Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Антилопа гну. Часть шестая, заключительная

Вилдебисты MkIV принимали участие в последнем ежегодном аэрошоу, называвшемся RAF Display, в Хендоне 26 июня 1937 года. Во главе со сквадрон-лидером Бледоном (Sqn Ldr G.C.Bladon), бипланы участвовали в крупной атаке на “вражеский порт”, во время которой портовые сооружения были “разрушены” высотными бомбардировщиками, а бомбардировщики-торпедоносцы продемонстрировали атаку с малой высоты.


Mk.II с муляжом торпеды. Испытания 1933 года

В сентябре 1939 года Вилдебисты числились в составе RAF в количестве 101 машины: 6 MkII и 52 MkIII на Дальнем Востоке, 23 MkIII и 16MkIV на службе в Соединенном Королевстве. Машины из 22 сквадрона задействовались для разведывательных полетов над Ла Маншем вплоть до апреля 1940 года, когда часть перевооружили на Бофорты. Переведенный в августе 1939 в Норфолк, 42-й сквадрон продолжил работу по сопровождению конвоев в Северном море, однако ни один Вилдебист не выпустил по врагу ни одной торпеды…


В полете над Сингапуром машины из сотого сквадрона

Совершенно по-другому обстояли дела в 1941 году на Дальнем Востоке. В ответ на японское наступление, 8 декабря 1941 года Вилдебисты совершили торпедную атаку на японский крейсер, а когда японские войска осуществили высадку на береговую линию, Вилдебисты наносили по ним удары как дневные бомбардировщики. 24 января 1942 года 11 Вилдебистов MkIII совместно с тремя Альбакорами нанесли удар по важному объекту – мосту Лабиа, а еще через два дня 12 Вилдебистов из 100-го сквадрона отбомбились по наступающим японцам на малазийском побережье. Иногда эти бипланы сопровождали Баффоло и Харрикейны, впрочем, так было далеко не всегда и машины несли потери от японских истребителей.


Mk.IV из 42-го сквадрона в полете вдоль британского побережья

Несомое Вилдебистом наступательное вооружение состояло либо из 6 бомб по 113 кг, либо из 3-х по 227, при этом все бомбы предназначались для сбрасывания с малой высоты. Во время исторической атаки на Эндау (Endau, Малайзия) были сбиты не менее десяти Вилдебистов, еще два не подлежали ремонту и десять были серьезно повреждены. Командиры сотого сквадрона сквадрон-лидекр Роуланд (Sqn Ldr I.T.B.Rowland) на К6379 и сквадрон-лидер Макхам (Sqn Ldr R.F.C. Makham) в этом бою погибли.


Линейка Mk.III, 36-й сквадрон, Ближний Восток

Чудом сохранившиеся Вилдебисты были 31 января 1942 года собраны на Яве, а последнюю кровавую жертву 28 февраля 1942 года принес 36 сквадрон, осуществлявший атаку десантных кораблей во время высадки японцев в Рембанге (Rembang, Индонезия). В схватке погиб недавно назначенный командир, сквадрон-лидер Уилкинс (Sqn Ldr J.T.Wilkins), который вел самолеты в бой на своем К6377.


Mk.I S1710 во время тренировок по использованию торпед

Это героическое безумство операций Вилдебистов на Дальнем Востоке очень напоминало действия экипажей Фейри Беттл (Fairey Battle) в Франции в 1940 году, которые подробно описывались в книгах по истории боевого применения британской авиации тех лет.
К марту 1942 года Вилдебисты закончили все свои действия на Дальнем Востоке и в том же месяце были отозваны с лини фронта, включая даже находившийся на Цейлоне 273-й сквадрон, перевооруженный на Фейри Фулмар (Fairey Fulmar). Все снятые с фронта машины выполняли теперь океаническое патрулирование, часто в сопровождении Фейри Сил (Fairey Seal). В отчетах о боевых действиях указывается, что оставшиеся в 1942 году на фронте Вилдебисты были уничтожены японской авиацией в апреле во время рейда на Чайна Бей (China Bay).


Mk.III, флайт «А» 36-го сквадрона, база Селетар, Сингапур

Отметим, что на Вилдебисте летал такой известный британский летчик, как Питер Тоунсенд (Gp Capt Peter Townsebd), герой битвы за Англию, командир 85 сквадрона, сражавшегося на Харрикейнах, бывший затем ночным истребителем на Хэвоке (Havoc), начинал он в 36-м сквадроне на Вайлдбист MkIII, выполняя задания в Сингапуре. Также на “Вилдебисте” 22 сквадрона (причем уже после начала войны) начинал Адриан Уорбертон (Adrian Warburton) – герой Мальты, знаменитый пилот-разведчик и единственный ас Мартина Мэриленда.


Mk.I в момент сброса торпеды, учения в Госпорте, начало 30-х годов

Все оставшиеся в живых Вилдебисты, после замены их в частях на более современные машины, были удачно “спихнуты” Новой Зеландии, где и дополнили имевшиеся у них “Винсенты” (мы уже писали об этом), прослужив в разведке до мая 1943 года.
В заключении отметим, что слово Вилдебист имеет не английское происхождение, происходит оно из африкаанс, а предложил к использованию его консультант компании “Виккерс” в Южной Африке сэр Пьер Ван Риневельд (sir Pierre Van Ryneveld). Слово это многими произносилось по-разному, и лишь в 1934 году с появлением директивы Министерства Авиации, название самолета окончательно установилось как “Vildebeest”, а не “Vildbeeste” и не “Vildbeast”. Вообще говоря, “Вилдебист” на африкаанс означает антилопа, а вернее разновидность антилопы гну… Вот такая вот история...


Шасси Mk.III из 36-го сквадрона

КОНЕЦ
PHILIP JARRETT


Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

Начало:
Часть первая
Часть вторая
Часть третья
Часть четвертая
Часть пятая
Tags: vickers, авиация, англия
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments