Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Чилийская Бреда

Январь 1937 года. Европа разделена на два лагеря, четко обозначенных линией политического раскола гражданской войны в Испании. Империи считают, что у них все хорошо, а страны будущей Оси все больше и больше обманывают своих граждан (и себя в том числе) уже вырисовывающейся политикой "блицкрига"...


"Бреда-65 P.XI" FACH 1938 год

Январь 1937 года. В Южной Америке только что отгремело эхо Чакской войны между Боливией и Парагваем, и даже в наши дни невозможно определенно сказать, кто же в ней победил. В Аргентине, президент Агустин Хусто (Agustin Justo) решил отправить с дружеским визитом в Перу большую часть своего океанического флота: броненосцы, крейсера, эсминцы прошли в ордере эскадры 4600 километров вдоль чилийского побережья. Это была наглядная демонстрация военной силы, и в Чили, где вся общественная жизнь была наполнена метаниями между двух больших государств, и все воспоминания восходили к 1879 году, ко Второй Тихоокеанской войне (Чили против Перу и Боливии), посыл этот был услышан.


"Бреда-65" №5. Чили была единственной страной, купившей Бреды с двигателем Пьяджо

ПАНИКА

С этого момента в Чили стали ощущать угрозу своим сухопутным, а, особенно, морским владениям. На такую демонстрацию надо было как-то реагировать, и поддавшееся панике правительство в срочном порядке рассматривало вопрос о закупке военно-морской техники. Но самолеты? ВВС Чили (Fuerza Aerea de Chile) располагала лишь сильно устаревшими бипланами Кертисс (Curtiss P-1 Hawk) и Фалькон (Falcon), а также монопланами Юнкерс (Junkers R-42). Добавим к этому, что самолетов таких было всего не более 90 единиц, и модернизация явно назревала, при чем вне зависимости от того, ограничатся-ли Аргентина или, к примеру, Перу, простой военной демонстрацией, с которой, собственно говоря, все и началось.


Чилийская делегация после подписания договора с Бредой

Командующим ВВС Чили (далее FACH) был генерал Диего Аракена (Diego Aracena), известный пилот, совершивший, преимущественно с целью прославить свои имя и получить чилийскую звезду (звезды в Чили были знаками отличия, но не медалями; кстати «чилийская» в данном случае явно указание на страну, а вовсе не часть названия награды, т.к. у чилийцев были Звезды и Большие звезды (нескольких видов) раздельно для армии и ВВС - прим.переводчика), несколько перелетов в Латинской Америке . Также он был сторонником новых, набирающих сил молодых европейских правительств, и, когда встал вопрос об отправке в Европу комиссии по закупкам, генерал Аракена уже знал, что основное внимание он уделит Германии и Италии.


Единственная известная фотография чилийской двухместной "Бреды"

Конечно же не обошлось без проблем на внутриполитическом фронте, поскольку в Чили, стране латино-американской демократии, активно стали требовать пояснений, так как предполагаемые на закупку 100 миллионов песо были взяты из фонда социального обеспечения. О такой сумме быстро стало известно, и многие компании предложили свои услуги: Кертисс выступил со своими Хок III и Хок IV, а Нортоп, действуя через представителя - Гиббс и Ко (Gibbs & Co), представил свою великолепную Гамму (Gamma 2E, она потом засветится-таки в Чили). Не отстали и крупные европейские производители, в том числе Фоккер и Летов, которые, как и британские и французские правительственные круги, прислали официальные приглашения чилийской делегации. Все это было напрасно, ведь решение уже было принято. Для всех был заготовлен стандартный ответ: "Нет времени, нет денег..."
Для "внутреннего потребления" была заранее заготовлена версия, что выбор делался через всесторонние испытания и подробное изучение всех предложений. Чтобы казаться еще более открытыми и честными, реагируя на критику, немедленно последовавшую со стороны оппозиции, чилийская делегация отказалась от любых фирм-посредников и любых комиссионных выплат, Диего Аракена лично вел все переговоры, следуя указаниям правительства. Это было совсем не сложно, поскольку он заранее согласовал с этим самым правительством все необходимые вопросы и ответы.


Облет чилийского самолета "Бреда"

ПОКУПКА И ПРИНЯТИЕ НА СЛУЖБУ

В итоге в Германии были приобретены двенадцать Юнкерсов-86, девять Арадо-95 (о них мы уже рассказывали - прим.переводчика) и пятнадцать Фокке-вульфов-44. Потрачено на них было 42 426 688 песо. После этого в Италии за 26 048 119 песо приобрели девять Нарди-305 и двадцать Бреда-65, представленных как многоцелевые машины (возможно в целях пропаганды) (Ba.65 официально классифицировался как многоцелевой самолет (истребитель/разведчик/бомбардировщик), а что в итоге получилась хрень, так выяснилось это только по результатам боевых действий - прим.переводчика). Еще на 5 222 143 было закуплено дополнительное оборудование, а на 4 538 217 - вооружение у датской компании "Мадсен", которое предназначалось самолетам "Бреда". 50% всех сумм было переведено немедленно по подписанию контрактов, а оставшиеся 50% - по закрытию экспортных документов 1 июня 1938 года. Двадцатка "Бреда" прибыла на чилийскую территорию 14 декабря 1938 года после длительного морского путешествия.


Облет чилийского самолета "Бреда"

Не смотря на то, что на настоящий момент сохранилась только одна фотография двухместной турельной "Бреда-65", из документов известно, что именно в такой конфигурации в Чили прибыло минимум три машины. Все самолеты были приданы в 4-ю Группу (Gruppo 4) в Сантьяго-эль-Боске (Santiago-El Bosque), где пилоты, использовавшие до того Авро (Avro-626 Tutor), встретили их с нескрываемым энтузиазмом.

Энтузиазм этот, впрочем, длился недолго. Во время первых сдаточных полетов капитан Никола Магальди (Nicola Magaldi), пилот компании "Бреда", которого ВВС Италии (Regia Aeronautica) направили в помощь чилийцам, сжег двигатель на Ba.65 номер 1, что стоило ему жизни, когда он, выпустив шасси, пошел на посадку прямо на виноградники, над которыми проходил электрический кабель... Фирма "Бреда" поставила новый самолет взамен разбитого...


Разбившийся в Чили №10

ПРОИСШЕСТВИЯ И РАЗОЧАРОВАНИЕ

Серьезные происшествия начались с двухместной машины №17, пилотировал которую младший лейтенант Фернандо Трауб (s/lt Fernando Traub), великолепный пилот, которому серьезно не хватало часов налета. В сентябре 1939 года, когда 4-я группа готовилась принять участие в назначенном на 18-е число (национальный чилийский праздник) воздушном параде, Трауб взлетел в Эль-Боске как третий номер в третьем звене. Поскольку при взлете звенья смешались, Фернандо решил поскорее занять свое место в строю. С земли было хорошо видно, как заложившая крутой вираж "Бреда" завалилась на левое крыло, и перевернувшись, врезалась в землю недалеко от ворот склада...


Разбившийся в Чили №10

Несколько позже №5 Эрнана Лопеса Ангуло (Hernan Lopez Angulo) загорелся в полете. Пилот хладнокровно посадил машину и успел покинуть ее. Самолет полностью сгорел...
Еще одно происшествие стоило жизни младшему лейтенанту Рамону Ортису (s/lt Ramon Ortiz), когда он решил в последний момент перед посадкой добавить газу и совершить вираж практически на уровне земли с выпущенными шасси и закрылками. Конечно же Бреда потеряла скорость и упала в поле неподалеку от Лос-Эспехо (Los Espejo).
Обескураженное таким развитием событий, командование запретило все дальнейшие полеты самолетов "Бреда". Последовавшие за этим рапорты капитана USAAC Омера Ниергарта (Omer Niergarth) и капитана FACH Гастона Карреры Лисасоайна (Gaston Carrere Lizasoain), показали низкий уровень чилийских пилотов (налет в среднем 48 часов за весь 1938 год у каждого) и невозможность боевого использования мощного, но тяжелого итальянского самолета, обладавшего, к тому же. довольно посредственной маневренностью.


Перед отправкой в Чили

В конце концов 15 ноября 1939 года на брюхо приземлился номер восемь, пилот которого просто забыл, что, в отличие от Т-6, шасси не выходят под воздействием силы гравитации. Серьезные повреждения фюзеляжа и центроплана сделали самолет непригодным к дальнейшему использованию. В конце 1940 года в Чили прибыла миссия USAAC, целью которой было обучение чилийских пилотов полетам на современной технике - North American (Норт Америкен АТ-6).
Последней летавшей в Чили "Бредой" по иронии стал №13, и было это в конце 1941 года. В условиях отсутствия поставок из Германии и Италии запасных частей и расходных материалов, это был безусловный конец чилийских машин "Бреда", оснащенных итальянскими двигателями Пьяджо (Piaggio PXI C40).


Линейка чилийских самолетов "Бреда"

Что касается окраски, то чилийские самолеты были целиком цвета полированного металла, на крылья в четырех позициях были нанесены чилийский опознавательные знаки. Синий киль и руль поворота несли большую белую звезду, а на борту машин стоял номер от 1 до 20. В документах сохранилось и несколько заводских номеров этих самолетов: 1/64179-5/64186 и 17/64192

КОНЕЦ

RINO POLETTI, PATRICK LAUREAU
перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: breda, авиация, италия, чили
Subscribe

Posts from This Journal “чили” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments