Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Эскадрилья Порт-Саида. Часть первая

ПЕРВАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ ЭСКАДРИЛЬЯ МОРСКОЙ АВИАЦИИ

В момент начала Первой Мировой Войны французская морская авиация имела в своем распоряжении лишь маленькую горсточку дипломированных пилотов и ни одной полноценной эскадрильи, к тому же надо сказать, что не были в достаточной степени определены и задачи, которые должны были выполнять морские летчики с началом войны. Уже несколько лет продолжались дебаты о необходимости самолетов вообще, и крайняя степень этой дискуссии пришлась на 1912-1913 годы, конца обсуждениям видно не было и единственной более-менее решенной задаче стало наблюдение за прибрежными водами в зоне крупных военных портов.


Ньюпор N.13, Порт-Саид, 1915 год

Добавим, что парк морской авиации в то время был исчезающе мал, и пилоты считались как-бы "закрепленными" за тем самолетом, который был лучше всего известен. К счастью, набор резервистов несколько повысил боеготовность этого рода войск, иногда даже попадались пилоты и механики высокой квалификации, такие к примеру, как матрос резерва (matelot de reserve) Жульен Левассер (Julien Levasseur), выполнявший ранее работу летчика-испытателя компании Ньюпор (Nieuport).


Спуск на воду Ньюпор IV в Сан-Рафаэле, 1914 или 1915 год

Единственный центр морской авиации (CAM, Centre d’aviation maritime, – это основная организационно-тактическая единица французской морской авиации, аналог английских и германских авиационных станций – прим.переводчика) находился в Сан-Рафаэле - Фрежюсе (Saint Raphael - Frejus), еще три офицера-пилота (officiers pilotes) были отправлены в Ниццу, и еще два, вместе с капралом (quartier-maitre) и одним матросом - в Бонифачо (Bonifacio) (... и отправлены они были в начатые формированием в конце июля (т.е. еще до начала войны!) эскадрильи “de Nice” и “de Bonifacio”, т.е. исходные постулаты про «ни одной эскадрильи» и «первой была порт-саидская» как минимум сомнительны – прим.переводчика). Еще двое были приданы на "Foudre", старый крейсер – носитель миноносок и переделанный летом 1910 года в гидроавианосец (у авторов полная фигня с датами получается: в строй Foudre вступил как носитель миноносок, в 1907 стал плавмастерской, в 1910 минным заградителем, в 1911 передан для экспериментов с летательными аппаратами (переоборудование завершено в марте 1912), а в 1913 его сделали гидроавианосцем – прим.переводчика). Остальные временно находились в Сан-Рафаэле в ожидании поступления новых самолетов и получения дополнительных инструкций. Многие пилоты к тому времени были аттестованы французском аэроклубом, получив навыки в гражданских школах, по выходу из которых они имели представление только о наземных самолетах и нуждались в получении дополнительных знаний о пилотировании гидросамолетов, прежде, чем стать полностью "боеготовыми".


Анри де л'Эскай

3 августа 1914 года первые авиаторы прибывают в Бонифачо, и среди них капитан-лейтенант (lieutenent de vaisseau, далее просто LV) де Лаборде (de Laborde), командир авиаэскадрильи, в задачу которой входило патрулирование в югу и юго-востоку от места дислокации с запретом проникновения в итальянские территориальные воды. В это же время в Ницце капитан-лейтенант л'Эскай (l'Escaille) получает задание на патрулирование на своих самолетах 30-мильной зоны вокруг порта. В 1914 году Италия была членом тройственного союза наряду с Германией и Австро-Венгрией и французы ожидали, что итальянцы со дня на день начнут боевые действия. Конечно же, они наблюдали за всеми перемещениями кораблей вероятного противника, однако делали это без ненужных провокаций.


"Foudre"

Французскому военно-морскому руководству не давал покоя и еще один факт - присутствие в средиземноморье двух немецких крейсеров, "Goeben" и "Breslau". Легкие и хрупкие самолеты ничего не могли противопоставить мощным кораблям, и единственной надеждой было ранее обнаружение и предупреждение своих о том, что крейсера вступают в бой. 2 августа оба немецких крейсера были замечены в Мессине (Messine) на Сицилии, где они загружались углем, затем, в ночь с 2 на 3 августа - у берегов французского Алжира, где они открыли огонь по "Bone" и "Philippeville". Однако союзники напрасно ждали корабли в Гибралтаре, поскольку немцы взяли затем курс на восток и вторично пришли к Мессине. Однако там Италия, выбравшая к тому времени нейтральный статус, отказала в загрузке углем, и командующему эскадрой адмиралу Сушону (Souchon) пришлось прямо в море перегружать уголь с немецких транспортов. Сеть с каждым днем сужалась, и 6 августа крейсера вынуждены были пойти к берегам Османской империи, где экипажи передали корабли на службу сутану. Это, безусловно, облегчило жизнь морской авиации западного средиземноморья, но добавило проблем на востоке, поскольку там вообще не было никаких разведывательных самолетов. Гидроавианосцы должны были стать единственной возможностью обеспечить разведывательные полеты вдоль границ неприятеля.


Выгрузка самолетов в Порт-Саиде

13 августа Главный Штаб сообщает командующему флотом адмиралу Буэ-де-Лапейрьеру (Boue-de-Lapeyrer), что в его распоряжение в Сан-Рафаэле и Ницце поступают летательные аппараты, которыми он сможет оснастить гидроавианосец "Foudre" либо авиационные части, которые он планирует создать в ближайшем будущем. К этой дате Сан-Рафаэль располагал шестеркой самолетов типа "Ньюпор", пятью подготовленными пилотами и двумя наблюдателями. Командовал этой частью капитан-лейтенант Анри де л'Эскай (Henri de l'Escaille), один из самых опытных пилотов, получивших свой диплом в 1912 году. В ожидании отправки в боевые части и с согласия адмирала, все пилоты с 27 августа находились в Бизерте.

ЭСКАДРИЛЬЯ ПОРТ-САИДА


С одного из британских гидроавианосцев на воду спускают "Ньюпор"

Третьего (на самом деле пятого – прим.переводчика) ноября 1914 года Франция и Великобритания объявляют войну Оттоманской империи, с которой немцы подписали секретное соглашение еще 2 августа. Вступление в войну на стороне немцев и австро-венгров (замечательная фраза с учетом того, что это Антанта объявила войну Турции, а не наоборот... – прим.переводчика) столь сильного противника создало союзникам некоторые проблемы, одной из которых стала изоляция России. Зимой, когда замерзало Белое море, единственным достойным путем в Россию был южный, через Босфор и Дарданеллы, который контролировался турками. К тому же именно Османская империя представляла серьезную угрозу Суэцкому каналу, которым в то время управляли англичане. Еще одна опасность поджидала союзников в Египте, где единственным путем, связывающим турок с египтянами была Синайская пустыня (badiet-et-tih), а также «пустыня Скитаний» (это та, где Моисей Сусаниным подрабатывал – прим.переводчика), протяженность которой была около 300 километров и пересечь которую без прибрежных оазисов и пунктов приема воды с кораблей было невозможно.


Французы на борту британского гидроавианосца. Офицер справа - Дестрем, второй слева - Граль

Однако риск был очень существенен, так как Суэц был воротами на Ближний восток, бросать который британцы были не намерены и разведывательно-наблюдательные полеты в зоне которого они планировали интенсифицировать. Для этого они выделили эскадрилью из четырех "Фарманов", базирующуюся в Исмаилии, однако район полета этих машин был исчезающе мал и они не могли удаляться в сторону от канала. Гидросамолеты, которые могли взлетать с любой водной поверхности, при условии, что у них были корабли обеспечения, представляли из себя наилучшее решение этой проблемы. Поскольку в то время союзники имели явное превосходство на море, такая поддержка не могла составить какие-бы то ни было проблемы.


Лейтенант Деляж

В такой ситуации британский военно-морской атташе в Франции направил запрос о возможности предоставления новых самолетов вместе с пилотами для организации разведывательно-наблюдательных полетов над Дарданеллами, где находились два немецких крейсера (речь о все тех же "Гебене" и "Бреслау"), а также, как уже заявляло английское адмиралтейство, для прикрытия Суэцкого канала. Согласившись с этой второй задачей, адмирал Буэ-де-Лапейрьер дал добро на перевод в Египет эскадрильи Ньюпоров, которая, с этого момента, войдет в историю как "эскадрилья Порт-Саида.


Ньюпор N.15 на базе в Порт-Саиде

30 ноября "Foudre" появился в Порт-Саиде, где выгрузил пять Ньюпоров (N.7, N.8, N.11, N.13 и N.14), командиром которых был назначен л'Эскай. Среди летчиков находились также капитан-лейтенант Антуан Марсель Дестрем (Antoine Marcel Destrem), капитан-лейтенант Огюст Деляж (Auguste Delage) два пилота - QM Жюльен Левассер и QM Эрве Граль (Herve Grall). Кроме них были еще два наблюдателя, Лейтенант (enseigne de vaisseau, далее EV) Луи Бартелеми-де-Сезьё (Louis Barthelemy-de-Saizieu) и капитан-лейтенант Альфред Синтре (Alfred Cintre). Эти два человека за несколько дней до этого получили дипломы летчиков, однако управлять гидросамолетами Ньюпор не умели и не могли выполнять обязанности пилотов в начавшейся войне. Всего с учетом летчиков персонал состоял из тридцати восьми человек, а первая поставленная перед ними задача состояла в сборке самолетов (они все поступили в разобранном состоянии), а также пяти ангаров типа "Бессоно" (стандартный авиационный ангар у союзников в ПМВ: полотно (брезент), натягивающееся на разборный деревянный каркас – прим.переводчика). К 5 декабря был собран и облетан первый Ньюпор, и патрулирование теперь можно было выполнять со всей серьезность и тщательностью.


Эрве Граль получет военную медаль на борту "Anne Rickmers"

Первый полет в глубь вражеской территории в направлении Эль Ариша (El Arish - северный Синай-прим.переводчика) по побережью Средиземного моря выполнили Деляж и Синтре. По возвращению их самолет был просто изрешечен пулями - разведка велась всего в шестидесяти километрах от Суэца, а открывшая огонь группа из примерно тридцати всадников не была одета в оттоманскую форму. Общем собранием решили, что огонь с земли вели бедуины. Не смотря на это, сигнал тревоги был передан в английский главный Штаб генералу Максвэлу (Maxwell), в заду которого входило обеспечение обороны Суэцкого канала. Генерал распорядился продолжить полеты в направлении Биэр-Шевы (Bir-es-Sheba), Аль-Ауйи (El-auja) и залива Акаба (Akaba). Нужно было четко знать обо всем, что происходило по направлению к Маану (Maan - юг Иордании-прим.переводчика) и на железной дороге Дамаск-Иерусалим. Единственной возможностью проникнуть столь глубоко на территорию неприятеля было базирование гидросамолетов на авианесущих кораблях. Два британских крейсера - "Doris" и "Mierva" - были переданы в распоряжение эскадрильи, на корабли были откомандированы британские специалисты в области географии, а также знатоки синайского полуострова, который британцам был известен куда лучше, чем французам, ведь наблюдателями в самолетах были именно они...


Ньюпор N.13 в Порт-Саиде во время спуска на воду


ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: nieuport, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments