Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Эскадрилья Порт-Саида. Часть четвертая, заключительная

НОВАЯ ТЕХНИКА

Эта осень характеризовалась также и новым типом заданий - теперь к разведке присоединялись полеты на поиск подводных лодок в прибрежных водах, которых с каждым днем становилось все больше и больше на рейдах Порт-Саида и Мальты, на торговых путях из Египта в Империю. В первых числах октября Дестрем и Граль выполнили трехчасовой полет, имея на борту "запас бомб", которые, впрочем, не могли принести никакого вреда немецким подводным лодкам в случае их обнаружения. 7 октября л'Эскай даже сделал запрос о поставке "противолодочных бомб", однако Ньюпоры были плохо приспособлены к выполнению такого рода задач, поскольку обзорность для экипажа была далеко не лучшей, а двигатель в 80 л.с. был явно слабоват для таких полетов. Конечно, лучшим решением было бы оснащение эскадрильи самолетами FBA (англо-французская серия летающих лодок - прим.переводчика), но такую машину британцы держали в резерве для новосоздаваемых частей. Стареющие, иногда поломанные, Ньюпоры все чаще выходили из строя и могли бы даже, в скором времени, представлять реальную опасность для своих экипажей.


Ньюпор N16 в Порт-Саиде. Самолет будет разбит в ноябре 1915 года

В это время Порт-Саид располагал тремя Ньюпорами с двигателем 100 л.с. и шестью Ньюпорами с 80-ти сильными моторами. Один из этих гидросамолетов был оснащен TSF (радиостанцией, работающей азбукой Морзе) и использовался для корректировки стрельбы крейсеров. Ньюпоры, не оснащенные радио, плохо подходили для такой работы. Однажды некий EV Ив-Жан Кергистель (Yves-Jean Kerguistel) с одного из кораблей, своими силами собрал маленький радиопередатчик на конденсаторах из фотопленки, бумаги и олова, работавший от аккумулятора. Это "чудо техники" работало на расстояние не более чем в 20 километров, но, тем не менее, оно работало!

Л'Эскаль ничего не мог противопоставить такой вопиющей нехватке оборудования, и в октябре запросил три дополнительных гидросамолета, оснащенных TSF и пулеметом. В ноябре ему подтвердили что со дня на день стоит ожидать прибытия таких машин, только будут они совершенно новой модели, оборудованные единой ручкой (джойстиком) управления. До этого момента пилоты Ньюпоров использовали для маневрирования две ручки - одну для рулей высоты (глубины), и вторую - для руля направления. Гоширование-же достигалось путем изменения центра тяжести аппарата, фактически перемещением веса пилота с одного борта на другой, сам же летчик при этом восседал на своего рода табуретке. Система, которой мы ее знаем сейчас, то есть управление при помощи руля направления, рулей высоты и ручного гоширования была изобретена перед войной Робером Эсно-Пельтри (Robert Esnault-Peltrie), и он обладал патентом на это изобретение, который запрещал производителям пользоваться этим изобретением в мирное время.


На воду спускается Ньюпор N19, начало 1916 года

(Вообще выше была написана какая-то непонятная фигня. Да, патент был – на “Manche à balai” (это переводится как «древко метлы»), т.е. ручку управления современного типа, популярно известную под английским названием «палка радости». А до того были разные системы, самой распространенной из которых был тоже вполне современный штурвал, только он тогда был не в форме рогалика, а обычного автомобильного руля. Насчет, запрещал ли патент использование изобретения, или просто требовал отступных за него, сейчас сказать сложно, но точно известно, что система получила достаточно широкое распространение еще до войны, а в ПМВ она стала просто повсеместной, и что в 1923 году изобретателю выплатили большую сумму роялтис частью от французского государства, частью от авиастроительных фирм.
А что касается системы управления на Ньюпорах, то она была именно «джойстиком» уже в 1911 году. На гидроплане, выставленном в Англии на Олимпия шоу в 1913, система была ровно такая же, как на более ранних сухопутных монопланах фирмы. Вся разница между Ньюпорами и самолетами других фирм состояла в том, что наклоны ручки вправо-влево приводили в движение руль поворота, а управление гошированием крыльев было завязано на педали. Точнее, это были не ходящие вперед-назад педали как на других самолетах, а рычаги, на которые нужно было давить ногами вниз. И вот на гидроплане, выставленном на предвоенном шоу 1914 года, управление было приведено к стандарту остальных фирм с джойстиком на перекашивание и рули высоты и педалями на руль поворота - прим.переводчика)



Ньюпор с заглушенным двигателем ждет погрузки на гидроавианосец

Для освоения нового способа пилотирования л'Эскаль вначале установил систему на старый Ньюпор, N.16, находившийся в Порт-Саие с самого начала и признанный негодным для применения. В первом же полете л'Эскай и Граль разбивают этот Ньюпор, к счастью на небольшой высоте. В своем рапорте от 7 ноября 1915 года офицер запрашивает отправку ему еще самолетов, оборудованных новой системой, а также обученных пилотов, поскольку те летчики, которые были в эскадрилье, очень медленно осваивали новинку, что могло привести к уменьшению выполняемых заданий
Что касается машин с радио, то необходимо было дождаться января, чтобы, наконец, получить их. В сопроводительных документах к радиостанциям указывалось, что они должны работать на дальности не более 25 километров, но первые же испытания показали, что, в некоторых условиях, они нормально работали и на 50 километрах, и это выглядело многообещающе.
Однако эти радиостанции были достаточно тяжелыми (не менее 22 килограммов), и их было довольно трудно установить на Ньюпорах, особенно с учетом того, что надо было еще загрузить хотя бы несколько бомб. Именно по этой причине они не часто использовались в эскадрилье Порт-Саида даже не смотря на то, что некоторые самолеты были со стосильными двигателями.

ПОСЛЕДНИЕ МИССИИ



Спуск на воду Ньюпора N16

В середине 1916 года английский гидроавианосец "Ben My Chree" прибывает в Порт-Саид. Корабль этот раньше был простым паромом из Ла Манша, реквизированным королевскими ВМФ и находившимся в Средиземноморье с 1915 года. Сначала он участвовал в первых операциях в дарданеллах, затем осуществлял высадку в Галлиполи а затем перебрасывал силы союзников к Салоникам. На "Ben My Chree" находилось два гидросамолета Шорт (Short 184), уже поучаствовавшие в текущих сражениях - с их помощью в Мраморном море между 11 и 16 августа пошли ко дну три турецких парохода.
18 января французское судно "Campinas", бывшее ранее торговым судном и реквизированное моряками, также зашло в Порт-Саид, чтобы там быть переоснащенным под гидроавианосец. Корабль этот, кстати говоря, не был столь старым и изношенным, как находившиеся на базе самолеты Ньюпор. В начале февраля л'Эскай получил один вооруженный Кодрон (Caudron R) («Кодрон» тип R – это построенный в одном экземпляре гидроплан за авторством Рене Кодрона, который не имел никакого отношения ни к более ранним моделям, спроектированным братьями совместно, ни к последующей серии R - прим.переводчика), большой поплавковый биплан, поступивший из центра военно-морской авиации Бриндизи (Brindisi), однако французский офицер отказался принять его и отправил к Салоникам, поскольку правильно предполагал, что машина эта не подходит для использования в его эскадрилье. С этой же поставкой из Бриндизи прибыли два пилота, QM Русильон (Roussillon) и матрос Коллар (Collard), которые обучались на самолетах с новой системой управления и хорошо владели ей.


Спуск на воду Ньюпора с британского гидроавианосца

12 февраля 1916 года Граль вылетел на поиски вражеского аэродрома, который, по данным британской разведки, активно строился турками в районе Эль-Ариша. Разведка сообщала также, что немцы активно занимаются там установкой ангаров и планируют использовать на этом новом аэродроме современные самолеты. За два часа полетов над территорией противника ни французский пилот, ни наблюдатель-британец не заметили никаких следов этого предприятия. Однако информация о вражеских самолетах сильно встревожила л'Эская, поскольку его эскадрилья с устаревшими Ньюпорами была единственной в этом районе, если не брать в расчет британские Шорты (это были большие тяжелые самолеты, достаточно нестабильные в полете и обладавшие слабым для такого веса двигателем всего в 225 лошадиных сил, на которые все равно нельзя было рассчитывать, если противник введет в бой свои новые истребители. Командир эскадрильи принял предложение британцев оснащать Ньюпоры пулеметами "Льюис". Это вызвало достаточно негативную реакцию у французских пилотов, которые заявили что "адаптировать самолет под любые нужды это плохая идея". Вообще говоря, прибывшие в Порт-Саид как разведчики, машины эти побывали и бомбардировщикам, и противолодочниками, а теперь должны были стать еще и истребителями.
К счастью именно в это время из Франции на борту "Campinas" прибывают новенькие FBA - гидросамолеты с двигателем в 130 л.с. и складным крылом. Тогда же во Францию отзывают л'Эская, а Дестрем получает приказ на передислокацию в Аргостоли (Argostoli) на запад Греции, где необходимо было создать новый центр морской авиации. В этот же момент идет передислокация 128 000 сербских солдат с острова Корфу к Салоникам.

7 апреля 1916 года "Campinas" покидает Порт-Саид с четырьмя Ньюпорами на борту (два 80-ти сильных и два 100-сильных) и тремя пилотами, один из которых собственно Дестрем. Корабль берет курс на Мальту. 18 апреля остаток эскадрильи грузится на гидроавианосец "Anne" и также направляется к Мальте. Там все перегружается на "Campinas" и направляется непосредственно в Аргостоли, где к середине мая самолеты выгружаются и ставятся на воду. Как раз во время - с Корфу в Салоники идут последние транспорты с войсками. Таким образом, авиационный центр в Порт-Саиде закрывается, хотя новый центр до 5 октября 1916 года носит название Центр морской авиации Порт-Саид - Аргостоли. За несколько дней до покидания Порт-Саида несколько человек из персонала эскадрильи заметили пару вражеских "Эльфауге" (LVG), занимающихся бомбардировкой Порт-Саида с высоты примерно в 700 метров. Это подтвердило опасения, высказанные л'Эскаем несколькими неделями ранее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Ньюпор N16 на гидроавианосце, 1915 год. Матрос в левом нижнем углу кадра разговаривает по мобильному телефону

Полтора года просуществовала эта маленькая авиационная часть, никогда не имевшая более восьми гидросамолетов и шести пилотов одновременно, но осуществившая 1072 разведывательных полета, проведшая 2000 часов воздухе, из которых 500 над территорией противника. Часть потеряла убитыми одного пилота и двух наблюдателей, а еще два пилота и один наблюдатель оказались в турецком плену.
В Аргостоли французские пилоты откроют для себя совершенно новый вид боевых операций - морское патрулирование и охота за австрийскими и немецкими подводными лодками, которые будут все чаще выходить в атаки на французские суда, следующие в Грецию. Продолжаться такая работа будет с конца 1916 года, а затем и в течение двух оставшихся годов этой войны.
Во Франции эта эскадрилья, как и морская авиация в целом, достаточно мало изучены, но ее роль на начальном этапе военного конфликта, и особенно в том, что мы называем теперь "битвой за проливы", совершенно неоценима. Без этих храбрых пилотов и хрупких гидросамолетов судьба Суэцкого канала могла бы сложиться иначе...

КОНЕЦ

THIERRY LE ROY
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

Предыдущие части статьи:
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Tags: nieuport, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments