – ночные истребители, и к июню 1944 года присвоили им обозначение “Irving”.


Nakajima J1N1-S Gekko Modele 11 Ko. Yuzo Kuramoto/Shiro Kurotori, Oppama, июнь 1945 года. На борту отметки о подтвержденных (проткнутая стрелой звезда) и не подтвержденных (стрела поверх звезды) победах.



Что касается театра военных действий – Юго-Востока Тихого океана – то японцы считали, что располагают там пятнадцатью полноценными ночными истребителями. Однако по факту аэродромные техники не могли подготавливать более двух машин одновременно, а чаще всего ночные истребители вообще вылетали на задание по одиночке. Но те машины, которые могли летать, использовались по полной программе. Во время утреннего патруля 7 июля Kudo и Sugawara подбили над островом Ballale самолет, идентифицированный в последствии как Lockheed Hudson. Это была единственная победа, достигнутая японским истребителем при помощи нижней стрелковой установки. Пушки эти использовались, на самом деле, для обстрела наземных целей, а не для сбивания самолетов противника. На следующий день Endo и Masao Onuma получили бесценный опыт штурмовки войск противника, производящих высадку на остров Rendova. Вообще во время американских высадок на острова Rendova и Vella Lavella в середине 1943 года японцы часто использовали Gekko в качестве штурмовика. Помимо своих пушек, самолеты оснащались еще двумя подвесными бомбами по 60 килограмм каждая.
1 сентября 1943 года Kokutai 251 становится подразделением, предназначенным исключительно для ночных перехватов. Произошло это впервые в истории японской военно-морской авиации. Все пилоты, использовавшие “Reisen”, были переведены в другие подразделения. Если бы все было так, как планировалось изначально, то 251 Ku обладал бы 24 ночными истребителями и двумя транспортными машинами, но в реальности он мог рассчитывать лишь на девять машин. В середине ноября подразделение принимает шесть самолетов Gekko, наконец-то доставленных из Японии, после чего разделяется на две части – одна работает в небе Rabaul, а вторая базируется в Kavieng, на северо-западе Новой Ирландии. Именно в это время союзники начали активно применять на этом театре военных действий B-25 Mitchell и B-26 Marauder. Обнаружить такие самолеты было гораздо сложнее, чем здоровые В-17 и В-24. 15 сентября один из В-25 был сбит ночным истребителем Hideo Hayashi, но это так и остался уникальный случай, и до конца года японские ночные истребители больше не смогли сбить ни один Mitchell. Однако с Новым Годом пришло поощрение, и в ночь на 3 января экипаж Saburo Sue/Kinji Kawasaki подбил одну Catalina и серьезно повредил другую.

В начале февраля 1944 года штаб подразделения был переведен в Truk, а шесть новых самолетов Gekko в купе с двенадцатью прибывшими летчиками усилили ночных истребителей. Прибывшие пилоты проходили обучение в Atsugi Kokutai, из-за чего они опоздали в свою часть на неделю, в течение которой произошли ужасающие вещи именно с 251 Ku. 17 и 18 февраля не ожидавшие нападения японцы попали под внезапную атаку американцев, которым удалось повредить или уничтожить девять Gekko из состава подразделения. В течение следующих двух недель из Rabaul спешно доставили два новеньких Gekko, а в середине марта непосредственно из Японии прибыли еще три машины. Реорганизованное и заново оснащенное, подразделение ночных истребителей стало ядром нового Hikotai 901, который в мае получил в добавок к уже имеющимся еще восемь новеньких J1N1-S. Таким образом, применение Gekko в небе над Rabaul продолжилось (а оно до конца и не останавливалось), а 5 и 11 марта Saburo Sue уничтожил по одному Liberator. Да, победы эти были можно сказать случайными, поскольку боеспособными оставались только два ночных истребителя. К тому же эти две машины у концу апреля были переведены в Truk, покинув таким образом базу, работая с которой они заслужили свое доброе имя. 10 июля 1944 года Kokutai 251 был переведен в состав Hikotai 901, после чего направлен на Филиппины, где стал составной частью Kokutai 153.


J1N1-S Yokosuka Kokutai. Хорошо видны верхняя и нижняя наклонные пушки.

Kokutai 321 был сформирован на авиабазе Mobara в Японии 1 октября 1943 года как подразделение ночных истребителей. При создании Kokutai получил собственное имя “Tobi” («Cокол»). Забавно, что персонал этого подразделения обязали самому заниматься вооружением своих самолетов, поскольку Kokutai получил только J1N1-C, то есть самолет в варианте разведчика. Кроме этого подразделению передали большое количество 20-мм пушек – оставалось только соединить все вместе. Таким образом, установка этих пушек в фюзеляже возлагалась полностью на оружейников, что привело к достаточно неожиданным результатам, к примеру – дополнительной третьей 20-мм пушке в носу самолета. 17 февраля 1944 года, по завершению тренировок на авиабазе Tateyama, в Японии, подразделение получает приказ о переброске на Марианские острова. Часть самолетов была расположена в Tinian, вторую часть перебросили в Saipan. Прошло четыре дня, и двенадцать Gekko под командование tai-i Ichiro Shimoda прибыли в Tinian и немедленно приступили к противолодочному патрулированию. 23 февраля Марианские острова были атакованы американскими палубными самолетами, которые расстреляли большинство японских аппаратов. Рано утром Kokutai 321 смог поднять в воздух только пять J1N1-S, в задачу которых входило обнаружение военно-морских кораблей противника. Японцы не нашли ни одного корабля, но напоролись на патруль американских палубных истребителей, которые быстро отправили в морские глубины пару Gekko, а управлявший третьим Shimoda смог осуществить аварийную посадку на изрешеченном самолете.

В конце февраля из Японии вновь пришло подкрепление, которое разошлось по многочисленным базам на территории Микронезии. Так, три Gekko в начале марта пополнили гарнизон Truk. К сожалению по этому временному периоду сохранилось очень мало документов, поскольку весь архив, а также большая часть сотрудников штаба были уничтожены во время битвы за Марианские острова. Известно, что шесть Gekko находились на острове Гуам, два в Tinian и четыре в Yap в середине мая 1944 года. Еще пятнадцать машин оставались на базе Katori, в Японии, а шестерка Gekko летала из района Peleliu. В любом случае, эта шестерка потеряла четыре аппарата во время ночного рейда В-24, после чего остатки (2 машины) были переведены в Yap, откуда и начали перехваты все более и более назойливых Liberator.


По возращению с задания


В завершении темы надо сказать, что Gekko из Kokutai 321 далеко не всегда использовались по своему прямому назначению – чаще они выполняли дневное патрулирование и противолодочные миссии, также их привлекали к эскортированию конвоев. 10 июля 1944 года вышло распоряжение о расформировании Kokutai 321, его единственная победа записана за Ishii, который в ночь на 3 июля в ночном небе над Truk свалил на землю Liberator. После расформирования большая часть персонала перешла в пехоту и погибла в жестоких наземных боях, а самолеты из Peleliu были переведены в Hikotai 901 и дислоцировались в Davao на Филиппинах.

В августе 1943 года начались бомбардировки американцами нефтеперерабатывающих заводов на территории современной Индонезии. Генеральный Штаб сразу же принял решение о переводе в этот район большого количества Gekko. В это время Kokutai 202 располагался на Borneo и использовал самолеты “Reisen”, однако один из Butai, занимавшийся ночными перехватами, получил четыре или пять интересующих нас двухмоторников. Они применялись в секторе от Balikpapan до Borneo, используя в качестве базы аэродром Makassar в районе Celebes. Когда Kokutai 202 в феврале покинул район тихоокеанских островов, Gekko были оставлены в Индонезии, где вошли в состав Kokutai 381. 1 апреля 1944 года Buntai ночных истребителей был преобразован в Hikotai 902, а его главная задача – охрана нефтеперерабатывающих заводов – осталась прежней. Все возрастающая активность американской бомбардировочной авиации в конце сентября - начале октября 1944 года привела к тому, что японцы начали попытки бомбежки соединений американцев специальными фосфорными бомбами. Первое такое «предприятие» безрезультатно прошло 10 октября, когда японцы столкнулись с сильным истребительным прикрытием, против которого у Gekko не было ни единого шанса. После такой «удачной» попытки Hikotai 902 был полностью снят с дневных операций и переведен исключительно на ночные перехваты в районе Morotai. К середине марта 1945 года Gekko занимались эскортированием конвоев, эвакуирующих японские войска с острова Timor, а в начале апреля это подразделение вернулось в Японию, где вошло в состав Kokutai 352. Лучше других в небе Индонезии проявили себя Tetsuya Hatano и Nanpachi Yamada, которым удалось 13 января 1944 года подбить в небе над Balikpapan два Liberator, к которым в апреле того же где они добавили одну Catalina .


Фотография «на память», сделана после окончания боевых действий. Этот Gekko использовался Kokutai 302


Как нам уже известно, Hikotai 901 с Филиппин поглотил в себе остатки Kokutai 251 и Kokutai 321. 1 апреля 1944 года он пополнился также и Kokutai 153, который в начале был обычным истребительным Kokutai и выполнял свои миссии на “Reisen”, которые он благополучно передал в Kokutai 201, после чего занялся ночными перехватами и разведывательными полетами.
В конце лета бомбардировщики В-24 начали серьезно беспокоить Davao своими ночными налетами, и японцы на Gekko смогли, наконец, заняться непосредственно ночными перехватами, правда без особого успеха. Однако в ночь на 2 сентября 1944 экипаж в составе Yoshimasa Nakagawa/Isamu Ozumi одержал победу над P-38 “Lightning” в небе над Davao, а через три дня они же подбили B-24D (Miss Liberty) из состава 63e Bomber Squadron, 43e Bomber Group. Забавно, что на самом деле и Nakagawa, и Roland Fisher смогли привести поврежденные машины на свои аэродромы, где благополучно осуществили посадки. 9 сентября три Gekko влетают, имея задание обнаружить группу американских кораблей, но, как обычно, вместо этого встречают американски патруль на Hellcat, который за считанные секунды сбивает два японских двухмоторника и повреждают третий. Saburo Sue удалось выйти из-под удара и привести свой самолет на базу, где он совершил-таки посадку, но экипаж его самолета был мертв. В середине сентября Hikotai 901 перелетел на аэродром Nichols Field не далеко от Манилы. Там Hikotai пытался противостоять налетам американских палубных самолетов, но ни разу не смог поднять в воздух более двух машин одновременно. Однако несмотря на это, бомбы, сброшенные Sue/Takeaki Shimizu смогли попасть в американский авианосец. Когда 20 октября 1944 года началась операция по высадке американцев на Leyte, японские двухмоторные самолеты получили задачи по штурмовке и поддержке наземных войск. Самым интересным моментом этой операции стало использование ночных истребителей в качестве торпедоносцев. Четыре Gekko и четыре предназначенных для ночных полетов “Reisen” были переведены на аэродром Cebu, откуда они смогли уничтожить шесть кораблей противника за четыре недели.

Именно после удачной высадки американцев в Leyte все подразделения, оснащенные самолетами Gekko были переведены на Филиппины. Однако к этому моменту господство американцев в воздухе стало подавляющим. Бомбардировщики парализовывали работу аэродромов своими массовыми налетами, и японцам не оставалось ничего другого, кроме как использовать импровизированные взлетные полосы, такие как бульвар Dewey практически в центре Манилы. После тяжелых потерь Hikotai 804 и Hikotai 812 в середине февраля 1944 года объединились в Kokutai 153, который, вскоре после падения Филиппин, был переведен на Формозу, после которой направлен в Японию. Оставшиеся на Филиппинах штаб и персонал аэродромного обеспечения приняли участие в наземных боях, в которых практически все они погибли.


Nakajima J1N1-Sa Gekko Modele 11 Ko. Sachio Endo/Osamu Nishio, Kokutai 302, Atsugi, январь 1945 года. Второе место по числу сбиты самолетов на Gekko. Показаны знаки подтвержденной и не подтвержденной побед.

Martin Ferkl
Перевод Никиты Донцова

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: nakajima, авиация, япония
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments