Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Средиземноморский гигант. Окончание

БИТВА ЗА СИЦИЛИЮ И ПОСЛЕДСТВИЯ

10 июля 1943 года англосаксы высадились на юге Сицилии. Воздушные налеты на аэродромы стран оси, часто проходившие в это время, разрушили по меньшей мере три Me-323 и повредили еще восемь! Истребители дальнего действия, в роли которых часто использовались Бофайтеры, уничтожили еще два таких транспортника. Однако надо отметить, что не все встречи с самолетами противника были смертельными.


Ме-323 на пути в Африку

Так, согласно рапорту фельдфебеля Бёнинга (Fw Böning) из 2./TG5
"11 июля 1943 года я, на Me-323 X1Q (VM+IC), должен был переправить из Истра в Фодджу различные материалы и наземный персонал. В воздухе находился я один. В 18.27 севернее Корсики я был атакован истребителем противника - это был однокилевой двухмоторный разведчик, окрашенный в желтый цвет. Я заметил под правым крылом своего самолета следы от его очередей на воде, после чего с набором высоты резко довернул вправо, чтобы противник появился в прицелах моих пулеметов и в тот же момент отдал приказ экипажу открыть огонь." Этот неожиданный ответный огонь испугал нападавшего и он быстро скрылся. Бёнинг же после этой схватки и отказа двигателя, благополучно посадит машину в Гроссето, где и составит этот рапорт. Скрывшийся в облаках британец, скорее всего, сделал то же самое, поскольку обороняющийся шестимоторник был чрезвычайно редким делом...


Брошенный и каннибализированный. Ме-323 захвачен в Триполи

25 июля 1943 года Муссолини был отстранен королем от власти и вскоре арестован. Все ведение войны было поручено маршалу Бадольо (Badoglio). Для немцев это означало, что Италия выходит из войны. TG5 была направлена на юг Франции, где она должна была загрузить диверсантов-парашютистов (Fallschirmjäger - воздушные десантники, прим.переводчика). 2FJD (это 2-я воздушно-десантная дивизия - прим.переводчика) расположилась на аэродроме в Истре, где ждала авиационного флота (примерно 90 Ju-52, 45 He-111, а также Go-242 и шестерку Me-323). В Авиньоне парашютисты были приняты на борт, и в течение 26, 27 и 28 июля переброшены в Пратику ди Маре (Pratica di Mare) в 25 километрах от Рима. Это были те люди,которые, шестью неделями спустя, захватят столицу Италии. (В начале сентября итальянцы капитулировали и немцы взяли под контроль итальянскую территорию, в том числе и Рим, который брала как раз та самая дивизия. Её, собственно, и перебросили в Италию специально для захвата столицы и окрестностей - прим.переводчика).
Два самолета из I./TG5 были подбиты 26 числа, когда осуществляли связь с Сардинией. Среди экипажей и пассажиров были отмечены многочисленные жертвы.


Июнь 1943 года, Трапани

30 июля оберфельдфебель Вальтер Хониг (Ofw Walter Honig) вылетел из Истры на Me-323 VM+IV (№1274), имея задание доставить в Рим один полугусеничник, три кубельвагена и пять тонн боеприпасов к 88-мм пушкам. Он вспоминает:
"Проблема с двигателем появилась незадолго до вылета - он отказывался запускаться. С двадцатиминутной задержкой мне удалось-таки подняться в небо, а в районе 12.00 я заметил самолет, идущей встречным курсом на нашей высоте. С расстояния примерно в шесть километров я смог идентифицировать его как B-36 (явная опечатка, В-26 на самом деле - прим.переводчика). Неприятель сделал доворот в нашу сторону и открыл огонь, атакуя сбоку. Мой задний стрелок смог выпустить всего несколько очередей, а наша носовая MG131 остановилась после нескольких выстрелов. (заклинило ее, короче - прим.переводчика)."
Хониг, имея на борту раненных, взял курс на северное побережье Корсики, где потерпел аварию в районе Баркагжио (Barcaggio, Эрса, Корсика). Девять членов экипажа и четверо пассажиров с ранениями различной тяжести были помещены в военный госпиталь Бастии.
В июле I./TG5 совершила 77 вылетов и перевезла 657 613 килограмм различных грузов. Данных по II./TG5 нет, известно, что группа выполняла челночные рейсы между Истром и Римом.


DT+IG вывез раненых с Африканского континента

Август не принес много потерь для TG5. I./TG5 покинула средиземноморье и больше туда не вернулась. Не считая двух поврежденных на взлете аппаратов, четыре Me-323 были разрушены при бомбардировке. Три оставшихся шестимоторника 17 августа 1943 года находились в Истре, где попали под налет четырех групп B-17, атаковавших Салон (Salon, Прованс, Франция) и Истр и уничтоживших более сотни различных самолетов разнообразнейших типов. В этот же день, 17 августа 1943 года, войска Оси оставили Сицилию...

ПОСЛЕДНИЕ МЕСЯЦЫ ME-323

На Средиземноморье осталась только II./TG5, которая занималась сложными, но, к счастью, менее опасными, чем в Африке, операциями по эвакуации войск. 8 сентября Италия перешла на сторону союзников, а накануне этого генерал фон Зенгер унд Эттерлинг (general Fridolin Rudolf Theodor Ritter und Edler von Senger und Etterlin) прибыл в Аяччо чтобы координировать эвакуацию немецких войск с Сардинии и организовать оборону Корсики. В этих условиях Me-323 летали мало. 19 сентября фельдмаршал Кессельринг (Feldmarschall Kesselring) лично прибыл на Корсику для эвакуации этого последнего укрепленного оборонительного рубежа немецких войск. Уже на следующий день авиация союзников серьезно нарушила воздушный и морской трафик немцев и разбомбила Бастию и аэродромы Гизоначча (Ghisonaccia, Корсика) и Борго (Borgo, Корсика). Франко-американские войска тогда же высадились около Аяччо.
II./TG5 перелетела в Пизу, где выполняла челночные рейсы, но 23 сентября в результате бомбардировки два Me-323 были полностью уничтожены, а два других повреждены. 30 сентября одну такую же машину (№1112) сожгли на Корсике, чтобы она не попала в руки союзников, а еще две были сбиты истребителями по пути из Корсики на остров Эльба. Семь летчиков тогда погибли.
Эвакуация с Корсики стала "лебединой песнью" средиземноморских "Гигантов". Всего в сентябре II./TG5 произвела 47 вылетов и перевезла 390 700 килограмм грузов.
5 октября 1943 года Корсику покинул последний немецкий Sturmboot (штурмбот, небольшая посудина для форсирования водных преград - прим.переводчика), и эвакуация была закончена.
11 октября 1943 года генерал-майор Ульрих Буххольц (Generalmajor Ulrich Buchholz), Transportfliegerfuhrer 1, написал оберстлейтенанту Дамму (Oberstlt Damm), командиру TG5, что группа благодарит его за командование в столь сложных и тяжелых условиях и, ввиду нарастающего противостояния врагов, более не нуждается в его услугах (смысл ясен, думаю - прим.переводчика)...
Средиземноморье оказалось поистине смертоносным для больших транспортников, которые были отправлены на Восток. I./TG5 принимала, среди прочего, участие в эвакуации окруженной в Крыму немецкой группировки, а к концу августа 1944 года TG5 была распущена, оставшиеся машины распределены понемногу между различными частями. Большинство Me-323 были уничтожены бомбежками или сожжены своими экипажами. На момент окончания войны в войсках не осталось ни одного такого самолета.


Голландия, середина 1943 года

Если Me-321 был самым большим в мире транспортным планером, то Me-323, превзошедший даже послевоенную технику, навсегда остался самым крупным транспортным самолетом Второй Мировой войны и заслуженно носил свое имя - "Гигант"

КОНЕЦ

JEAN-LOUIS ROBA
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

Часть первая
Часть вторая
Tags: messerschmitt, авиация, германия
Subscribe

Posts from This Journal “messerschmitt” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments