Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

112. Часть шестая. Румыния. Окончание

После потери двух своих пилотов 5-я Группа занималась поддержкой наземных войск, захвативших тет-де-пон на реке Прут в зоне Фальчи-Богдане (Falciu-Bogdane).
3 июля 1941 года советские войска отошли на восток, за Нистру. 1-я истребительная Флотилия получила задание по прикрытию бомбардировщиков, атакующих коммуникации противника. В 19.00 5-я Группа поднялась в небо и атаковала пушечные бронемашины, добившись ощутимых успехов, поскольку много броневиков замечено потом ремонтируемыми в районе деревни Брэтулень (Bratuleni).


Аэродром Пипера, Бухарест

На следующий день 5-я Группа направила два звена в район деревень Быковэц и Кэлэраш (Bucovat и Calarasi). Пилоты обнаружили там многочисленные артиллерийские батареи, которые отступали организованной колонной из примерно в 30 грузовиков. Еще одно звено под командой Трандафиреску летало в район деревни Варзарешты, где наткнулось на сильный огонь с земли. Одна из пуль пробила кабину пилота командирской машины, прошла фюзеляж и застряла в киле.
После обеда 51-я эскадрилья отправила два звена (это 8 самолетов) на штурмовку колонн бронемашин в районе деревни Бротулэй (Brotulei). He-112 №№14,15 и 8 сбросили на колонны легкие бомбы, которые подожгли цистерны с топливом и посеяли серьезную панику в советских колоннах.


Фокшаны, июль 1941 года

Атаки с применением бомб и пушечного вооружения продолжились 5 июля, когда 5-я Группа штурмовала советские войска, отходящие к реке Нистру. 7 июля Хейнкели разбомбили автомобильную колонну в районе Комрата, добившись великолепных результатов. На следующий день двадцатка Хенйкелей занималась штурмовкой наземных войск. Согласно архивным документам в 7.30 полковник Миклеску (Miclescu) поднялся в воздух с су-локотенентом Моску на разведывательный полет в район Леова-Эпурен (Leova-Epureni), где обнаружил большое скопление вражеской бронетехники. В 9.30 локотенент Тибериу Статеску (Tiberiu Statescu) на He-112 №1 произвел разведывательный полет в Джурджулешты и Рени (Giurgiulesti-Reni), где обнаружил активно действующую вражескую батарею, автомобильные колонны и бронетехнику. Рядом с селом Филипень (Filipeni) его обстреляли с земли, и одна из пуль попала в двигатель, повредив распредвал. Не смотря на это, пилоту удалось довести самолет до своего аэродрома.


Бомбардировка Хейнкелями Бессарабии, июнь-июль 1941 года

В 11.30 звено капитана Марина Гики вылетело из Бырлада (Birlad) для атаки колонны бронетехники в районе Кания-Ларгуца (Cania-Larguta); пилотам удалось уничтожить один танк и повредить еще пять или шесть бронемашин, полностью дезорганизовав колонну. В 13.30 еще одно звено, командоал которым офицер-де-экипаж 3-го класса Иоан Мага (Ioan Maga), атаковали автомобильную колонну около Ларгуцы, и полностью уничтожили ее.
Капитан Марин Гика совершил в этот день два вылета и уничтожили или повредил много бронетехники, но его самолет получил пять серьезных попаданий, одно из которых вывело из строя систему зажигания.
В 17.15 еще одно звено взлетело и по новой атаковало колонны неприятеля в районе Порумбешты (Porumbesti), уничтожив, по результатам штурмовки, семь бронемашин и пятнадцать повозок. He-112 №13 локотенента Моску получил множество попаданий в двигатель, баки и, в конечно итоге, в руку пилота.

Советские истребители всячески старались перехватывать вторгающиеся на их территорию самолеты. Так, 9 июля аджутант Георге Дину (Gheorghe Dinu) на Хейнкеле №10, был, во время разведывательного полета, атакован самолетами И-16. В последовавшей короткой схватке румынский пилот был ранен, но смог уйти и вернуться на свой аэродром.
Звено из 52-й эскадры бомбило баржу в в порту Килия (Chilia), и успешно потопило ее. Остальные самолеты эскадрильи занимались штурмовкой бронетехники в районе Комрата.
10 июля He-112 приняли участие в операции по прикрытию румынских сухопутных войск, отражавших русскую контр-атаку. Во время штурмовки один из He-112 получил от огня с земли повреждения топливного бака и приземлился около деревни Мургени (Murgeni), однако смог отремонтировать машину и вновь подняться в воздух. Вскоре его вновь поразил огонь с земли, и пилот, не найдя подходящую площадку для повторного приземления, выпрыгнул с парашютом, а машина разбилась о землю.
Также поврежденный огнем с земли, №7 пришлось отправлять в мастерские I.A.R., где его, в конце концов, смогли починить.


Передышка на аэродроме Мизил

Большое румынское наступление в Бессарабии началось 11 июля 1941 года. Главный удар был по линии Лапушена - Цыганка (Lapuseni - Tiganca), и он требовал сосредоточения всех сил, в том числе и 5-й Группы, у которой осталось 19 аппаратов, которые с одинаковой эффективностью сопровождали бомбардировщики и производили штурмовки. He-112 №№8,10,11,13 и 21 атаковали советскую колонну бронетехники, двигавшуюся в направлении Хынчешты-Ларгуца (Hincesti-Larguta); окончательно остановить эту колонну смогли наземные войска при помощи порядка 80 самолетов разных типов...

ДЕНЬ ОРЛОВ

День 12 июля 1941 года остается одним из дней наибольшей активности 5-й Группы. В этот день двадцатка He-112 принимала участие в сопровождении самолетов из 74, 75 и 78 эскадрилий (Оснащенных Поте 633, SM79 и HE-111 соответственно). Два самолета были выделены на прикрытие шестерки P.Z.L.37. Они взлетели в 9 утра и двинулись в район Ларгуца-Татаращены (Tataraseni). Советским зениткам удалось рассеять эту группу самолетов, однако, не смотря ни на что, P.Z.L. отбомбились по своим целям, после чего на них немедленно навалились истребители. Пятерка И-16 атаковала бомбардировщики, а еще четыре в стороне ждали появления самолетов прикрытия. Советские истребители не заметили пару He-112, находившуюся значительно выше бомбардировщиков, и, когда один из И-16 зашел P.Z.L. в хвост, пара ринулась на него. Пилот И-16 уже предвкушал победу, но пулеметные очереди Хейнкелей накрыли его, повредили и заставили выйти из боя. После такой атаки He-112 настигли группу яростно оборонявшихся самолетов и прикрыли их отход. Надо сказать, что это не была единственная схватка с советскими истребителями - He-112 подвергались систематическим атакам.
Когда миссии по прикрытию были успешно завершены, Хейнкели были отправлены на штурмовку советской зенитной артиллерии в районе деревни Тараклия.


Разбитый во время тренировочного полета Хейнкель

В долине Тигечи (Tighecuilui) советские войска оказывали особенно упорное сопротивление, и 16 самолетов Хейнкель вынуждены были вылетать в этот район на штурмовки, вооруженные 12-ти килограммовыми бомбами. В одном из таких вылетов был сбит He-112 №1 пилота Иона Ласку - после первого захода и сброса бомб, пилот пошел на второй заход, и получил 20-мм снаряд прямо в фюзеляж, после чего самолет взорвался. Пилот погиб, но, когда румынские войска захватили территорию, его останки были найдены и переправлены в Бухарест на борту самолета RWD, пилотировал который женский экипаж. Ласку посмертно был представлен к Ордену за храбрость (Ordinul “Virtutea Militară”).
За свой проявленный в боях героизм, 5-я группа была отмечена в коммюнике GAL (Gruparea Aeriană de Luptă) от 14 июля 1941 года.
Хейнкели продолжали выполнять задания по штурмовке и 14 июля, атаковали с воздуха вокзал Базмудия (Bahmudia).

По причине понесенных потерь, 5-я Группа была реорганизована, в результате чего все He-112 собрали в 51-ю эскадрилью, а 52-я получила I.A.R.80
Сражения продолжались, и 14 июля Хейнкели атаковали Кишиневский вокзал (Chisinaului), повредив поезд с боеприпасами и военным снаряжением. He-112 №27 атаковал поезд с двенадцатью вагонами и сжег два из них.
17 июля самолет №10, во время штурмовки в районе Сэрата Ноуэ-Жоргора (Sarata Noua-Jorgora), был поврежден зенитной артиллерией, однако смог совершить посадку в Бырладе. На следующий день был поврежден самолет №11 - огнем с земли разбили стекло кабины и ранили пилота в лицо. Примерно так же был поврежден и №15.
He-112 из 51-й эскадрильи продолжили выполнять задания по штурмовке вплоть до полного освобождения (наши захватили у румын Бессарабию, поэтому для них это было именно освобождение - прим.переводчика) Бессарабии 26 июля 1941 года.
1 августа 51 эскадрилья предоставила эскорт для He-111 из 80-й эскадрильи, идущих бомбардировать вокзал в Еремеевке (Jeremievka). Еще одно звено сопровождало самолет Антонеску, который принял решение посетить зону боев.


№29 из 52-й эскадрильи со странным знаком на хвосте - маленький румынский флаг в белом круге

Согласно приказу №70 от 3 августа 1941 года, изданному GAL, румынские самолеты должны были атаковать сосредоточения советских войск в районах Григориополь-Катаржи (Grigoriopol-Katarzi), а также в районе рек Нистру и Буг. He-112 осуществляли прикрытие двух эскадрилий He-111, часто вступая в бой с И-16. 4 августа четверка Хейнкелей прикрывала 12 бомбардировщиков , атакующих советские войска в районе Кассель-Плоская-Екатериновка (Kassel-Ploskaia-Ecaterinovka), и пилоты истребителей фиксировали результаты бомбежек советской территории вплоть до Фрейденталя (Freudenthal). Двумя днями позже четверка He-112 прикрывала тройку SM79, атакующую колонну в районе Палийова - Гниляково (Palijova - Gniljokova) при помощи 500-килограммовых бомб. Другая четверка занималась тем же в районах Жагорова-Куртова (Jagorova-Kurtova).
8 августа 1941 года 12 истребителей Хейнкель прикрывали Поте 633, а в то же время смешанное звено, состоящее из He-112 и I.A.R.80 занималось штурмовкой в районе Васильевка-Оброжай (Vasilievka-Obrozai) с выходом к железной дороге и стратегически важному узлу Выгода (Vigoda). На следующий день истребительное прикрытие получили три SM79 и 12 Поте 633, а 10 августа 18 He-11 в сопровождении 12 истребителей He-112 бомбили войска противника в районах Мангейм (она же Каменка -прим.переводчика)-Васильевка-Доброжаны (Manheim-Vasilievka-Dobrozani). Все действия дали исключительно положительные результаты.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

12 августа 5-я Группа получила приказ на возвращение на родину для отдыха и восстановления. 52-я эскадрилья, как уже говорилось выше, была вооружена самолетами I.A.R.80, 51-я была на Хейнкелях. Именно ей, совместно с немецкой частью, было поручено прикрытие территории Румынии, в которую часто вторгались советские бомбардировщики. Особенно это касалось побережья Черного моря. Эскадрилья расположилась на аэродроме Мизил (Mizil).


He-112 в тренировочной части. Отметим странный эдельвейс на фюзеляже

После заслуженного отдыха вновь активизироались боевые действия - 16 октября 1941 года началось наступление на Одессу. Пара He-112 в 13.45 во время патрулирования атаковала тройку советских гидросамолетов примерно в 30 километрах от города. С захватом одесского порта 51-ю эскадрилью перевели на аэродром Одессы, но перешедшие в контрнаступление русские вынудили убрать самолеты в Румынию.
В начале ноября 1941 года 51 эскадрилья находилась в Татарке (Tatarka), в ста километрах юго-восточнее Одессы, и в ее составе оставалось всего девять Хейнкелей. С 25 числа румынские самолеты перевели в Одессу, где они должны были отражать бомбардировки советских самолетов, а также контролировать прибрежную зону совместно с разведчиками из 20-й эскадрильи. Кроме того, Хейнкели выполняли множество различных заданий над Черным морем. Такая активность продолжилась и в 1942 году, хотя единственная победу того времени была одержана су-локотенентом Истритеану (Istriteanu), сбившим И-153. Эскадрилья, при этом, потеряла одну свою машину.
1 июля 1942 года 51 эскадрилья всеми своими 19-ю машинами была переведена в Пиперу (Бухарест), где, совместно с Харрикейнами из Мамаи, образовала часть береговой охраны.

УЧЕБНЫЕ САМОЛЕТЫ

После возвращения из Одессы Хейнкели были отремонтированы и продолжили службу в составе 51-й эскадрильи. 19 июля произошел первый ночной перехват на He-112, что, в свете активизации ночных бомбардировок советскими самолетами, было предусмотрено изначально. В 1943 году эскадрилья получила для этих целей Bf-110 и стала именоваться Escadrila 51 Vinatoare de Noapte, или, по русски, 51-я эскадрилья ночных истребителей.
He-112 после этого были переведены в летные школы и основным их заданием стала подготовка пилотов к освоению немецкой техники. Во время таких тренировочных полетов некоторые самолеты получили повреждения.
К марту 1944 года в Румынии осталось 17 истребителей Хейнкеля плюс еще четыре находились в ремонтных мастерских. Радиооборудование "Телефункен" с них было снято и переставлено на I.A.R.80


Тренировочный Хейнкель со странной эмблемой на фюзеляже, 1943 год

23 августа 1944 года в Румынии произошел переворот и она сменила союзников. He-112 стали, в это время, "переходными" машинами для пилотов, готовящихся летать на 109G, и были сосредоточены в 6-й истребительной группе. На 1 января 1945 года доступны были 12 самолетов и еще 7 находились в ремонте. Приказ о перевооружении поступил в апреле 1946 года, и все Хейнкели были сданы на склад в Котросени (Cotroceni - это в западном Бухаресте), а в сентябре-октябре отправлены на переплавку, что явилось окончанием румынской карьеры этого симпатичного истребителя.

Не смотря на отсутствие защиты пилота, истребители Хейнкель обладали хорошими ТТХ и внесли неоценимый вклад в развитие румынской авиации, дав пилотам возможность перейти с устаревших P.Z.L. на современный самолет с убирающимися шасси и тяжелым вооружением...


MICHEL LEDET, JUAN ARRAEZ CERDA, PETER MUJZER, VALERIU AVRAM
перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

КОНЕЦ

Предыдущие части статьи:
1. 112. Часть первая
2. 112. Часть вторая
3. 112. Часть третья. Испания
4. 112. Часть четвертая. Венгрия
5. 112. Часть пятая. Румыния. Начало
Tags: heinkel, авиация, германия, румыния
Subscribe

Posts from This Journal “heinkel” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

Posts from This Journal “heinkel” Tag