Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Средиземноморский гигант. Часть первая

В 1941 году Люфтваффе создает гигантский транспортный планер Me-321 с размахом крыла в 500 метров (автор явно опечатался - размах крыла в полкилометра это сильно! Речь о 50 метрах), длиной в 28 метров, высотой 6,8 метра и с фронтальной загрузкой. Имевший грузоподъемность 12 тонн, этот аппарат изначально предназначался для транспортировки автомобильной техники. Проект Me-321 был совершенно секретным, и даже в нескольких солдатских книжках (Soldbuch, аналог нашего военного билета, только с более широким функционалом - прим.переводчика) можно найти подписки о неразглашении, в которых заявляется о секретности и запрете на любые записи, рассказы или фотографии этого планера, названого "Гигантом".



Однако вскоре выявилась большая проблема с этим "Гигантом". В качестве буксировщика Люфтваффе использовали два типа аппаратов: He-111Z (пара He-111, соединенные между собой пятым двигателем) и Bf-110, при чем этих последних нужно было три одновременно. Такая влетавшая "тройка" таила в себе большую опасность и требовала от пилотов высочайшего уровня летного мастерства.
Именно эта проблема и привела конструкторов к решению моторизировать планер. Так в конце 1942 года появился самолет Me-323 и первая часть, получившая эти машины - I./KGzbV323.


Буксировщик планера - спарка He-111Z

В ноябре 1942 года африканский корпус (Panzerarmee Afrika) маршала Эрвина Роммеля (Erwin Rommel) после битвы при Эль-Аламейне (El Alamein) нуждался в восполнении потерь. Однако из-за высадки союзников в северной Африке (операция "Факел" - Torch) вермахт вынужден был захватить юг Франции и реквизировать технику находившейся там авиации Виши. Благо, что многие французские самолеты были оснащены двигателем Гном-Рон (Gnome-Rhone 14M), который легко адаптировался к гигантскому Me-323. Двигателей таких надо было шесть на каждый самолет.


He-111Z DG+DY

На самом деле первые поставки произошли еще в конце октября 1942 года. Невозможно было осуществить прямой перелет в Ливию, поскольку велика была вероятность перехвата шестимоторного гиганта истребителями союзников, и поставки шли из Италии через Грецию на Крит. В Гераклионе (Heraklion) все грузы переносились из Ме-323 в Ю-52 (Ju-52), которые формировали группы и под истребительным прикрытием перелетали в Африку. Конечно же таким образом не была перевезена ни одна машина. Войска стран оси в это время откатывались к Тунису, и все поставки с ноября пошли в эту страну на Итало-Немецкую авиабазу.

I./323 была, к этому времени, полностью передана под начало Transportfliegerfuhrer 1, и быстрая отправка "Гигантов" на средиземноморский фронт считалась наименьшим из зол... Вообще говоря, в журналах той эпохи писалось, что использование одного Ме-323 выгоднее, чем использование пяти Ju-52, а пять человек экипажа гиганта заменяют пятнадцать с Юнкерсов. На половину уменьшалось и потребление топлива, и это при той же самой полезной нагрузке. Вся эта идиллическая картина была очень быстро опровергнута суровой реальностью. Пять человек экипажа было достаточно вдалеке от линии фронта, а на переднем крае экипаж составлялся из девяти, а иногда и десяти человек. Добавляем сюда, что, обладающий таким весом самолет требовал отточенной последовательности движений пилота (аппликатуры он требовал - так в оригинале), и что все лучшие экипажи транспортной авиации передавались в KGzbV 323.


Мессершмитты не были единственными моторизованными планерами. На фото - Gotha-244, моторизованный планер Go-242

В ноябре и декабре 1942 года группа не прекращала рейсов, однако ей пришлось покинуть Лечче (откуда совершались вылеты в направлении Греции) и перебазироваться в Помильяно-д’Арко (Pomigliano d'Arco - коммуна в провинции Неаполь). Там производилась загрузка машин, после чего они брали курс на юг, через Сицилию на Тунис. К этому времени относятся и первые потери шестимоторников, связанные, в основном, с несчастными случаями и бомбардировками авиацией противника.
- 10 ноября 1942 года в Тунис-Эль Ауина (Tounis-El Aouina) был потерян №1107. Потеря произошла из-за бомбардировки аэродрома самолетами "Бофайтер" (Beaufighter) из 272 сквадрона, базировавшегося на Мальте
- 27 ноября №1110 был поврежден на 80% в результате бомбардировки союзниками аэродрома в Бизерте (Bizerte)
- 2 декабря №1204 по причине отказа двигателя разбился в море в районе Термоли (Termoli). Пилот и два других члена экипажа погибли.
Такие потери можно было считать приемлемыми, особенно в свете столь необходимых воздушных поставок, однако вскоре ситуация изменится...

ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 1943 ГОДА

2 января на пути из Италии в Тунис вынужденную посадку совершил №1106. Не смотря на его явный перегруз, повреждения составили всего 15%.
Первая боевая потеря произошла 11 января 1943 года - P-38 из состава 49 американского истребительного сквадрона (49 US Fighter Squadron) патрулировали севернее Бизерты и занимались поиском кораблей, когда внезапно встретили транспортные самолеты. 1-й лейтенант Уильям Пол Мур (1/Lt William Paul Moore) определили их как "итальянские шестимоторные машины" и сбил один из них. Речь идет о Me-323 №1111 лейтенанта Крюгера (Lt Kruger), который вместе с восемью членами экипажа и шестнадцатью пассажирами погиб в море.
Вообще, Me-323 был очень мало известен союзникам, и с его индентификацией случались проблемы. Маленькие колесики были очень плохо видны, а общая форма самолета здорово походила на гидросамолет.


Ноябрь 1942 года. Погрузка 150-мм орудия в транспортник

Четырьмя днями позже, 15 января 1943 года, настала очередь Me-323 №1211 (DT+IK), который был сбит Лайтнигом из 14 FG. В этом гиганте нашли свою гибель девять человек экипажа и трое пассажиров...
В феврале и марте боевых потерь не было, только несчастные случае, однако они были смертельными!
10 февраля №1214 стал жертвой поломки двигателя. Пилот смог аварийно сесть на море, однако четверо членов экипажа при этом погибли.
1 марта №1208 упал и сгорел в Трапани (Trapani, Сицилия), а 26 числа №1131 вскоре после взлета с аэродрома в Тунис-Аль Ауина перешел в пикирование и разбился. В двух этих катастрофа погибло пятнадцать человек.


Техобслуживание двигателей Ме-323

В конце марта I./KGzbV 323 была усилена прибытием второй группы. II./323 была создана зимой в Лайпхайме (Leipheim, Бавария), после чего отправлена в Сталинград, однако после потери города (автор пишет именно так!) получила новое задание и была отправлена на юг.
Оперативные сводки позволяют нам по некоторым цифрам понять занятость Me-323 в первые месяцы 1943 года. I./323 провела за февраль 104 вылета и 196 вылетов за март. В феврале она перевезла 867 729 килограмм (половину от перевезенного тремя группами Ю-52, действовавшими на этом же фронте, а в марте цифра выросла до 1 385 536 килограмм. Во время обратных перелетов из Африки в Италию, Me-323 вывезли 1068 солдат и 82 раненых в феврале и 2038 солдат и 478 раненных в марте, и к этому добавилась поврежденная и нуждающаяся в восстановлении техника.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: messerschmitt, авиация, германия
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • Николай Кокорин. Окончание

    25 декабря прапорщик Кокорин на «Монококе» снова встретил неприятеля: «Направив свой аппарат в сторону разрывов, заметил, что немецкий аппарат…

  • Николай Кокорин

    Статья, присланная для публикации Д.Городом: Николай Кириллович Кокорин родился 8 Мая 1889 года (все даты по старому стилю) в городке Хлебникове…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments