Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Эскадрилья Порт-Саида. Часть вторая

7 декабря генерал Максвелл направил разведчиков через Красное море в район Акабы. "Foudre" в это же время получил приказ на возвращение во Францию, а LV л'Эскаю было приказано перегнать по воздуху один из Ньюпоров в Суэц, где и поставить его на крейсер "Minerva". Генеральский план о полете в сторону Акабы пришлось выполнять LV Дестрему (Destrem) с капитаном Стирлингом (Stirling), и именно с этого дня к традиционным разведывательным маршрутам вглубь сирийской территории добавились и полеты в район Красного моря. Согласно общему плану, "Doris" (старый крейсер в 5600 тонн с вооружением в 11 пушек калибра 180 мм) занимался патрулированием акватории средиземного моря, а "Minerva" основное внимание уделяла Красному морю. Самолеты и их экипажи размещались на борту обоих этих кораблей, которых сопровождали еще два паровых судна, взятых у Германии, "Anna Rickmers" и "Rabenfels", которые к августу следующего года будут переименованы в "Anne" и "Raven", чтобы не использовать в названиях немецкие слова.


Во время сражения за Дарданеллы Ньюпор спускают на воду с борта "Campinas"

Экипажи, между тем, быстро поняли, что пилоты самолетов на этой войне не смогут обойтись без риска, летая на своих деревянно-полотняных машинах без какого-бы то ни было бронирования. Уже 11 декабря Ньюпор пилота LV Деляжа и наблюдателя капитана Херберта (Herbert) с трудом приводнился рядом с "Doris" - после разведывательного полета в Беэр-Шеву и сектор Газа двигатель сильно трясло от попаданий пуль, а крыло и один из поплавков оказались пробиты во множестве мест. Когда пилоту удалось-таки посадить самолет рядом с кораблем, он увидел, что самолет начал тонуть еще до того, как корабль смог поднять его на борт, и причиной этого был поврежденный поплавок. 15 декабря тот же экипаж во время разведки в районе Яффы был обстрелян с земли, однако в этот раз обошлось без повреждений.
В это же время в Красном море на корабле "Minerva" была завершена подготовка экипажа в составе матроса Левассера и капитана Росса (Ross), которые 16 декабря взлетели на самом подготовленном самолете (том, у которого лучше всего "тянул" двигатель), на разведку в направлении Маана. Это было сложным заданием, во время которого, к тому же, пришлось отказаться от пересечения горного хребта, расположенного на высоте 2200 метров, поскольку этого мог не выдержать двигатель. И все это не смотря на то, что при подготовке был выбран самый легкий экипаж из всех возможных.


Первый летчик французской военно-морской авиации, погибший в боях ПМВ - Жан-Мари Ле Галь

31 числа QM Эрве Граль и капитан Стирлинг вылетели на разведывательный полет к Акабе, но во время выполнения задания двигатель заклинило и Ньюпор N.13 приземлился в тридцати километрах в глубине вражеской обороны. Получивший повреждения и не имеющий возможности следовать к побережью за Стирлингом, Граль отдал капитану данные о разведке с просьбой доставить их на "Минерву". Подобрав Стирлинга, британцы начали поиск пилота, но найти его не удавалось, и вскоре это занятие было прекращено. Граль, со своей стороны, видел этих людей, но не мог различить, в какой они форме, и каждый раз прятался, принимая их за бросившихся в погоню турков. Во время похода к побережью Граль был атакован кавалеристом, но с расстояния в 250 метров смог застрелить его. Измотанный, не способный бежать, он продолжал путь к побережью, периодически скрываясь в скалах. Это. безусловно, спасло ему жизнь, поскольку, попади он в засаду, неминуемо бы оказался в плену. Изнуренный, съевший весь свой скудный запас провизии (фляга воды и немного шоколада), Граль все-таки добрался до побережья в ночь с 1 на 2 января, когда его и подобрали люди из экипажа "Минервы". Спасшийся таким образом от голода и жажды, Граль за свою "преданность" и "редкие качества выносливости, воли к победе и храбрости", был награжден Военной медалью (medaille Militaire). Отметим, что, согласно рапорту LV л'Эская, ни один пилот, кроме Граля, не смог посадить на землю поплавковый Ньюпор и остаться в живых.


"Anne Rickmers" в Лемносе после получения торпеды от "Demir Hissar"

Не смотря на такого типа неприятности, разведка понемногу начала приносить свои плоды, и британский Главный Штаб смог отметить продвижение турок к Суэцкому каналу сразу по трем направлениям. Определили также, что передвигались они преимущественно ночью, чтобы скрыться от палящего дневного солнца, и что на весь путь было запланировано у них 10 дней (такой запас еды и воды был у них с собой). Удовлетворенный получением таких сведений, английский адмирал Пирс (Pierce) попросил французов увеличить количество самолетов в Порт-Саиде. 3 января туда прибыли еще два пилота, вместе с которыми доставили 50.000 флешетт (металлическая стрела-дротик размером с карандаш, особый тип авиационного оружия, разработанный в начале XX века и применявшийся ВВС противоборствующих сторон при атаках скоплений пехоты и кавалерии противника - прим.переводчика) в кассетах по 100 и 200 штук...
Это вооружение, сегодня считающееся просто смешным, не было таковым в 1915 году, и эти 30-сантиметровые (явный перебор автора, поскольку 30-сантиметровых флешетт никогда не существовало. Они были размером с карандаш - прим.переводчика) стрелы вполне могли убить человека. Кроме этого французский транспорт доставил и три новых гидросамолета Ньюпор (N.15, N.16, N.17), которые, оснащенные качественными двигателями Клерже (Clerget), были приняты с радостью, ведь на ранних машинах стояли ненадежные Роны (LeRone).


Ньюпор на гидроавианосце

Эта хорошая новость несколько потускнела, когда механики, осматривая самолеты, нашли в одном и двигателей повреждения, вызванные транспортировкой. Информация об относительно незначительных, по нашим меркам, проблемах (поврежденными оказались один коленчатый вал и толкатели клапанов) дошла до нас благодаря LV л'Эскалю, который кропотливо вел ежедневные записи о состоянии матчасти и о любых тревожных сигналах не слишком надежных двигателей. Так, на N.11 двигатель умер, и требовалась его немедленная замена. КапЛей даже связывался с транспортной компанией, чтобы избежать столь нежелательных задержек. Однако его деяния пошли прахом, когда механики решили запустить отремонтированный мотор - воздушный винт отказался двигаться при ручном запуске (а по-другому тогда не заводили) и просто встал. Только тогда было отмечено, что повреждения двигателя оказались гораздо значительнее, чем представлялось изначально и он был признан негодным к использованию и непригодным к восстановлению силами местной мастерской. Вся эта ситуация ясно показала, насколько нужен будет, в будущем, полный комплект запасных деталей.

13 января, во время разведполета к Эль-Аришу, QM Левассер обнаружил большое скопление живой силы противника и незамедлительно стал мишенью для обстрела с земли. Одна из пуль пробила воздушный винт, что привело к немедленному возвращению пилота на свою базу. После того происшествия л'Эскай составил гневное письмо интендантам по поводу "сроков доставок". Кроме этого, он просил направить производителям самолетов дополнительный заказ на шесть машин, при этом написал даже о каких-то "бронированных аппаратах", правда затем, по неизвестной причине, вычеркнул эти слова.


Работа пилота начинается задолго до взлета...

Каждый разведывательный полет говорил о все большем приближении войск противника. 14 января пять тысяч солдат были замечены в Аль-Ауе и десять тысяч - Беэр-Шеве. В этот день Луи Бартелеми-де-Сезьё получил, наконец, разрешение на пилотирование гидросамолета и вылетел с лейтенантом-наблюдателем Леджером (Ledger) на очередное задание, и ему удалось обратить в бегство много турецких солдат при помощи тех самых "дротиков". Леджер же, сделав выстрел из своего ружья, разбросал написанные англичанами листовки. Надо сказать, что вернулся Ньюпор из этого полета с многочисленными пробоинами в крыльях и фюзеляже. Получилось, что пилот совершил настоящий подвиг, достойный ордена Почетного Легиона (Legion d'Honner), который и получил в апреле.


Спуск на воду

17 января патруль был направлен в стокилометровую зону вдоль побережья, чтобы найти двух английских офицеров-разведчиков. Не смотря на два часа интенсивных поисков, Дестрем так никого и не увидел. Оба британца были признаны пропавшими без вести, но, скорее всего, они погибли от рук турецких солдат.
19 числа разведка сообщила о турецких войсках в Эль-Арише. 20-го Труйе и Синтре в качестве наблюдателя обнаружили их в Катии (Katia), еще ближе к каналу. 22 января LV Деляж и наблюдатель Синтре заметили турок в Бир-эль-Абде (Bir-el-Abd), примерно в 70-ти километрах от границы, но наблюдение сорвалось по причине остановки двигателя. Деляж был вынужден приводниться рядом с миноносцем, который и доставил их в Порт-Саид. На следующий день Бартелеми-де-Сезьё заметил еще порядка 10 000 человек в Аин-Судре (Ain-Soudr), в 60-ти километрах от Суэца. Еще 15 000 на тяжелых грузовиках приближались к Аль-Ауйе и еще 10 000 человек находились в Беэр-Шеве. Вернулись наблюдатели на самолете, пробитом большим количеством пуль.


В Порт-Саиде

Каждый новый полет разведчиков сообщали о приближении авангарда вражеских войск к Суэцкому каналу - 26 числа две или три тысячи солдат находились в виду Бир-Мабежука (Bir-Mabejuk), всего в тридцати километрах от Суеца, а также Мойа-Хараба (Moia-Harab), чуть северо-восточнее. Некоторые турки вели быков, запряженных в тяжелые повозки, на которых были шаланды, предназначенные для форсирования канала.

Именно в момент такой нарастающей напряженности эскадрилья теряет одного из своих лучших пилотов, QM Жана-Мари Ле Галя, прибывшего в Порт-Саид тремя неделями ранее. В этот день пара Ньюпоров была спущена на воду, и Бартелеми-де-Сезьё совместно с Леджером по отработанной уже ими технологии отправились на бомбардировку приближающихся вражеских войск, а Ле Галь и лейтенант Партридж (Partridge), офицер резерва индийской армии, вылетели на разведку в район Эль-Ариша, чтобы определить количество турок, наступающих в этом направлении. Возвращаясь с разведки вечером 27 января они вынуждены были приводнить свой Ньюпор примерно в сорока километрах в глубине вражеских позиций. Пробираясь к своим, Ле Галь и Партридж внезапно наткнулись на занимавшую оборону британскую военную часть. Никакого пароля они конечно же не знали, и как только попытались приблизится, подняв вверх руки, они были убиты гуркхами, оборонявшими этот участок фронта.


Ньюпор на колесной тележке переставляют по суше перед спуском на воду

Этот инцидент, каким бы несчастным он не был, не возможно приписать только лишь отсутствию проницательности часовых. Вражеские войска были всего в нескольких километрах, а их наблюдатели вполне могли к тому времени занять позиции на другом берегу канала. Несколькими днями ранее британцы принудительно эвакуировали женщин и детей из окрестных поселений, а уже в ночь со 2 на 3 февраля 12-я турецкая дивизия провела первую атаку, которую давно уже спланировали и хотели осуществить османские генералы. Они считали, что как только удастся захватить первый тет-де-пон на левом берегу канала, 10-я дивизия поддержит 12-ю и вместе они ворвутся в Исмаилию, а следом за ними пойдет 8-я дивизия.


N13 в Порт-Саиде

2-го числа, во время своего приближения, турки несколько раз были замечены с гидросамолетов, из-за чего и потеряли свое основное преимущество - внезапность. Пытаясь пересечь канал на своих шаландах, лодках, а то и просто вплавь, нападавшие были быстро рассеяны британской артиллерией, огонь которой поддерживали два французских корабля - "l'Entrecasteaux" и "Requin". Свое участие в битве приняли и Ньюпоры, пролетая временами над головой турок на высоте не более 30 метров и сбрасывая бомбы и флешетты. Так продолжалось все третье число, а к каналу самолеты возвращались лишь для того, чтобы пополнить запасы топлива и вооружения.


Луи Бартелеми-де-Сезьё

Вечером этого же дня османы, лишенные какой-бы то ни было поддержки с воздуха, прекратили наступление. Проведенная на следующий день разведка показала, что турки поспешно отступают, бросая погибших и тяжелые вооружения прямо на берегу канала.
Имея явное превосходство, англичане имели возможность перейти в контр-атаку, но от пленных они получили информацию, что на помощь османам двигается еще одна армия. Не желая остаться вне своих оборонительных позиций, британские генералы приняли решение не преследовать турок.
Тем не менее, главная цель была достигнута - Суэцкий канал остался британским, что являлось основополагающей вещью для продолжения войны...


Награждение Граля в Порт-Саиде 14 марта 1915 года

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: nieuport, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments