Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Самолет "Бреда" в Ираке и Португалии

ИРАК

Достаточно средние по мировым меркам "Бреды" смогли привлечь внимание нескольких стран, приобретение самолетов в которых было традиционно ориентировано на Великобританию или Соединенные Штаты. Одной из таких стран как раз был Ирак, ближневосточная страна, находившаяся под британской опекой, но имеющая достаточно широкую автономию. Все приобретения военного снаряжения в этой стране обязательно проходили через Форин офис (Британский МИД), но авиация, командовал которой полковник Мухаммед Али Джавад (Jewad), всячески старалась оградить себя от английского надзора.
Именно полковник в начале 1937 года посетил Италию, где, после тестирования многочисленных марок самолетов, пришел к выводу, что SM 79B (двухмоторник) и Бреда-65 станут великолепным выборов для его страны.


Breda Ba.65, 5-я эскадрилья ВВС Ирака, 1939/1940

В кратчайшие сроки был подписан контракт между странами, и 10 июня 1937 года итальянцы приняли на себя обязательства по поставками 25 двигателей ФИАТ (FIAT A 80) и 15 Бреда-65, при этом поставка самолетов разбивалась на две партии: три экземпляра, два из которых с двойным управлением, должны были прибыть к 31 августа 1937 года, а остальные 12 машин - к 30 сентября того же года. Интересно, что от выбранного изначально двигателя К 14 пришлось отказаться, поскольку он производился в Италии по лицензии компании Гном-Рон, и его экспорт был запрещен.


Иракские Бреды на аэродроме Брессо перед отправкой заказчику

Однако произошедший в августе 1937 года в Ираке политический переворот привел к тому, что главнокомандующий армией генерал Бакр Сидки (Bekir Sidqi) и полковник Джавад были убиты. Занявшие их место новые люди попытались аннулировать контракт с Бредой, однако не добились существенного успеха.

ПОСТАВКА И ПРИНЯТИЕ НА ВООРУЖЕНИЕ


Бреда 65 А 80 c/c64097 в Ираке

Испытания предназначавшихся Ираку машин проходили на аэродроме Бреды в Брессо (Bresso), и во время них было отмечено два инцидента, один из которых стоил жизни пилоту Артиджиани (Artigiani) - 2 марта 1938 года у его самолета с серийным номером 64084 в полете остановился двигатель.
Итак, 10 первых иракских самолетов были погружены на транспорт и 13 марта направлены в Басру (Bassora), куда и прибыли 26 апреля. Затем месяц заняла перевозка машин на аэродром Эль Рашид (El Rashid). Последние пять Бреда-65 прибыли в столицу Ирака 30 июня.
Конечно же, вместе с упакованными в ящики самолетами в Ирак прибыл и итальянский персонал, в обязанности которого входила сборка самолетов и обучение пилотов. Итальянская команда состояла из лейтенант Родольфо Гуцы (Rodolfo Guza), механика по планеру, механика-двигателиста и оружейника. Гуца с королевского аэродрома совершил несколько демонстрационных полетов, за которыми наблюдал сам правитель, желавший убедится что его деньги, переданные на приобретение техники, не пропали даром.


Министр обороны Ирака инспектирует самолеты в 5-й эскадрилье

Сборка самолетов задерживалась потому, что иракский технический персонал перед началом работ должен был получить разрешение на работу у местных иракских властей. В это же время Гуца занимался формированием групп пилотов, а уже в ноябре начал обучение пяти офицеров, четверо из которых приобрели необходимые навыки уже через 37 часов полетов на машине с двойным управлением. В своем письме итальянский инструктор подчеркивает энтузиазм иракских летчиков, быстро освоивших полеты строем на малой высоте. В начале 1939 года Гуца обучил еще троих лейтенантов, а 27 февраля звено из трех самолетов Бреда, пилотируемых иракскими летчиками, строем прошло в небе Багдада, отмечая визит наследного принца Ирана.


Министр обороны Ирака инспектирует самолеты в 5-й эскадрилье

Из-за проблем, выпавших на долю иракских пилотов, проходящих обучение на SM 79B, итальянцы приняли решение продлить на три месяца пребывание их представителей в Ираке. Гуца в это время побывал на родине, после чего вернулся на Ближний Восток в сентябре 1939 года пассажиром на восстановленном после аварии SM 79B №100.
За тем 15 месяцев, которые, в общей сложности, Гуца провел в Ираке, он сумел расположить к себе не только местные власти, но даже британскую администрацию, старавшуюся в начале сделать все, чтобы осложнить итальянцу жизнь. Пилот даже подружился с винг-коммандером Стьюаромт Д. Калли (wing commander Cullay - тем самым, что в ПМВ был палубным летчиком и грохнул Цеппелин-прим.переводчика) , который был командующим RAF в стране (на самом деле он был инспектором иракской авиации-прим.переводчика). Во время одного из демонстрационных полетов, когда на борту находился британец, Гуца был вынужден совершить аварийную посадку, но никто при этом не пострадал. Итальянец даже учавствовал в демонстрационном воздушном бою на Бреде против "Гладиатора" Калли. В мая 1940 года итальянский летчик окончательно вернулся домой, а за все время его работы в Ираке с Бредами произошло только одно происшествие. но не было ни одного смертельного случая...


Испытание стоек шасси

Политика, однако, вновь вставила палки в колеса итало-иракского сотрудничества, а британское давление оказало неблагоприятное влияние на поставку запасных частей к самолетам. Итальянцы, кстати говоря, от тех поставок не отказывались...

ПЕРЕВОРОТ И ВОЙНА


Багдад. Проверка гидросистемы выпуска шасси на самолете Бреда

Весной 1941 года очередной переворот в Ираке привел к власти премьер-министра Рашида Али (Rashid Ali), настоящего англофоба, выступавшего на стороне стран оси и желавшего им скорейшей победы, с одновременным изгнанием британцев из своей родной страны. Итальянское правительство, четко прочувствовав момент, направило в Ирак авиационную делегацию, в состав которой входили Гуца и Бертотто (Bertotto). Рашид Али был, к тому времени, окружен четырьмя генералами и находился, что называется, в "золотой клетке". Регент же, эмир Абдул Илла (emir Abdul Illah), дядя маленького короля, был про-британских настроений и успешно смог сбежать в Трансиорданию с помощью тех самых англичан. Самим же англосаксам пришлось срочно реагировать на окружение их авиационной баз в Эль-Хаббании...


Вынужденная посадка "на брюхо"

Когда два итальянских офицера прибывают в арабскую столицу, они сталкиваются с очень неприятной историей. Бреды из 5-й эскадрильи к этому моменту уже совершили несколько вылетов против англичан, а износ материальной части был очень высок и в строю оставались лишь две машины. Лейтенант Джавад Хуссейн (Jawad Hussein) был одним из отличившихся в этих полетах, но, оказалось, что итальянцы опоздали - как раз в это время британцы провели операцию по прорыву окружения и переходу в контр-атаку. Им удалось даже обратить в бегство прибывшие на помощь иракцам войска стран Оси.


Бертотто и Гуца в Багдаде. 1939 год

Некоторые иракские пилоты в это время находились в Италии, и они приняли решение не возвращаться на родину, в свою разбитую армию, а остаться в Европе и продолжить сражение с Англией. Так, майоры Фаттах (Fattah) и Джувад (Juwad) перешли на службу в одну из бомбардировочных эскадрилий...

ПОРТУГАЛИЯ


Breda Ba.65 из группы португальских дневных бомбардировщиков. Аэродром Синтра, 1939 год

В конце 1936 года Португалия, решившая усилить свою военную авиацию, связалась с компанией Бреда, которой правительство Италии разрешило заняться экспортом своих машин "64" и "65".
Потугальская военная делегация, состоявшая из майора Соуза Маи (Sousa Maia) и лейтенанта Кошты Марседу (Costa Marcedo), прибыла в Рим из Великобритании 14 января 1937 года. Про-британские настроения в португальских ВВС были достаточно сильными, но итальянцы восприняли это всего лишь как гандикап, к тому же Марседу не скрывал свои про-фашистские симпатии.
19 января были проведены демонстрационные полеты, которые очень заинтересовали португальскую сторону. Особенно им понравилась выступавшая последней Бреда 65. После нескольких месяцев раздумий португальское правительство заказало-таки десять самолетов "Бреда" модели "65 А 80", и одним из катализаторов такого решения стал очень положительный рапорт полковника Барруша Родригеша (Barros Rodriguez), офицера португальских ВВС, который как раз вернулся из Испании, где и облетал итальянскую "Бреду".


555 на аэродроме Синтра, 1939 год

Выбрали португальцы и вооружение - пулеметы Браунинг (Browning) или MG 15 должны были заменить итальянские пулеметы Бреда. 28 января 1938 года контракт был подписан, общая сумма его составила 12 878 000 лир. Такой успех итальянцев чрезвычайно озлобил Лондон, который поспешил надавить на португальские власти, однако вопрос был уже решен и Бреда 65 поступила в ВВС страны.
Надо отметить, что с одной деликатной проблемой португальцы таки не справились - уровень подготовки их пилотов был чрезвычайно низким, а воспользоваться английскими инструкторами португальцы, уже обвиненные в предательстве и желавшие сохранить свои "дружеские" отношения с британцами, не смогли. Итальянцы в той ситуации предлагают португальским пилотам прибыть в Италию для обучения, и 1 сентября 1938 года семерка офицеров во главе с подполковником Алфреду Делешки душ Сантуш Синтра (lt.col Alfredo Delesque dos Santos Citra), адъютантом Салазара (Salazar) и большой фигурой португальской политики, прибывает в Турин-Казелле (Turin-Caselle). После краткого курса полетов на CR.32 португальцы перелетают в Лонате Поццоло (Lonate Pozzolo) и начинают освоение Бреды. Кроме того, португальская делегация получает разрешение на присутствие при сборки двух самолетов, предназначенных для отправки в их страну.
Итак, в течение октября месяца все самолеты португальского заказа покидают цеха компании "Бреда" и отправляются в Геную, откуда на транспорте "Atlantide" они направляются в Португалию, куда и прибывают 25 ноября 1938 года. После сборки машин первый полет на одной из них осуществил итальянский майор Мазьеро (Masiero - ас ПМВ-прим.переводчика) 23 марта 1939 года, а 22 апреля все облеты были закончены. К июню 1939 года закончили свое обучение в Италии и португальские пилоты, налетавшие к этому времени примерно по 85 часов каждый.


555 на аэродроме Синтра, 1939 год

Карьеру свою Бреда 65 начала в конце июля 1939 года, когда пилоты начали осваивать бомбометание с этих машин. С приходом осени плохие погодные условия привязали к земле эти самолеты на базе Синтра (Sintra), а вскоре после этого потихоньку стали проявляться не слишком хорошие качества машин, что, вкупе с отсутствием запчастей, постоянно мешало держать в боеготовом состоянии и так небольшое их количество.


В цехах Бреды

15 февраля 1941 года практически над всей Португалией прокатился циклон, вызвавший сильнейший ураган. разрушивший, среди прочего, и ангары, в которых находились Бреды. Самолеты получили серьезные повреждения, и, первоначально решившая восстановить самолеты, авиационная комиссия столкнулась с полным отсутствием запчастей, после чего все машины были отправлены в переплавку. Так и закончилась кроткая карьера ничем не проявившей себя в Португалии Бреды...

КОНЕЦ

MICHEL LEDET
перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: breda, авиация, ирак, италия, португалия
Subscribe

Posts from This Journal “breda” Tag

  • Чилийская Бреда

    Январь 1937 года. Европа разделена на два лагеря, четко обозначенных линией политического раскола гражданской войны в Испании. Империи считают, что у…

  • "Бреда" мятежной Испании

    Первые самолеты "Бреда" (Breda Ba.65) появились в Испании примерно через год после начала гражданской войны, где-то в апреле 1937 года их, в…

  • Звездный час Бреды

    ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ Благодаря провокации японской армии, в июле 1937 года японско-китайский конфликт перерос в полноценную войну. Возбужденная…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments