Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Буффало в Ост-Индии

Заказанные Нидерландами Брюстеры В-339 предназначались для обновления парка самолетов в колониях и были сосредоточены, главным образом, в Голландской Ост-индии, летая над островом Ява и над Малайзией (тогда она была Малайей – прим.переводчика) и участвуя в битвах, в которых отметилось множество первоклассных пилотов, которые уже были в курсе своей острой малочисленности…
Голландская комиссия по закупкам хотела получить истребитель, оснащенный таким же двигателем, что и бомбардировщик Мартин-139, который, к тому времени, уже находился на службе. Этим двигателем был Райт Циклон (Wright Cyclone). Но, если самолетостроители могли подтвердить поставку требуемого количества планеров, то мотористы не успевали следовать за всеми национальными и зарубежными поставками. Первоначальный заказ на 144 самолета был уменьшен на половину, после чего голландцы самостоятельно поставили Брюстеру партию в двадцать четыре двигателя Райт R-1820-G105A, мощностью 1100 л.с., установленных на DC-3 компаний TWA и American Airlines. Чтобы отличить их от 48 других машин, изготовляемых с новенькими двигателями, их назвали В-339С и они получили номера с В-3095 по В-3118. Остальные машины, оснащенные новенькими R-1820-G205A мощностью 1200 л.с., стали именоваться B-339D и получили номера от B-3119 до В-3167. Оба варианта самолета оснащались одинаковыми воздушными винтами Кертисс (Curtiss Electric) с коками на винтах, который равнял их с британскими самолетами.


В-339С В-3110 из 2-VIG V, 1941 год

По гораздо менее очевидным причинам голландская комиссия заключила отдельные контракты на некоторое вооружение и оборудование, к примеру, на пулеметы Кольт (Colt MG-40) калибром 7,7 мм с воздушной системой охлаждения, отсеками для автоматической перезарядки, коллиматорным прицелом и бронированным козырьком кабины пилота, которое, к несчастью, отсутствовало на подавляющем большинстве поставленных самолетов. Дополнительный заказ на двадцать В-339-23 с двигателем Циклон G5B мощностью 1200 л.с так и не был получен голландцами до момента потери ими Ост-Индии.

Первые B-339D поступили в Индонезию в апреле 1941 года, а к сентябрю общее число находящихся в первой линии машин составило семьдесят одну. На первое время, в июне и июле, боеготовыми были лишь две эскадильи, имевшие по 12 машин в каждой, что связано было с отсутствием квалифицированных пилотов. Остальные же машины считались находящимися в школах пилотирования и были зачислены в резерв в ожидании прибытия опытных летчиков. Первая и Вторая эскадрильи (1 и 2 Afdelingen) формировали группу Vliegergroep V (1 и 2 VIG V) и базировались на острове Ява, на аэродроме Семплак (Semplak) рядом с Богором (тогда Buitenzorg), но в ноябре, в свете ухудшения международной ситуации, они были переведены на базы на Борнео, а летные школы были закрыты, на их базе основаны новые эскадрильи, 3-VIG IV и 3-VIG V. В это же время 1-VIG V перевели на Борнео с обязательными патрулями в Самаринду II (Samarinda II, он же аэродром Мелак - прим.переводчика) и Сингкаванг II (Singkawang II, аэродром в Индонезии - прим.переводчика).


В-339С В-396 в Соединенных Штатах. Хорошо заметен американский код NX3180 на хвосте

Также они осуществляли “Амбонский патруль” (патруль над городом и островом Амбон), используя для этого аэродромы западнее Новой Гвинеи. Четыре аппарата были размещены на Маоспати (Maospati, остров Ява), и 3 декабря им пришлось совершить “большой прыжок”, во время которого одна из машин была потеряна в разразившуюся грозу, а три благополучно приземлились на малюсенький аэродром Лаха (Laha), где 30 числа на посадке был разбит еще один самолет, а оставшиеся два были сбиты неприятелем 13 января 1942 года.
Тридцать B-339D эскадрильи 2-VIG V были поставлены на Яву в апреле 1941 года, и Luchtvaart признала их боеготовыми 8 декабря. Девятого января дюжину машин отправили в Малайзию на аэродром Калланг-Сингапур (Kallang-Singapour) в соответствии с англо-голландской договоренностью о взаимопомощи. Там, вскоре, два аппарата были разбиты при посадке, а 12-го числа вандриги (звание, соответствующее аспирану) Свартс и Схеффер (Swarts, Scheffer) под командованием сержанта Бруггинка (Bruggink) встречают в небе и рассеивают группу Ki-27, а уже после обеда ван Хелсдинген (van Helsdingen), лейтенант Дейбел (Diebel) и тот же Бруггинк начинают бой с девяткой Ki-27. Дейбелу удается подбить две машины, но сам он был легко ранен и выпрыгнул с парашютом. Ван Хелсдинген и Бруггинк свалили по одному противнику. 15-го числа ванн Хелсдинген, Бруггинк и Свартс встретились в небе с японскими А6М2, которые сбили самолет Свартса. Пилот погиб а на следующий день Бруггинк безуспешно пытался атаковать бомбардировщики…


В-339-23

На деле Брюстер очень быстро проявил свои слабые места: отсутствие бронестекла и слабое вооружение, состоявшее из двух накапотных пулеметов калибра 7,7 мм. Голландцам удалось заполучить некоторое количество британских бронированных стекл, и они даже пытались установить их на свои самолеты, но особого успеха не достигли.
В конце декабря 2-VIG V отправила на Суматру патруль, имеющий задание выявить маршруты морского снабжения войск неприятеля. Эти машины размещались на аэродромах Палембанг (Palembang, юг Индонезии, Суматра) и Тьисаук (Tjisaoek, Батавия, Ява). После падения Сингапура оставшиеся части наземных войск 17 января переправились на Суматру, а японские войска начали неприкрытую агрессию голландской ост-индии. 18 января 2-VIG V была переведена на Яву, а уже 20-го все собрались на острове Борнео. Условия там были, прямо скажем, не лучше, чем в Малайзии, и в первые недели были потеряны пять Брюстеров. Третье звено из I-VIG V оставалось в резерве в Синкаванг II, и терпение это было вознаграждено 20-го числа, когда они сбили над Борнео два японских гидросамолета. Что касается двух других патрулей (голландские патрули были аналогом флайтов, т.е. отряды, а не звенья, как патрули французские – прим.переводчика), то они, не задолго до японской атаки, были переведены из Самаринды II в Таракан (Tarakan, Северный Калимантан), откуда и осуществляли сопровождение бомбардировщиков Мартин. Потери, однако, были очень серьезными и в какой-то момент осталось только три машины, выполнявших полеты на Самариндой II, а всего на 22 января на аэродромах значилось 18 боеготовых машин B-339D, осуществлявших сопровождение бомбардировщиков Мартин, с которыми они располагались теперь на одном аэродроме.


Установка крыла в фюзеляж. Хорошо виден лонжерон

Потерпевшие очевидное поражение в воздушных боях, голландцы отыгрались 23 января, когда двадцатка Брюстеров, прикрывая бомбардировщики Мартин-139WH, внезапно атаковала пятидесятикилограммовыми бомбами японский конвой, проходивший Макассарский пролив (Macassar). В ходе налета был сожжен один эсминец (destroyer) и серьезно повреждены три транспорта с войсками, которые должны были атаковать голландцев.
24 числа были сбиты два японских разведчика, а на следующий день обнаруженная база подверглась атаке шестерки А6М2, два из которых были сбиты ценой потери двух Брюстеров и двух пилотов. 28-го числа пара Брюстеров была уничтожена на земле, а на следующий день, 29-го, японцы подошли настолько близко к аэродрому, что голландцы были вынуждены эвакуировать на Яву все, что еще могло летать.
3-VIG IV и 3-VIG V начали полеты на прикрытие Суматры с аэродрома Семплак, однако они были массово переделаны в пикирующие бомбардировщики для атак нефтедобывающих установок в Палембанге, уже захваченном японцами, а также для прикрытия конвоев, работающих в районе аэродрома Тьилилитан (Tjililitan, теперь это аэропорт Халим Перданакусума). Продолжалось это до тех пор, пока в феврале 3-VIG V не была поглощена первой эскадрильей и, со всеми пятнадцатью самолетами, переведена в Андир-Бандунг (Andir-Bandoeng).


Бомба под крылом голландского В-339

2-VIG V в это время находилась в Тьисауке, располагая всего восьмеркой машин. 3-VIG IV с одиннадцатью аппаратами сидела в Тьилилитан. Самолеты эти не использовались во время первого японского наступления на Яву 3 февраля, но вторая атака девятого числа, стоила голландцам двух подбитых и двух поврежденных машин, а также пяти, уничтоженных на земле. Сбит при этом был всего один А6М2, а в летном состоянии после атаки осталось всего три Брюстера. 19 февраля восемь машин из 1 и 2 VIG V перехватили тридцатку Ki-43, потеряли четыре машины, двух пилотов убитыми и трех раненными, одержав лишь две победы. В тот же день 3-VIG V теряет три самолета в бою против прикрывающих Ki-48 истребителей Ki-43. 21 числа девятка из 3-VIG V перехватывает большое соединение японцев, сержант Адам (Adam) таранным ударом сбивает один Ki-43, после чего выбрасывается с парашютом; голландцы в тот день одержали еще две победы ценой одного потерянного самолета. Остатки 3-VIG V, состоящие из шести машин, вместе с Харрикейнами были 26 февраля отправлены на секретный аэродром Блимбинг (Blimbing) в Нгоро (Ngoro, восточная Ява), где один из аппаратов был потерян уже на следующий день, когда самолеты вылетали на прикрытие флота союзников. Еще одну из этих машин 28-го числа сбил Сабуро Сакаи (Saburo Sakai).


Стыковка крыла и фюзеляжа. Обратим внимание – под крылом уже что-то установлено

1 марта девять Брюстеров, три Мартина и дюжина британских Харрикейнов атакуют японский флот северо-восточнее Явы, затем шесть Брюстеров, шесть голландских Харрикейнов и девять американских Р-40 наносят еще один удар с северо-запада. После этого японские разведчики находят аэродром, и пара “Зеро” разрушает практически все находящиеся на земле самолеты и заправщики. В тот же день все остатки авиации группируются в Андире, но насчитывается там всего 12 машин, в том числе четыре переданные британцами В-339Е. Пять из них оказались потерянными в боях между первым и третьим марта, остальные, в том числе и несколько нераспакованных ящиков с В-339, были сожжены ударами с воздуха.


Голландский Брюстер, захваченный японцами

Последние вылеты стали делом чести Luchtvaart. 5 марта четверка Брюстеров по командованием капитана ванн Хелсдингена атаковала наземные укрепления японцев в Калижати (Kalijati), неподалеку от Бандунга (Bandung). Машины были перехвачены японскими “Зеро”, разыгралась яростная схватка, в которой “летающие бочонки” отправили на землю три истребителя ценой потери одной своей машины. Это стало лебединой песней голландской авиации, поскольку 8 марта последовала капитуляция. Победители получили большие военные трофеи в Андире, в том числе по меньшей мере семь Брюстеров, которые еще могли подняться в воздух. Четыре из них были отправлены в Японию на базу Татикава (Tachikawa) для проведения сравнительных испытаний, результат которых, впрочем, особо никого не заинтересовал. Эти самолеты, как и другие трофейные истребители, служили, главным образом, пропагандистам страны восходящего солнца.
Надо отметить, что на сегодняшний день (надо иметь в виду. что статья почти 20-ти летней давности - прим.переводчика) не возможно точно подтвердить все пятьдесят пять голландских побед, но что касается потерь, то тут ситуация более ясная. За три месяца военных действий было потеряно тридцать самолетов в боях, убито семнадцать пилотов; еще пятнадцать машин было уничтожено на земле японскими бомбардировками, двадцать пришлось на несчастные случаи и аварии по причине плохой погоды. Изначальный проект размещения Брюстеров в голландской ост-индии (на Суринаме и Курасао) так и не был осуществлен…


Интерьер голландского Брюстра

КОНЕЦ

PATRICK LAUREAU
перевод avianikitoss и alexww1
Tags: brewster, авиация, индонезия, малайзия, нидерланды
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments

Posts from This Journal “авиация” Tag