Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

SPAD S61 в Польше. Окончание

ЭПИТАФИЯ S61

В конце 1928 - начале 1929 годов PZL провела статические испытания пары СПАДов, французского и польского, и результаты были обескураживающими. Запас прочности на этой машине оказался вполовину меньше ожидаемого - и после таких результатов командующий ВВС полковник Людомир Райски издал приказ об отмене любого применения элементов воздушной акробатики на этом самолете, а пилот СПАДа должег был в обязательном порядке иметь парашют.


SPAD 61C1 №3, 4-й авиаполк, 1928 год

Стало совершенно понятно, что дни СПАДа подходят к концу, и в 1929 году началось снятие этой машины с вооружения (списали первую партию в тридцать машин - прим.переводчика). А после поступления на службу чешских Avia BH.33 (выпускались в Польше по лицензии как PWS A - прим.переводчика) и польских PWS 10 списали еще 80 самолетов. Остальные самолеты были выведены со службы зимой 1931/32. Так завершилась короткая и отнюдь не выдающаяся карьера S61 в Польше. Самолет абсолютно не оправдал надежд, возлагаемых на него во время приобретения...

КАМУФЛЯЖ И ОБОЗНАЧЕНИЯ

Французские спады на момент поставки не несли польского камуфляжа, а были были целиком, включая металлические части (в изначальном польском оригинале тут было не про железяки, а про нижние поверхности - прим.переводчика) окрашены («целлонованы» (т.е. покрыты ацетилцеллюлозным лаком) - прим.переводчика) в хаки. Это нашло отражение в письме от 12 апреля 1926 года, которое направил руководству директор завода CZL майор Заёнчковски (Zajaczkowski):
"Я отмечаю, что при постройке планеров S61, окрашивание планерана на фирме Блерио, было заменено на цветное целлонование. Этот метод используют другие французские фирмы (такие как Бреге, Поте и Анрио). Поскольку такой способ имеет большие преимущества с точки зрения производства, завод CZL при постройке «Спадов» хочет внедрить указанный выше способ окраски."


SPAD из 3 авиаполка в Познани, 1926-1927 годы

В ответе на это письмо полковник Райски, руководитель 4-го отдела (воздухоплавания) Военного министерства (Departament IV Żeglugi Powietrznej Ministerstwa Spraw Wojskowych) отмечал, что французская окраска «Спадов» не соответствует польским стандартам и он отдает приказ о перекраске самолетов во время ремонта когда дело доходит до замены полотна. Новые самолет должны, при этом, быть окрашены в соответствии с польскими нормами.
Из вышесказанного следует вывод, что собранные и прошедшие ремонт на PZL самолеты по оттенку окраски отличатся от французских. Большинство произведенные в Польше машины сохранили полированный металлический капот не окрашенным а на некоторых французских сохранился неправильный порядок цветов шаховницы.


SPAD на лыжах

Во время принятия на службу все самолеты получили номера. Случай вернул машины во времена планирование начала 20-х годов, когда СПАДы были первой принимаемой моделью самолетов, что и объясняет наличие префикса - 1. Далее шел серийный номер S61. Он находился с двух сторон фюзеляжа, а иногда на фюзеляже и на хвосте. Цифры часто наносились темной краской (красной или черной), но иногда были и белыми. Между 1926 и 1928 годами, перед введением геометрических знаков эмблем эскадрилий, цифры писали крупно в средней части фюзеляжа, к примеру "1.24", или на киле, но в этом случае впереди ставился символ номер, к примеру "№14".


Один из первых польских SPAD 61

Самолеты из 3-го авиаполка в Познани (Poznan) были исключением из общего правила и несли необычные серийные номера, к примеру "SP.1.106", а после введения эмблем эти номера перенесли на хвостовую часть фюзеляжа примерно под передней кромкой стабилизаторов. Так же отметим, что польские серийные номера не совпадали с французскими, присваивавшимися самолетам непосредственно перед поставкой.

Выходящие с завода PZL несли лого производителя, нанесенное белым цветом на киле самолета. Между 1926 и 1928 годами самолеты не несли эмблем эскадрильи (исключением была 111-я Эскадра 1 авиаполка в Варшавве), но иногда несли личные эмблемы пилотов. Первой эмблема эскадрильи появилась в Лие в 1926 году, и была это стилизованная стрела. Согласно имеющимся документам, на разные самолеты стрела наносилась разными цветами.


SPAD 61C1 из 1-го авиаполка, 1926-1927 годы

В середине 1928 года была введена система геометрических эмблем, вписанных в квадрат 50х50 сантиметров, что было было графически описано в общей цветовой окраске. Следующие изменения окрасок и эмблем уже не затронули самолетов СПАД 61...

КОНЕЦ
BARTLOMIEJ BELCARZ
перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: spad, авиация, польша
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • Николай Кокорин. Окончание

    25 декабря прапорщик Кокорин на «Монококе» снова встретил неприятеля: «Направив свой аппарат в сторону разрывов, заметил, что немецкий аппарат…

  • Николай Кокорин

    Статья, присланная для публикации Д.Городом: Николай Кириллович Кокорин родился 8 Мая 1889 года (все даты по старому стилю) в городке Хлебникове…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments