Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Французский ас Жорж Лякманн

“Нормандия-Неман”! Ну кто не слышал это знаменитое название французской истребительной группы, действовавшей во Вторую Мировую Войну на русском фронте. Но мало кто знает, что еще за 25 лет до этого французские авиаторы отправлялись в далекие русские земли, что бы помочь своим коллегам. И уже тогда их достижения были поистине выдающимися. Вот история одного из них, единственного, который стал асом на далеком фронте, воздушные сражения на котором были достаточно редки…


Спад-7 с ракетами для борьбы с аэростатами. Лето 1917 года

Лето 1914 года: пилот-разведчик во время битвы на Марне

Жорж Марсель Лякманн родился 10 августа 1890 года в 13-м округе Парижа, а родители его были родом из Эльзаса. Начал свою службу Жорж в первом пехотном полку, но, поскольку авиация уже давно притягивала его, закончив службу он, в чине сержанта, в начале 1914 года записался в ряды военной авиации.
Когда 2 августа 1914 года был объявлен декрет о мобилизации, он был приписан ко Второму военному округу (Groupe d’aviation, но это не авиагруппа, а тыловая структура, что-то вроде военного округа, только применительно к авиации - прим.переводчика), где уже успел, к этому моменту, налетать 40 часов в качестве пассажира (именно «пассажира»! - прим.переводчика) и 21 час 20 минут как пилот. И действительно, Лякманн научился летать в школе R.E.P. в Буке (Buc, 20 км от Парижа), где 21 июля он получил диплом Аэро-Клуба №1721. Военный диплом №499 был вручен ему в день мобилизации.


REP тип K

В этот же день он был зачислен в эскадрилью REP 27, куда он попал транзитом через Главный Резерв Аэронавтики в Бурже, а столь быстрое зачисление связано с тем, что он уже хорошо знал находящиеся в той эскадрилье монопланы REP тип К. Первый боевой вылет Жорж осуществил уже 31 августа. Двухместный REP, оснащенный двигателем “Рон” в 80 лошадиных сил был добротной машиной, превосходившей противника за счет скорости в 115-120 км/ч и потолка, который был более 3000 метров. Добавьте сюда крепкое металлическое шасси, достаточно необычное для той эпохи, и вы поймете, почему лейтенант Анри Плантей (Henri Plantey), сослуживец Лякманна, характеризовал REP как чистокровного жеребца в сравнении с тяжеловозами Кодрон (Caudron G.3). На самом деле машина обладала лишь одним существенным недостатком – плохой обзорностью. Будучи высокопланом с крыльями, закрепленными на уровне наблюдателя, самолет не давал возможности вести наблюдение по вертикали. Лякманну, однако, не потребовалось много времени, чтобы зарекомендовать себя смелым разведчиком. Его подвиги во время битвы на Марне были отмечены упоминанием в приказе Военного Правительства в Париже (citation collective a l’ordre du Gouvernement Militaire de Paris).


Лякманн и Блёз в Местре, конец 1915 года

Вот текст, датированный 23 сентября 1914 года:
“Лякманн, сержант, летчик
Паран (Parent), сержант, ученик летчика и наблюдатель
Ронье (Rongier), солдат, дипломированный летчик и наблюдатель
Жибер (Gibert), солдат-резервист, летчик
В очень тяжелых погодных условиях провели разведку позиций отступающего неприятеля перед VI-й армией, проявив с самого начала кампании, свое мастерство и храбрость”.


Оставшаяся часть года


Слева – Перрон, справа Лякманн. Хорошо видна коричневая каемка на Ньюпор-10

Приходит осень, и эскадрилья перебазируется на фронт Артуа (Artois) в Бетюн/Пети-Сани (Bethune/Petit-Sanis). Лякманн на своей “красной птичке” продолжает увеличивать число вылетов, включающих зрительную разведку (reconnaissance a vue), корректировку стрельбы и миссии по фотографированию. К примеру, 8 декабря 1914 года он заметил немецкие траншеи неподалеку от деревеньки Вермели (Vermelles, это множественное число - прим.переодчика). А вот через 12 дней, во время очередного вылета, его двухместный самолет неожиданно срывается в штопор на высоте 1400 метров. Катастрофа неизбежна? Вовсе нет, после потери 400 метров высоты пилот выравнивает машину, возвращаясь в горизонтальный полет, а затем благополучно приземляется…
Эти выдающиеся навыки пилотирования дополнялись еще лютой ненавистью со стороны немцев (не забываем, Лякманн же эльзасец), при чем настолько лютой, что Жоржу было чревато садиться на чужой территории в случае проблем с машиной за линией фронта. Однажды, когда ему сообщили о приказе провести дальнюю разведку над Мобежем (Maubeuge), он приобрел средства для поджигания машины и револьвер, чтобы “вынести себе мозги” в случае, если придется сесть на вынужденную на немецкой территории…


Вид на Венецию с самолета Ньюпор. 1916 год

Вскоре после полета на Мобеж, Лякманн совершил еще один разведвылет, с лейтенантом Годаном (Gaudin) в качестве наблюдателя, когда их застиг настоящий ураган. Самолет болтало ветром, закручивало, он пролетал буквально над крышами Бетюна, но удачливо приземлился на своей территории в момент поломки двигателя. Молодой наблюдатель спросил у пилота, что тот чувствовал во время экстренной посадки самолета в такую погоду и со сломанным двигателем, и Лякманн ответил:
“Мой мальчик, нас сегодня как следует потрясло”. И спокойно пошел обедать…
12 января 1915 года Жорж пересаживается со стареньких REP K80 из REP27 на… такие же аппараты из REP15 и все на том же фронте Артуа. Этот, уже безусловно устаревший, парк самолетов, не помешал ему первым установить на свой, переделанный в одноместный REP, пулемет – было это 16 февраля 1915 года. 8 марта ему присвоили звание аджюдана (adjudant) и он пересел на Моран-Солнье “Парасоль” (Morane-Saulnier “Parasol”, MS type L), а его эскадрилья 28-го числа того же месяца получила MS 15.

Переход на истребители


Лякманн в итальянской военной форме

В апреле он был переведен в R.G.A. (Главный/общий Резерв Авиации, там экипажи проходили переучивание и ожидали назначения - прим.переводчика), где с успехом использовались в тот момент Вуазены (Voisin), Мораны-Солнье и Ньюпоры (Nieuport), после чего 14 мая 1915 года его перевели в N57 все на том же фронте Артуа. Эта новая часть, командиром которой был капитан Альфред Запелли (Alfred Zapelli), была первой, получивший на вооружение бипланы Ньюпор.
Лякманн выделился еще раз, осуществив в том же месяце в Бриа (Bryas) монтаж на верхнее крыло своего Ньюпора-10 пулемет Льюис (Lewis), приводящийся в действие проволочным механизмом. Он счастливо представил свое изобретение командану (майору) Барэ (Bares), который в это время возглавлял Отдел Авиации в Главном Штабе Вооруженных Сил. (service Aronautique du Grand Quartier General des Armees). Надо отметить, что это было особенно важно, поскольку да него так поступили только два француза – Роллан Гарро (Roland Garros) на севере и Адольф Пегу (Adolphe Pegoud) на фронте Бельфора (Belfrort).
29 июня 1915 Жорж Лякманн получает военную медаль (Medaille Militaire) и следующее упоминание в приказе:
“Великолепный пилот, проведший более 200 часов над позициями неприятеля 27 марта 1915 года выполнил восхитительный разведывательный полет большой продолжительности. Служа в истребительной части, неоднократно атаковал неприятеля и заставлял их вернуться назад за линию фронта”.

Итальянский фронт


К взлету готовится Ньюпор-10 N209

31 июля наш герой временно получил титул су-лейтенанта, а через 13 дней его перевели в часть французской авиации, расположенной в Италии. До этого момента, с начала войны, Жорж провел в небе 233 часа 42 минуты, летая над французским фронтом. Теперь, в эскадрилье, командовал которой капитан Де Шалеронь (De Challeronge), он базировался в Местре с заданием прикрывать Венецию.

Там он еще раз вернулся к доработкам своего Ньюпора, установив на одноместную машину с двигателем 80 лошадиных сил бомбосбрасыватель, благодаря которому он принял участие в бомбардировках Триеста. А когда на двухместный Ньюпор он смог установить съемочный аппарат, он отфотографировал австрийский фронт в районе Корсо (Corso). За все свои вылеты он принял участие в нескольких воздушных боях, самый значимый из которых произошел 18 ноября 1915 года, когда он должен был перехватить в пятнадцати километрах от побережья четыре австрийских летающих лодки, которые повернули домой, счастливо избежав потерь со своей стороны в столкновении, продолжавшимся около часа. За это действие он был награжден рыцарской степенью ордена Короны Италии (chevalier de la Couronne d’Italie) с вручением итальянского военного креста (croix de guerre italienne - под таким названием у франкофонов (собственно французов и бельгийцев) проходит итальянский Крест за Военные Заслуги (Croce al merito di guerra), учреждённый в январе 1918, так что автор тут точно облажался (не в плане награждения, а в плане его датировки и привязки к определённому деянию) – прим.переводчика) и третьего упоминания в приказе:
“За успешное сражение с четырьмя вражескими самолетами, которые он смог обратить в бегство благодаря своей храбрости, мужеству и точности стрельбы”.

Верден


Немецкий аэростат. Верден. 1916 год

Когда 21 февраля 1916 года разворачивается страшное верденское сражение, Лякманн, налетавший к тому моменту в Италии 80 часов 15 минут, направил прошение о возвращении во Францию. 7 мая по прошению было вынесено положительное решение, и 27 мая он присоединился к N 57, которой командовал капитан Эдуард Дусейнёр (Edouard Duseigneur)/. Сражавшаяся в Вердене с 16 марта, эскадрилья уже располагала опытными пилотами, такими су-лейтенант Шапу (Chaput) или аджюданы Кудуре (Coudouret) и Сайаре (Sayaret). Вооруженные лучшими машинами своего времени (Ньюпор 11, затем 16 и 17) они имели подавляющее преимущество над немцами, которые начнут замену своих устаревших монопланов Фоккер (Fokker) только к концу лета этого года.


В феврале 1916 года в Венеции

Первая победа будущего аса, была, в таких условиях, вопросом времени и, отчасти, везения. 15 июля 1916 года Жорж поджег в районе Вердена вражеский аэростат, а через 13 дней сбил свой первый самолет:
Соединение немецких машин состояло из 14 аппаратов, входивших, скорее всего, в состав двух разных кампштаффелей (kampstaffeln), пересекших линию фронта с целью разбомбить французскую артиллерию. Лякманн, совместно с лейтенантом Маттоном (Matton) и сержантом Флашером (marechal des logis Flachaire) из N 67, выдвинулся на перехват. Действовали они очень эффективно, заставив двухместный Альбатрос приземлиться на французской территории в районе Суйи (Souilly). Топливный бак этого самолета (предположительно, речь идет про Albatros C.III) был пробит пулей, а экипаж в составе двух офицеров (один раненный) был взят в плен.
В след за этими двумя победами произошло четвертое упоминание в приказе (№342 от 14 августа 1916 года):
“полный дерзости, энтузиазма и преданности, пилот не избегает сражений, принимает участие во всех рискованных схватках. 15 июля им был атакован и сожжен вражеский аэростат, 28 июля он заставил неприятельский самолет приземлится в расположении французских войск”.


Ньюпор-17 N2079

Ситуация на земле складывалась похожим образом. Первая фаза верденского сражения закончилась поражением немцев, которые не смогли воспользоваться первоначальными успехами. Не смотря на начавшееся 1 июля франко-британское наступление на Сомме, верденское сражение не утихало в течение всего августа. 12 числа этого месяца Лякманн одержал свою третью победу, когда, вместе с аджюданом Ленуаром (Lenoir) из N 23 отправил к земле немецкий самолет.
23 августа он в одиночестве атакует на высоте 350 метров аэростат в деревне Монфокон (Montfaucon, под Верденом), а затем еще один севернее Этена (Etain), однако не поджигает ни один из них, и все, что ему удается, так это заставить аэростаты спуститься на землю. Вскоре поле этого его переведут в состав разведывательной эскадрильи С 4, где он будет заниматься эскортированием двухместных Кодронов, а затем снова вернется в состав N 57.

Кавалер ордена Почетного Легиона


Генералы Нивель и Жоффр поздравляют Лякманна с победой от 28 июля 1916 года

Для французов наступило время мести. Шестьсот артиллерийских стволов возвестили об атаке 24 октября 1916 года на форт Дуомон (Douaumont), а затем, 2 ноября, на форт Во (Vaux). Вторая операция, начатая 15 декабря к северу от этих двух фортов, вывела, в конечном итоге, французские войска на линию, оккупированную немцами 10 месяцами ранее.
Лякманн, как и другие французские летчики, прикрывал эту наступательную операцию, атаковал одиночный немецкий аэростат, который смогли поднять немцы. Наблюдатель спрыгнул с аэростата на парашюте, а сам баллон быстро опустили на землю, но пилоту, как нам кажется, удалось-таки расстрелять его. Поскольку аэростат не загорелся, победу не засчитали, несмотря на полученные с земли и просочившиеся в прессу подтверждения.


Кодрон G-4, который сопровождал Лякманн

Может быть, именно для компенсации этого не засчитанного сбитого, приказ №4344 “D” от 6 января 1917 года объявляет о награждении молодого человека рыцарским крестом Почетного Легиона (croix de chevalier de la Legion d’Honneur”:
“Дерзкий и преданный, он энергично занят поиском опасных миссий. Победитель схваток с самолетами и аэростатами, он четырежды упоминался в приказах. 15 декабря 1916 года он перехватил наблюдательный аэростат, атаковав его в 400 метрах над землей и заставив противника спрыгнуть с парашютом”.
Су-лейтенант Лякманн на достигнутом не остановился и 28 января 1917 года одержал еще одну победу. Атакованный им аэростат немцы успели опустить на землю, однако невооруженным глазом было видно, что он объят пламенем. Это, однако, не помешало официальным лицам вновь отказать пилоту и победа не была защитана, в этот раз “по причине тумана”. На следующий день Лякманн покидает фронт и присоединяется ко 2-й Groupe d’Aviation в Лионе, проведя над Верденом в общей сложности 269 часов 25 минут.



Официальный портрет Лякмана, начало 1917 года

Окончание следует…
Tags: авиация, жорж лякманн, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • STARCK AS70. Окончание

    Появление CEV Реформа 1946 года ликвидировала CNRA и передала все его полномочия CEV (Центр Летных Исследований – Centre d’Essais en Vol) в…

  • STARCK AS70

    Перед вами история маленькой гражданской машины, представляющей собой возобновление кустарного проектирования таких аппаратов после 1945 года.…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 11 июля

    Вторая встреча произошла через пятнадцать дней после первой, но оказалась гораздо более насыщенной и с гораздо более серьезными последствиями. 11…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments