Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

"Hummel" - шмель (нем.)

Fritz Siebel - один из немецких пилотов Первой мировой войны, который был известен также по международным пилотажным соревнованиям двадцатых годов. Судьба свела его с Dr.Ing. Hannes Klemm. В это время завод Клемма в Boblingen, возле Штутгарта, производил спортивные и легкие транспортные самолеты, которые обладали очень неплохой репутацией, так что появление на этом заводе Зибеля было лишь вопросом времени... В 1932 году Franz Walter, еще один ветеран Первой мировой войны, вливается в новую компанию.


Siebel Si-202 "Hummel" с гражданской регистрацией D-EDFQ с двигателем Zundapp 9-092 мощностью 50 л.с. Этот самолет с экипажем Wellershausen (пилот) - Dr Keller (журналист)победил в международных гонках до Рима в июне 1939 года



С 1920 по 1928 годы Walter работает в коммерческом департаменте фирмы Юнкерс, после чего он становится финансовым директором Совета Авиации в Немецкой Авиационной Ассоциации. Три человека создают таким образом новое самолетостроительное предприятие, которое со временем сменит свое имя на SIEBEL FLUGZEUGWERKE.



В 1933 году Luftfahrkommissariat решает, что H.Klemm должен перевести свое предприятие Leichtflugzeugbau GmbH из Boblingen в центральную Германию. Однако, вместо того, чтобы переводить фирму, Klemm договаривается об строительстве нового завода в Halle, недалеко от Лейпцига. Так рождается новое предприятие - Klemm Flugzeugbau Halle/Saale GmbH, построенное на месте старого Fliegerersatzabteilung 14 (Завод авиационных деталей №14). Franz Walter, бывший финансовый директор завода в Boblingen, назначается исполнительным директором. Новый завод располагает своим собственным исследовательским центром, возглавляет который Dipl.Ing. Fecher, бывший ранее главным инженером фирмы-донора. Новый завод еще только строился, а его руководство уже налаживает свои первые связи. Благодаря приложенным усилиям, стартовый FW-44 "Stieglitz" сходит со сборочного конвейера в апреле 1935 года. Затем по лицензии завод изготавливает 159 экземпляров самолета-разведчика Heinkel He-46.
В это же время исследовательский центр проводит работы по созданию собственного самолета. Взяв за основу ранние разработки, сделанные еще в Boblingen, новый самолет назвали Kl-104, однако затем он был переименован в Fh-104 (Fh обозначало Flugzeugbau Halle) Самолет этот представлял собой двухмоторный транспортник на пять человек, первый полет которого под именем Fh-104V-1 "Hallore" (т.е. "рожденный в Halle") был совершен в 1937 году.

В это же время Fritz Siebel, являвшийся представителем заводов Klemm в Берлине, принимает руководство Flugzeugbau Halle. Как новый президент и генеральный директор, он переименовывает компанию, присваивая ей новое имя - Siebel Flugzeugwerke KGF. Walter остается в ней директором, а Dr. Walter Seitz назначается на пост финансового директора; руководство исследовательским центром при этом осталось за Friedrich Fecher.


Siebel Si-202, добивавшийся большого успеха во всех международных авиационных конкурсах, во время соревнования, организованного по случаю Международного конгресса Журналистов, проходившего в Риме в 1939 году. Экипж, составленный из пилота Wellerhausen и Dr. Keller (журналист) пролетают 7000 км за пять дней, а еще один экипаж на другом самолете такого же типа приходит третьим.

1938 год стал для компании годом выдающегося прогресса. В этот год началось серийное производство Fh-104, а также лицензионная постройка Dornier Do-17. Кроме этого, свои первые полеты совершают прототипы спортивных двухместным самолетов с низкорасположенным крылом Si-201 и Si-202 "Hummel" (Шмель). "Шмель" являлся плодом усилий Fritz Siebel, который хотел испытать маленький спортивный самолет с мощным двигателем и разумной стоимостью.

"Шмель" впервые появился на публике во время Международной Выставки в Белграде в мае-июне 1938 года. 31 января 1939 года Si-202 вписал свое имя в историю авиации, поскольку в этот день шеф-пилот испытательной группы, Flugkapitan Wolfgang Ziese, поднял пассажира на высоту 5 982 метра, установив тем самым новый мировой рекорд в классе одномоторных легких самолетов с двухлитровым двигателем внутреннего сгорания. Старый рекорд составлял 4 872 метра и был превышен сразу более чем на 1000 метров. Три дня спустя, 3 февраля того же года, Ziese взлетает в одиночку и устанавливает еще один рекорд в этом классе, поднимаясь на 7 043 метра (старый рекорд составлял 5 851 метр). Рекордный самолет был оснащен рядным четырехцилиндровым двигателем Zundapp 9-092, развивавшим мощность в 50 л.с.


“Hummel” с загадочным серийным номером 910 на киле (обозначение ??+ZC), используемый в Fluglehrschule der Luftwaffe Bandenburg - Brest (школа инструкторов Люфтваффе). Эмблема школы перекрывает наименование “Hummel” на борту фюзеляжа. Необходимо отметить, что капот двигателя светлее общего тона фюзеляжа, он предположительно окрашен в желтый цвет.

Весной и летом 1939 года "Hummel" с успехом участвует в многочисленных национальных и международных конкурсах. В мае 1939 он занимает 2-е место на конкурсе в Ostlandflug, в июне - 1 и 3 места на воздушных гонках в Рим, приходит вторым на гонках в Локарно, занимает 2 и 4 из 13-ти мест на Конкурсе Надежности для немецких женщин-пилотов. Если бы в сентябре не началась война, эти, бесспорно выдающиеся результаты и рекорды высоты, сослужили бы большую службу коммерческому отделу Siebel, став настоящей курицей, несущей золотые яйца. "Hummel" безусловно стал бы крупносерийным самолетом. Однако война изменила приоритеты, верх взяло военное командование и их утилитарный подход. В 1939 году было построено лишь 25 экземпляров этого бесспорно выдающегося самолета, но потом темпы выпуска стали неуклонно снижаться вплоть до полного прекращения производства Si-202 в марте 1941 года. В общем на заводе Halle в период с 1940 по 1941 годы был построен 41 самолет (цифра неточная и оспаривается некоторыми историками).

Перейдем же к описаниям различных индивидуальных вариантов "Hummel". Надо отметить, что точно определить все имевшиеся варианты и прототипы чрезвычайно сложно, поскольку в разных источниках приводятся различные данные по этому вопросу.


Крупный план передней части самолета из летной школы A/B 118 Stettin, располагающейся в Stettin-Altdamm. На носу можно различить заводскую эмблему (рядом со словами Siebel Hummel), а также герб города. Являющийся одновременно и гербом эскадрильи.

Итак, первый прототип, Si-202V-1 был оснащен звездообразным семицилиндровым двигателем Salmson 7 Ad, развивающем мощность 45 л.с. Этот прототип послужил отправной точкой для версии Si-202A, который был идентичен варианту 202B во всем, кроме двигателя. Необходимо отметить, что вариант А не был серийным, и изготовлен в единственном экземпляре, для работ с мотором Salmson.


Фотография для моделистов: не считая ремней и дивана, выполненных из кожи, черной приборной доски и металлических креплений, весь интерьер имеет цвет мореного дерева или фанеры.

Si-202B, выпускаемый серийно, оборудовался другим двигателем - Zundapp, мощностью 50 л.с. В отличие от варианта В, оснащавшегося в целях упрощения и оптимизации производства прямоугольными законцовками крыла, на варианте 202С эти законцовки были округлые. Кроме того, Siebel Si-202C оснащался двигателем Hirth HM 515 мощностью 60 л.с., который приводил в движение двухлопастной деревянный воздушный винт диаметром 1.8 метра с фиксированным шагом. На этом самолете был также установлен дополнительный топливный бак, который довел суммарный запас топлива на борту самолета до 80 литров. Масляный бак самолета имел емкость 5 литров.
Во всем остальном 202С был похож на 202В, однако далеко не факт, что 202С строился большой серией. Скорее всего, в общем числе выпущенных "Шмелей" все-таки преобладали 202В.


Десять новеньких “Hummel” на заводском аэродроме в Halle

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ

Petr Stachura
Перевод Никиты Донцова

Tags: ziebel, авиация, германия
Subscribe

  • Берлинер Вайсс

    С этим роликом Никита и Альрамир безусловно опоздали... Можно конечно сказать, что разместить его раньше не позволила "сумасшедшая скорость"…

  • Гости из Нижнего

    Говорят, жара спала? Как-то мы в этом не уверены. А потому предлагаем вам приготовленный еще весной ролик, который должен немного охладить вас в…

  • Пивной июнь. Путеводитель

    Отгремел май, установлен новый рекорд - 83 различных сорта пива за месяц. Казалось бы, после этого июнь должен пройти спокойно, но "это же не наш…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments