Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Болгарский ДАР

Самолет этот в целом был задуман конструкторским бюро ДАР-Божуриште («ДАР-Божурище») под управлением немецкого инженера Германа Винтера (Hermann Winter), что было совершенно необходимо для этого проекта. После завершения полного цикла испытаний этот самолет, безусловно выдающийся по меркам Болгарии, был внедрен в серию с 1926 года. ДАР-1 был исключительно успешным аппаратом, оказавшем серьезное влияние на весь болгарский авиапром, а в качестве учебно-тренировочного самолета, он находился на службе вплоть до начала 40-х годов XX века.



Речь идет о двухместном биплане первоначального обучения, который может использоваться также и для совершенствования летного мастерства. Самолет смешанной конструкции оснащался двойным управлением. Обтягиваемый полотном фюзеляж изготовлялся их тонких стальных труб, сваренных между собой кислородно-ацетиленовой сваркой. Капот, носовая часть а также места экипажа обшивались дюралюминием и покрывались сверху зеленоватой нитро-целлюлозой. Это была первая трубчатая конструкция (хай-тек по тем временам, кстати - прим.переводчика), построенная в Болгарии - и делалось это из заранее нарезанных труб, собираемых на специальном стапеле методом сварки. Исполнители очень быстро привыкли к такой технологии постройки и в скором времени вышли на количественные показатели, равные одному фюзеляжу в сутки.
Разного размера верхнее и нижнее крылья изготовлялись из дерева и обтягивались полотном. Верхнее крыло при этом представляло собой единую деталь, а нижнее состояло из правой и левой половин, крепившихся к фюзеляжу при помощи стальных шарниров. Между собой крылья соединялись N-образными основными и кабанными стойками. Подвижные элероны находились на верхнем крыле, а хвостовое оперение также выполнялось из дерева и обшивалось полотном.


Испытания крыльев. Максимальная нагрузка еще впереди...

Прочностные расчеты были выполнены по нормам военной авиации Германии 1918 года с запасом прочности, равном семи. Цеха ДАР-Божуришты в то время не обладали парком станков, рассчитанных на изготовление деталей такого запаса прочности, и все пришлось создавать с нуля под управлением инженера Винтера. В итоге, при испытании на прочность первые фюзеляжи показали значение 11,5, что гарантировало абсолютную безопасность в небе при выполнении любой, в том числе и акробатической, фигуры пилотажа.


Разбитый ДАР-1 в балканском лесу

Шасси представляло собой два колеса на единой оси, оснащенные пневматиками большого диаметра, а спицы, соединяющие ступицу с ободом, были закрыты тканевыми колпаками для уменьшения сопротивления воздуха. Хвостовой костыль был неподвижен. Амортизация шасси и костыля обеспечивалась каучуковыми деталями. В зимнее время колеса могли заменяться на лыжи, что обеспечивало возможность использования самолета с заснеженных аэродромов.


На заснеженном аэродроме

Относительно гибкие крылья фиксировались одно к другому при помощи стальных 3,5 мм растяжек.

Двигатель - изначально чешский Вальтер (Walter NZ), очень популярный в Европе середины двадцатых годов, был пятицилиндровой звездой воздушного охлаждения, простой и экономичный, он, однако, не развивал мощность более 60 лошадиных сил (44 кВт).

Всего было произведено 12 самолетов ДАР-1, отличавшихся великолепными характеристиками с единственным недостатком - нехваткой мощности. После незначительных изменений моторамы был подготовлен вариант самолета, получивший название ДАР-1А и оснащавшийся двигателем Вальтер Вега (Walter Vega) - пятицилиндровой звездой, развивавшей 85 лошадиных сил. Новый топливный бак располагался, как и прежде, на верхнем крыле, но, из-за своих увеличившихся размеров, он выступал за габариты крыла, что привело к изменению угла наклона кабанных стоек. Всего была произведена серия из восьми машин ДАР-1А.


Официальная презентация первой пятерки ДАРов

Самолет ДАР-1 можно оценить по двум классическим достижениям: первым является пролет под Стамболовым мостом (это мост в городе Тырново) на реке Янтре (Правый приток Дуная в северной Болгарии), а вторым - 127 последовательных петель, выполненных известным болгарским летчиком-испытателем, инженером Петко Попганчевым (под мостом тоже он летал - прим.переводчика).


Первый ДАР, построенный в Божуриштах

Пролет под мостом не был особенно сложным делом, учитывая, что высота арки была гораздо больше размеров самолета, располагавшего, к тому же, довольно комфортным запасом высоты до водной поверхности, но надо учитывать, что Янтра в том месте делает крутую петлю, хорошо заметную с моста, и это безусловно требует от пролетающего под мостом самолета великолепной маневренности, а от летчика - смелости и решительности. 22 июля 1928 года пилот Михаил Матвеев установил новый национальный рекорд - взлетев на своем самолете LZ-BIKK в шесть утра, он находился в небе до девяти часов вечера (дозаправок не было - в самолет просто впихнули гигантский топливный бак - прим.переводчика).


Тройка ДАР-1А из летной школы

Все ДАР-1 получили двигатели Вальтер Вега, такие же, как стояли на ДАР-1А, и с успехом продолжали использоваться в качестве самолетов первоначального обучения, не смотря на относительно слабый двигатель и благодаря великолепной конструкции планера.



Характеристики самолетов в сравнении



КОНЕЦ

Иван Борислав Петров
перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: авиация, болгария, дар
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment