Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Эскадрилья Порт-Саида. Часть третья

КОГДА СНАБЖЕНЦЫ РАБОТАЮТ, ВСЕ РАБОТАЕТ

Тем временем, проблемы со снабжением все больше и больше ощущались в Порт-Саиде. QM Граль и QM Труйе были на борту парохода "Anne Rickmers" направлены на восьмидневную разведку к Беэр-Шеве и Хеврону (Hebron), где обнаружилась новая концентрация турецких войск, совершили множество вылетов, а крылья их машин был просто изорваны вражескими пулями. 13 февраля находившийся в Порт-Саиде LV Дестрем при возвращении из разведывательного полета скапотировал на водной глади, серьезно повредив свой гидросамолет. В эскадрилье авария эта стала настоящей проблемой, потому как стала уже второй серьезной потерей самолета после Галя, а л'Эскаль, имея ограниченный бюджет, должен был помимо заказа запчастей для восстановления машин, еще и кормить своих подчиненных и выплачивать им жалованье.


На воду спускают самолет LV Дестрема, Мальта, 1916 год

24 февраля Дестрем и Граль выходят в море на борту "Rickmers", имея задание на патрулирование берегов средиземного моря в направлении Сирии. Их самолет спускается на воду, после чего Граль совершает первый разведывательный вылет на Либни (Libni) и Беэр-Шеву, где замечает примерно 30 000 вражеских солдат с шестью большими пушками. Это подтверждало полученные ранее данные о том, что турки реорганизуются и вновь собираются в наступление. Во время этого похода "Rickmrs" получает приказ продолжать разведку в направлении залива Смирны (Smyrne), поскольку британское адмиралтейство очень волновало открытие там "базы вражеских подводных лодок" (австрийских или немецких). 2 марта 1915 года адмирал Пирс встает во главу эскадры и отдает приказ о ликвидации военных сооружений противника. "Вы будете осуществлять этот обстрел, долгий обстрел, вы воспользуетесь вашим преимуществом но не будете разрушать города" - было сказано в телеграмме командования. Тогда же адмирал в очередной раз убедился, что единственным способом подтвердить уничтожение турецких батарей и определения результатов стрельбы станут разведывательные полеты.

Итак, "Rickmers" с пятого марта выполнял это самое задание, когда турецкий миноносец "Demir-Hissar", командовал которым немецкий капитан третьего ранга фон Фрейгс (von Freigs), всадил в него торпеду в ночь с 10 на 11 марта, примерно в два часа утра. Команда, большей частью состоявшая из греков, быстро покинула корабль, а французам - Дестрему, Гралю и механику Дебару удалось быстро взлететь. По счастливой случайности корабль остался на плаву и, сильно поврежденный, был подобран и десять дней ремонтировался на Лемносе, чтобы потом своим ходом добраться до Порт-Саида.


Крейсер "Montcalm", оснащенный одним гидросамолетом, веса 1915 года

Тем временем л'Эскай вернул во Францию последние Ньюпоры с 80-ти сильными двигателями Рон, считавшиеся слишком устаревшими, и остался, таким образом, всего с пятью самолетами, из которых два застряли на острове Лемнос. К счастью, 27 марта поступили три новых Ньюпора с двигателями Клерже, которые, хоть немного, но выправили ситуацию.
Британцы делегировали л'Эскаю наблюдателей, но ситуация с пилотами самолетов становилась все более и более напряженной. Ле Галь погиб 28 января, Деляж 7 февраля отбыл во Францию, а Левассер серьезно заболел и также отправился на родину уже 25 марта. В этих условиях л'Эскаю не оставалось ничего другого, как переводить в ранг пилотов бывших наблюдателей - именно таким образом прибывший в декабре Синтре стал летчиком на Ньюпоре. Количество британских запросов на разведполеты постоянно увеличивалось, а пилотов было всего шестеро. В таких условиях очень трудно было отвечать на британские просьбы, особенно если учесть тот факт, что французские и английские военно-морские силы все больше втягивались в битву за проливы, а 18 марта эскадрилья Порт-Саида должна была поддерживать высадку в Дарданеллах. В день этой высадки, л'Эскай должен был лично прибыть в Дарданеллы на борту гидроавианосца "Rabenfels", привезя с собой три гидросамолета и двух пилотов - Бартелеми-де-Сезьё и Труйэ. При этом все свои административно-хозяйственные вопросы в Порт-Саиде он вынужден был оставить на своего заместителя, LV Синтре, оставшегося единственным действующим летчиком, правда без аппаратов, пригодных для проведения воздушной разведки.
Вообще цель все этой дарданелльской операции состояла в том, чтобы восстановить потерянную связь с Россией, одновременно отвлекая турок от района Суэцкого канала. Итак, все три самолета были доставлены, и один из них (история не сохранила нам точных данных, какой именно), выполняя разведывательный полет в залив Смирны, обнаружил тот самый "Dmir-Hissar", который некоторое время назад торпедировал "Rickmers".


Спуск на воду Ньюпора в Порт-Саиде, ноябрь 1915 года

Вообще говоря, чтобы обеспечить в районе Дарданелл постоянное присутствие в воздухе французских самолетов, л'Эскай получил приказ на создание на острове Тенедос (Tenedos) временной базы и расположение там двух самолетов, одного офицера и одиннадцати человек персонала, и сделать все это он был должен перед отбытием на борту "Rabenfels" в Порт-Саид, которое было в срочном порядке инициировано британскими властями Египта. Вообще это было совершенно иллюзорной идеей - расположить две части одной эскадрильи на расстоянии примерно в тысячу километров друг от друга - посудите сами, как одна из них сможет получать матчасть? Два самолета с Тенедоса, вместе с двумя пилотами - Бартелеми-де-Сезьё и Труйэ в итоге оказались 11 апреля приданы в состав одной из частей RNAS, находившейся на том же острове двадцаткой самолетов и одиннадцатью пилотами под командованием коммандера (кавторана) флота и винг-коммандера морской авиации Самсона (Samson - да да. того самого, который потом неудачно полетит на Феликсе из Гибралтара на Мальту-прим.переводчика). Кроме того, занятые в дарданелльской операции силы могли рассчитывать на английские гидросамолеты, размещенные на "Ark Royal", а призванные из Египта французы возвратились обратно, не оказав какого-либо влияния на развитие событий...

Несколькими месяцами позже, летом 1915 года, произошла не совсем удачная высадка на полуостров Галлиполи, и французская морская авиация запросила у британцев передачу им эскадрильи Порт-Саида, однако немедленный ответ англичан звучал так:
"Опасность потерять Суэцкий канал еще не отступила, и в таких условиях не представляется возможным перевод эскадрильи куда-либо".
В таких условиях французам не оставалось ничего другого, кроме как создать в ноябре 1915 года еще одну эскадрилью, которая выполняла бы запросы войск, находящихся в Дарданеллах...


Спуск на воду Ньюпора в Порт-Саиде, ноябрь 1915 года

МОМЕНТЫ СЛАВЫ И ТРАГЕДИИ

Все это время продолжались и разведполеты в Сирию, вдоль железнодорожной линии на Эль-Ариш и в направлении канала, которую активно строили турки. Кроме того, летали и на Газу, Хайфу и Беэр-Шеву, где османы занимались наращиванием своих сил. Полеты эти ни в коей мере не были рутиной. Кстати, 21 апреля очередное задание четко показало пределы, в которых может работать Ньюпор - QM Граль в компании с наблюдателем лейтенантом Леджером вылетел из Порт-Саида в 10 утра. К 13.00 от них не поступило никаких новостей, и л'Эскай поднялся в небо на их поиски, а "Компания Суэцкого канала" отправила один и своих буксиров, "Hardi", на исследование прибрежной зоны. К 19.00 офицер, пролетевший по всему маршруту Граля и Леджера, вернулся с пустыми руками. По соглашению с англичанами была запущена широкомасштабная поисковая операция, и, к счастью, в 23.00, "Hardi" подобрал экипаж, находившийся в полном здравии. Позже Граль рассказал, что после получаса полета у них возникла проблема с двигателем и они приводнились недалеко от берега, однако сильный ветер гнал самолет вдоль берега, и после пяти часов дрейфа они уткнулись в прибрежный песок в шестидесяти километрах от передовой, на турецкой территории. После примерно часа ходьбы по прибрежному песку, Граль и Леджер увидели шедший на их поиски "Hardi" и сразу поняли, что единственным шансом на спасение является их возвращение к самолету. Когда они вернулись, то были неприятно удивлены - у машины находились три вооруженных бедуина. Эти местные жители также были очень удивлены появлению французов, и Граль, не имевший с собой никакого орудия, поднял над головой единственное, что было у него прод рукой - бидон для воды. Бедуины, вне всякого сомнения, приняли эту штуку за новое оружие и двое из них очень быстро ретировались, а третий решил сдаться в плен, высоко подняв руки.
Представленному своим командованием за этот подвиг к очередному воинскому званию, Эрве Гралю было на тот момент всего 25 лет, и в этом возрасте он вошел в довольно узкий круг офицеров морской авиации. Великолепный пилот, Граль получил множество заслуженных наград, в том числе и английскую флотскую DSM, полученную 14 апреля.
К 15 мая Граль выполнил еще три полета, два из которых на фиксацию результатов стрельбы крейсера "Jeanne d'Arc" по Эль-Аришу. Не смотря на многочисленные обстрелы турецких военных, он выполнял свои боевые задачи со все большей энергией, и удостоился упоминания в приказе по 3-ей эскадре. 31 июля он получил военный крест «с пальмой» (Croix de guere avec palme), затем 26-го он удостоился еще одного упоминания за бомбардировку 20 августа в условиях сильного огня с земли моста Сек-эль-Дере (Sheck-el-Dere), выполненную совместно с наблюдателем Дестремом, также получившим упоминание за этот выдающийся полет.


Малюсенький Ньюпор вылетает на разведку

Вообще говоря то был "наградной" период, LV л'Эскай и Синтре получили из рук адмирала Пирса британский "Destinguished service Cross", а вскоре оба стали кавалерами ордена Почетного Легиона, при чем если л'Эскай был удостоен такой награды за командирские качества, то Синтре - за подрыв 11 апреля склада вооружения неприятеля, осуществленные под сильным вражеским огнем. У его самолета тогда был поврежден двигатель и он приземлился в пятидесяти километрах в глубине турецкой территории, но затем вдоль берега сумел выйти к своим. В сентябре за полеты в районе Дарданелл военный крест «с пальмой» получил QM Труйэ.
Летом 1915 года в Порт-Саид прибыли новые корабли с возможностью перевозки самолетов. Британский "hardinge" (вооруженный войсковой транспорт индийского флота - прим.переводчика) получил оборудование для поднятия на борт Ньюпора, таким же оборудованием был оснащен французский броненосный крейсер "Montcalm" из флота Индийского Океана, который должен был выполнить ряд миссий в Красном Море.

Однако, после этой летней эйфории, к концу 1915 года в эскадрилье наступила черная полоса. 10 октября гидросамолет с пилотом QM Труйэ и наблюдателем лейтенантом Сэром Робертом Полем (Sir Robert Paul) не вернулся из разведки на Беэр-Шеву. Немецкое радио, перехваченное французским "Montcalme", объявило следующее:
"К востоку от Беэр-Шевы сбит вражеский самолет-разведчик, самолет захвачен, экипаж пленен."
Позже сало известно, что Труйэ удалось посадить гидросамолет, однако немецкие советники, находившиеся на турецкой службе, захватили их и, в последствии, передали в Иерусалим.


Механики на гидроавианосце, 1915 год

4 декабря SM Граль вместе с лейтенантом Леджером вновь приводнился на вражеской территории из-за проблем с двигателем. До Порт-Саида было всего-то двадцать километров, но море было очень неспокойным, и французам с трудом удалось доплыть до берега. Леджер практически утонул, но Гралю удало вытащить его на прибрежный песок, после чего, отдохнув, они взяли курс домой. "Лучший наблюдатель эскадрильи", как называли его товарищи, вскоре найдет свою смерть во время короткого разведывательного полета, пилотом в котором будет Бартелеми-де-Сезьё.
22 декабря 1915 года на разведку к Беэр-Шеве и строящейся железной дороге вылетели два Ньюпора, но плотный туман заставил Граля повернуть назад и закончить полет. Бартелеми-де-Сезьё продолжил выполнение задания не смотря ни на что, но в конечном итоге сел на вынужденную из-за нехватки топлива (случайная пуля пробила его бензобак) в двадцати километрах от места встречи с гидроавианосцем "Anne" (переименованной "Anne Rickmers"). Пока пилот с наблюдателем пытались сжечь свой самолет, чтобы он не достался врагам, их окружили бедуины на лошадях. Прямо на месте разгорелась схватка, в ход пошли сначала револьверы, потом ружья, а потом стычка перешла в рукопашную. Если верить послевоенному рапорту одного французского офицера, эта схватка стоила жизни лейтенанту Леджеру и большому количеству арабов. Бартелеми-де-Сезьё тем же вечером был передан в руки турецких властей... Исход этой стычки стал известен также и из очередного перехвата немецкого радио.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: nieuport, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments