Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Wibault-7

Начиная статью про "Вибо-7", мы затрагиваем практически неизвестный пласт истории французской авиации, а ведь именно эти самолеты были чуть-ли не основными во французском небе в межвоенные, и, особенно, в 30-е годы прошлого века. Обращение к этим самолетам даст нам возможность лучше понять ситуацию, в которой находилась авиация Франции перед началом Второй Мировой Войны.


Вибо 72 С1, 5-я эскадрилья 32-го полка, Дижон, 1931 год

КЕМ БЫЛ МИШЕЛЬ ВИБО?

Мишель Вибо родился в Дуэ (Douai - Французская Фландрия) 5 июня 1897 года. Это был конструктор большого количества разных самолетов, увидевших свет в межвоенный период, и часть из этих машин была серийной!


Вибо 72 С1 с персональной эмблемой, скорее всего командира группы. Дижон, зима 1933-1934

Мы не собираемся здесь описывать биографию этого блистательного самоучки (у Мишеля не было никакого диплома о высшем образовании), но отметим, однако, что он был одним из пионеров применения металла в конструкции самолетов еще в начале 20-х годов. Позднее он участвовал в разработке концепции и последующем конструировании четырехмоторной машины в компании "Арсенал" (Arsenal). Двигатели для этого аппарата, названные Air-Wibault 1-00, были, в целом, закончены к концу 1939 года, а сам самолет предназначался для перевозки 70 человек на короткие дистанции (до 500 км), хотя дальность его могла, при желании, достичь и 2500 км, правда, с уменьшенной до 3000 кг полезной нагрузкой. Разработанные двигатели, однако, оказались очень сырыми, и самолет, стоявший без них, был потерян из-за бомбардировок Виллакубле 3 июня 1940 года. Думаю, не стоит напоминать, кто осуществлял эти бомбардировки...


Постройка двух первых прототипов Вибо. На переднем плане №01

В июле 1940 года Мишель Вибо перебрался в Лондон, где генерал Де Голь разрешил ему продолжать заниматься конструированием. В декабре 1942 года француз перешел в известную американскую фирму "Рипаблик", на заводах которой, к тому времени, производились машины P-47 "Thunderbolt". Там Вибо встретил Картвели, с которым был знаком еще с 1922 года, когда русско-грузинский эмигрант, студент Soup'Aero, проходил практику в компании "Левассер" на площади Феликса Форе (Felix Faure) в Париже, где Вибо в то время арендовал помещение для своих мастерских.


Первый самолет Вибо - С1, 1918 год

Квартели поручил Вибо совместно со Спенсером разработать малую амфибию RC-1, которая в будущем станет знаменита как "Seabee". Затем он работал с Витбергом (Wetberg) над четырехмоторной машиной XF-12, предназначавшейся ВВС США. Самолет этот получался одним из лучших как с эстетической точки зрения, так и с точки зрения аэродинамики, и, пожалуй, что переплюнуть его в этом смог только знаменитый "Конкорд", но мы-то с вами говорим о 1944 годе! Война уже стремительно заканчивалась, и XF-12 становился не нужным аппаратом... Все, чего в последствии удалось добиться, так это выпуска шести переделанных в XR-12 машин в 1947 году...
В мае 1945 года Мишель Вибо ушел из компании "Рипаблик", получил затем несколько малозначительных в послевоенное время дипломов, после чего, совместно с инженером Полем Хойтингом (Paul Hoijtink) он занялся изучением проблем вертикального взлета, и даже получил в 1957 году патенты на ряд изобретений в компании "Бристоль". До сих пор часть этих патентов используется в конструкции знаменитого "Си Харриера"...


Очень элегантный для своей эпохи Вибо 3 С1, 1923 год

Мишель Вибо скончался после продолжительной болезни, вызванной полиомелитом, 22 января 1963 года в возрасте 66 лет...

ПЕРВЫЕ ИСТРЕБИТЕЛИ "ВИБО"

Вернемся в 1918 год. В конце 1917 года Вибо разрабатывает проект истребителя-моноплана и показывает его Полю Боккачио (Paul Boccacio), работавшему в конструкторском бюро компании "Борель" (Borel) у М.Одье (M.Odier). Боккачио убеждает его адаптировать проект под бипланную конструкцию, поскольку государственные органы были не склонны использовать идеи моноплана, считая их нежизнеспособными из-за большого количества поломок, происходивших с самолетами "Моран". Вибо переделал свой проект, получив на выходе классический биплан той эпохи, оснащенный двигателем Испано-Сюиза (Hispano-Suiza 8A) мощностью в 180 л.с. Надо отметить, что появившийся в 1919 году Борель-Боккачио С2 (Borel-Boccacio C2) имел очень много общего с самолетом "Вибо С1" 1918 года. Понятно, что в то время не работали над конструкциями самолетов вместе, однако, в конечном итоге, кто на кого оказал большее влияние?


Один из первых Вибо 7С1

В любом случае, Wib.1 C1 в том виде, в котором он был создан, не пошел в серию - ноябрь 1918 года ознаменовался окончанием войны, и сотни новых разработок оказались не нужны, аппараты были "заморожены" на стадии подготовки к серии (в декабре 1918 года таковых насчитывалось 1307 штук!). Но в то же время отметим, что Ньюпор-Деляж (Nieuport-Delage 29C1) был заказан большой серией, а ведь его характеристики были даже похуже в сравнении с Вибо 1.
Первый самолет Вибо цельнометаллической конструкции появился в 1923 году - был это тип 3 С1 с двигателем Испано (Hispano 8Fb) мощностью 300 лошадиных сил. Надо сказать также, что самолет этот был монопланом-парасолью, построенным на предприятии "Левассер". Представлял он собой элегантный одноместный самолет, ставший предтечей целого большого семейства самолета Вибо-7, который, с конца 1927 года, начал массово поставляться в эскадрильи французской морской авиации.


В Виллакубле в начале 1925 года

Вибо.3 №01 поднялся в небо в августе 1923 года, но, не смотря на свои великолепные, в целом, характеристики, он так и не был принят к серийному производству, поскольку бипланы тогда были еще гораздо популярнее монопланов. Его модификация, названная Wib.5 C1 была оснащена двигателем Лоррен (Lorraine 12Eb) мощностью 450 лошадиных сил, продемонстрировала структурную слабость самолета, который так и не был доведен до летного состояния, а проект двухместного "тип 5", названный Wib.6 C2 вообще не пошел дальше чертежной доски...

ВИБО 7 С1

Не смотря на то, что Вибо 3 считался металлической машиной, обшивка всех поверхностей крыла у него выполнялась из ткани. Только с появлением "Тип 7" Мишель Вибо перешел на полностью металлическую конструкцию со следующими параметрами:
- фюзеляж представляет собой пространственную ферму из дюралюминиевых труб, скрепленных между собой заклепками;
- крыло типа моноплан-парасоль крепится к фюзеляжу при помощи стальных подкосов;
- Неубираемые стойки шасси не оснащены единой осью, а амортизация осуществляется при помощи эластичных элементов.


Вибо 7 С1 №03, конец 1925 года

Первый прототип Вибо 7С1 (№01) поднялся в воздух в Виллакубле осенью 1924 года. Летчиком-испытателем в том полете был Густав Дюши (Gustave Douchy), которого Мишель Вибо предпочел другому летчику, Морису Бажаку (Maurice Bajac - пилот Вибо.2 BN2), который как раз в это время стал пилотом Эр Уньон (Air Union).


Вибо 7 С1 №03, конец 1925 года

Созданный по программе "одноместного истребителя 1923 года", Вибо 7 С1 не был представлен на итоговом смотре разработок по этой программе, состоявшемся в 1925-1926 годах, поскольку к этому времени еще не был готов второй прототип самолета. Названный Вибо 7С1 №02, эта машина несколько отличалась от первенца главным образом площадью киля, уменьшенной в сравнении с первым экземпляром. Этот новый киль получился, кстати, на редкость удачным и именно его устанавливали затем на серийные самолеты. Так же отметим, что мощный Гном-Рон (9ad в 480 лошадиных сил) уступил место более слабому, но и более дешевому 9Ac в 420 лошадиных сил.


RC-1 Seabee

Не забываем, что идет начало 1925 года и мы находимся в Виллакубле и Дюши выполняет первый полет на новом аппарате. Полет показывает выдающие результаты, однако Мишель Вибо постройку второго экземпляра отдает на свой новый завод в Булонь-Бийанкур (Boulogne-Billancourt), где добивается нового вида цельнометаллической обшивки, закрепленной "впотай" в нервюры крыла, что дает выигрыш в прочности, легкости и экономии.
Построенный именно по этой технологии №02 был представлен в Виллакубле для проведения летных испытаний. Управлял самолетом тот же летчик - Дюши, а самолет взлетел утром 3 августа 1925 года. 8 августа того же года аппарат летал на тестах Технической Службы ВВС (STAe).
Из доработок отметим, что стойки шасси оснащались теперь масляно-пневматическими амортизаторами, а кабанные стойки были усилены. Вооружения номеров 01 и 02 состояло из 4-х пулеметов (2 синхронных Виккера на капоте и 2 крыльевых Дарна), а калибр был вполне в стиле той эпохи - 7,7 мм.
Итак, после испытаний Вибо 7 появилась возможность сравнить показатели всех истребителей, претендующих на поставку на вооружение, и наш герой оказался... 11-м из 12-ти машин!


XF-12

Не смотря на это, в конце 1925 года появился третий прототип самолета, получивший наименование Вибо 7№03 или "модифицированный №02" и гражданскую регистрацию F-AHFH. Аппарат этот был передан британской компании "Виккерс" в качестве образца самолет "Виккерс тип 121", который предназначался Чили. Поступивший в компанию в феврале 1926, в конце этого года самолет вернули французам. После этого на машине сменилась гражданская регистрация (новая - F-AIHX), а самолет начали использовать в качестве демонстрационного, в том числе и в Испании, где он участвовал в конкурсе на закупки 1927 года. После этого он был продан некому господину Жуллеро (Joullerot), и более о нем ничего не известно...

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: wibault, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments