Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Средиземноморский гигант. Часть вторая

АПРЕЛЬ И МАЙ 1943 ГОДА - КРОВАВЫЕ МЕСЯЦЫ

В апреле итало-немецкие войска оказались окружены в "тунисском котле". Подкрепление им по-прежнему доставлялось по воздуху, однако истребители союзников получили задание концентрировать свои усилия именно на транспортных самолетах противника. I./323 и II./323 именно с этого момента и оказались в самом пекле. Бомбардировки аэродромов союзной авиацией приносили все более и более серьезные разрушения, а из-за своей пожароопасной и хрупкой конструкции (дерево и полотно, как-никак), Me-323 очень часто страдали не от попаданий бомб, а от пожаров и осколков.


Me-323 из состава I./KGzbV323, боковик А.Игнатия

5 апреля №1215 был на 45% поврежден при бомбардировке союзниками Туниса, 13 апреля №1221 был уничтожен в Кастельветрано (Castel Vetrano, Сицилия), а еще четыре находившихся там транспортника были повреждены на 40-60%.
Но именно 22 апреля 1943 года стал самым кровавым днем в истории части. Майор Гюнтер Маус (Major Gunther Maus), командир I./323 составил рапорт следующего содержания:
"22 апреля 1943 года шестнадцать Me-323 в 7.10 утра поднялись в воздух из Помильяно, взяв курс на Тунис. Командиром группы был назначен оберстлейтенант Стефан (Oberstleutnant Stephan). Самолеты были загружены боеприпасами и топливом. После некоторого маневрирования они взяли курс на Трапани, где и встретились с истребительным прикрытием. Над Мариттимо (Marittimo, Сицилия) группа Me-323 соединилась с группой Ju-52, идущей тем же курсом. Поскольку скорость Me-323 была выше, "Гиганты" быстро оказались впереди группы Юнкерсов, а из-за сильного бокового ветра их отнесло несколько левее основной группы. Истребительный эскорт состоял из десяти BF-109, разделенных на ротты (ротте (rotte) - это пара - прим.переводчика). В 9.25 утра с запада началась атака союзников на эти самолеты."


Конец 1942 года. В полете №1139 RF+XM

Атакующими машинами были в основном Киттихоки (Kittyhawk) из четвертого и пятого южноафриканских сквадронов. Им удалось отогнать истребители, после чего началась бойня. Me-323 не имели ни малейшего шанса сбежать, поскольку летели с полной загрузкой. Так в течение короткого времени было подожжено и сбито четырнадцать "Гигантов". Согласно информации Мауса, "многие из них взрывались в воздухе, и в этой ситуации летчики не имели шансов на спасение". Те, кто в итоге спасся, смогли сделать это благодаря индивидуальным спасательным пробковым жилетам, надувать пневматические было некогда, да и не все ими располагали...


Ноябрь 1942, Ираклион, Крит

На помощь экипажам прибыли "Шторьхи" Fi-156, но плоты, которые они сбрасывали летчикам, легли в стороне от мест падения "Гигантов". Была организована спасательная операция, и последние выжившие поднялись на борт спасательных судов в 18.00, проведя в открытом море более 8 с половиной часов. Согласно рапорта, всего погибло 134 человека, при чем пассажиров всего двое. Спасены были всего девятнадцать человек. Ответный огонь, согласно тому же документу, выглядел очень оптимистично:
"с самого начала оборона была организована при помощи MG131, установленных самими летчиками на свои машины. Шесть вражески машин были подбиты, а еще три повреждены".
На самом деле лишь один P-40 пропал без вести, а еще несколько записали на свой счет слишком поздно пришедшие на помощь Bf-109 из II./JG27.

Существуют публикации, говорящие о том, что в этом бою II./KGzbV323 была уничтожена и вскоре ликвидирована. На самом деле, потери понесли обе Группы, которые вскоре были объединены в нечто похожее на Kampfgruppe, состоящей из двух частей. Погибшему 22 апреля обестлейтенанту Вернеру Стефану вскоре прислали замену и полеты были возобновлены, правда, под очень серьезным прикрытием. Но в любом случае, африканская игра была закончена. 25 апреля №1223 загорелся в Помильяно во время заправки, и сгорел полностью. В конце месяца KGzbV323 была переименована в TG 5 (Transportgeschwader 5), разделенной на две группы, I./TG5 и II./TG5. 6 мая №1118 из I./TG5 пал жертвой диверсии, взорвавшись в небе в районе Анконы (Ancona), а №1260 из II./TG5 был брошен на следующий день в Тунисе, где наступали войска союзников.


Me-323 в Италии. Белая полоса на фюзеляже говорит о южном театре военных действий

13 мая страны Оси капитулировали на африканском ТВД, и все действия экипажей Me-323 пошли прахом. За 1200 вылетов шестимоторники перевезли более 15 000 тонн грузов на африканский континент, в том числе 309 автомобилей, 209 пушек, 51 полугусеничную машину (массой до 12 тонн), 324 легких артустановки, 83 пушки Flak/Pak, 42 радара (в том числе и Вюрцбург - Wurzburg) и 96 бронетранспортеров. Около 40 Me-323 было уничтожено, погибли 153 летчика.

С падением Туниса Me-323 были оставлены на Средиземноморье. I./TG5 осталась в Италии, обеспечивая войска на Сицилии и Сардинии, где проходила теперь линия фронта [вообще-то десанты на Сицилию и Сардинию были позже, так что линия фронта (в прямом смысле) на них проходить тогда не могла]. II./TG5 была на время отозвана в Германию, где совершала доставку грузов на Западном фронте.
Во второй половине мая I./TG5 понесла тяжелые потери, связанные не только с бомбардировками аэродромов, но и с возросшей активностью истребительной авиации союзников. Оберстлейтенант Эрнест Петер (Ernest Peter) в отчете от 20 мая указывал:
"20 мая я, как командир группы из четырех Me-323, должен был доставит боеприпасы на Сардинию. Мы вылетели из Помильяно в 9.35 (...) Мне надо было приземлится в Дечимоманну (Decimomannu, Сардиния), а три другие машины шли в Виллачидро (Villacidro, Сардиния). В 12.30 я покачал крыльями, сделав знак, что наша группа расходится (...) и через пять минут увидел разрывы зенитных снарядов, а еще через несколько минут - облако дыма. вызванное взрывом бомб над Виллачидро. Я резко спикировал, и вместе с одним и самолетов старался прижаться как можно ближе к земле, а оставшиеся два Me-323 попытались повторить мой маневр."
Не смотря на это, три Me-323 (№№1128, 1234 и 1240) были перехвачены и уничтожены Лайтнингами из 325-й американской истребительной группы. Следует отметить, что "Гиганты" в этом вылете перевозили автомобили, а поэтому их маневренность была очень слабой. В конце мая был сбит еще один Me-323 и еще четыре повреждены на земле при бомбежке.


Вид спереди на Me-323. Бронированная кабина пилота находится примерно на шестиметровой высоте

Поскольку II./TG5 была отозвана в Германию, на Средиземноморском ТВД данные по ней крайне скудны. I./TG5 это это время выполнила 197 (62 вылета совершила II./G5) вылетов, перевезла 2 108 343 кг грузов (из них II./TG5 - 680 600). Transportfliegerfuhrer 1 состояла в это время, помимо названных, из III./TG1, II./TG2 и IV./TG3 с Ju-52, а также имела одну эскадрилью планеров Гота (Go-242).

Июнь оказался спокойным месяцем, чувствовалось только, что это затишье перед бурей. ЖБД за этот месяц отмечает потерю одного Me-323 12 июня. В целом же полеты на Сицилию и Сардинию продолжались, но теперь под еще более надежным прикрытием.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: messerschmitt, авиация, германия
Subscribe

Posts from This Journal “messerschmitt” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments