Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Морские Поте-54

Несомненно, что, в отличии от сухопутной армии, морская авиация использовала очень маленькое количество этого известного двухмоторного самолета фирмы Поте (Potez). Между 1937 и 1940 годами всего пять аппаратов несли на своих крыльях якорь внутри французской кокарды, при этом ни одна из них никогда не принимала участие в военных действиях. Однако это достаточно интересно для определенного круга читателей, поскольку позволяет пролить свет на индивидуальную судьбу каждой машины и морских летчиков, использовавших ее.
Свой первый поте-540 моряки получили в феврале 1937 года. Это был самолет с серийным номером 236, предназначенный для очень специфичного использования – аппарат стал персональным самолетом Военно-Морского Министра.
10 февраля экипаж из службы приема и отправления (S.R.C. – флотская «Служба приёмки и сопровождения самолётов», которая занималась приемочными испытаниями и перегоняла самолеты в части - прим.преводчика) из Орли был направлен в Виллакубле для приема машины. После короткого испытательного полета произошла передача Поте людям из службы, которые перелетели на нем обратно, где он отныне и находился в “перманентной готовности”.


Мариньян, начало 1938 года

Зависящий непосредственно от министерских нужд, самолет был “приписан” к отделам связи и повышения летного мастерства в Орли, где и должен был проходить текущее обслуживание, а также получить натренированный экипаж. Конечно же, машина была вооружена и прибывала в такой конфигурации в течение всего срока службы в ВМС Франции.
Первые недели пребывания Поте на парижской земле ознаменовались важными дополнениями, призванными адаптировать самолет для нового назначения. Внешнее вооружение было снято практически в полном объеме. В передней части фюзеляжа пассажирское кресло было установлено на месте бомбардира (это кресло предназначалось начальнику штаба, поскольку министр имел привычку всюду брать с собой свою супругу). Места первого и второго пилотов сохранили свою оригинальную конфигурацию, а вот место радиста, располагавшегося непосредственно за ними, было полностью переделано. Обязательным был факт наличия связи столь важных персон со своим Министерством и Генеральным Штабом, и стандартное радиооборудование было заменено на специальное, с более мощными характеристиками, и для его размещения пришлось задействовать даже часть бомбоотсека. В задней части фюзеляжа были демонтированы пулеметные турели и установлены лицом друг к другу два комфортабельных кресла со складными столиками, а также складные полки по левой стороне фюзеляжа. Переоборудование было завершено установлением в конце хвостовой части туалета. Таким образом получилось, что своего постоянного рабочего места не имел только механик самолета, который должен был довольствоваться складным стульчиком в правой части коридорчика ниже места первого пилота.


Обслуживающий персонал министерского «Поте»

Как и другие самолеты морской авиации того времени, министерский Поте был окрашен целиком в темный серо-голубой цвет, и лишь капоты двигателей были цвета натурального алюминия. Большие трехцветные французские кокарды, внутри которых был нарисован черный морской якорь располагались на верхних и нижних поверхностях крыльев. Также совершенно стандартно и классически руль направления был окрашен во французский триколор. Но на этом сходство заканчивалось, поскольку из-за своего предназначения (перевозка официальных лиц) самолет мог посещать иностранные государства, и на него был нанесен гражданский код F-APEU. Эти буквы были написаны на обоих крыльях красным цветом, и повторялись по бортам фюзеляжа, где они были вписаны в стрелу, начинающуюся с точки под стабилизаторами и заканчивающуюся острием в носу самолета. Ну и в завершение этой, несколько “карнавальной”, схемы обозначений, по обеим сторонам киля в темо-синем морском цвете был нанесен якорь, а эмблема флотского экипажа (два скрещенных красных якоря) украшала с двух сторон нос этой машины.


Поте-540, Орли, 1938 год

Как мы уже писали выше, экипаж предоставляла секция связи и обучения в EGAN Orly (EGAN – Entrepot General de l’Aeronautique Naval, главный склад военно-морской авиации, Orly – место базирования склада - прим.переводчика), и само собой,все его члены были морскими летчиками. Первый пилот и командир корабля был, по традиции, старшими офицерами (штабс-офицерами по-старорежимному - прим.переводчика), занимавшим должность в Военно-Морском Министерстве. Всего в течение срока использования этой машины у “борта” было три командира, и первым был капитан третьего ранга Сала (Sala), которого в 1937 году заменил каптри Эбрар (Hebrard), которого в 1939 году сменил также капитан третьего ранга Септан (Septans).
На самом деле самолет мало использовался в те годы по своему прямому назначению. Воздушный транспорт еще не был столь развит, не притягивал всеобщего внимания да и комфортом не обладал, и Министр третьей республики предпочитал ему передвижения по железной дороге! Несколько раз Поте использовался-таки министром. Правда, при довольно необычных обстоятельствах. Дело в том, что пост этот с 1937 по 1940 год занимал Цезарь Кампинчи (Cesar Campinchi), депутат от корсиканского парламента. Как и все свои избранные коллеги, он, время от времени, обязан был посещать своих избирателей в городе Аяччо, для чего и использовал военно-морской самолет! Поте-540 доставлял его в Мариньян, где Бреге (Breguet Bizerte) одной из местных эскадрилий доставлял его на Корсику. Подобным способ организовывался и обратный перелет…


Орли, начало 1939 года. Министерские самолеты на стоянке

С объявлением войны F-APEU все еще находился в Орли. В первые дни конфликта он изменил окраску со своей заметной на более сдержанную типовую, а с 27 сентября стал осуществлять связь с Шербургом, добавив к этому еще и Мариньян с 10 ноября. В целом к этим полетам надо добавить еще локальные учебно-испытательные полеты, а в начале 1940 года самолет возвращается производителю для плановой замены двигателя и установления автопилота.
3 июня 1940 года база в Орли становится объектом немецкой бомбардировки, в результате которой было разрушено значительное количество имевшейся там техники. Перед немецким наступлением на эту базу было принято решение эвакуировать персонал и оставшуюся технику в Рошфор. 11 июня министерский Поте-540, который счастливо избежал повреждений при бомбардировке базы, перелетает на большой аэродром на юго-западе. Это оказался его последний полет – 22 июня настала очередь Рошфора оказаться под сильной бомбежкой, в которой, кстати сказать, и Поте и его экипаж счастливо избежали повреждений. С момента официального прекращения боевых действий прошло всего несколько часов, а на аэродроме уже хозяйничали немцы, пленившие все находившиеся там экипажи, в том числе и с самолета Поте. Поначалу F-APEU вызвал живой интерес победителей – специальное оборудование, и, особенно, аппаратура связи, были с него демонтированы, а члены экипажа раздельно допрошены со всей строгостью, поскольку немцы посчитали, что последние выполняют некое “шпионское задание”! В конечном итоге немцы разочаровались как в машине, так и в ее экипаже, и разрешили французам вернуться в неокупированную зону, оставив самолет победителям. Не известна дальнейшая судьба машины, остается только предположить, что она, как и другая захваченная техника, была поставлена на службу Люфтваффе. В любой случае, статус этого самолета определил лично командующий военно-морской авиацией контр-адмирал Латам (Latham), 17 сентября 1940 года официально заявивший о потере самолета.


Еще один вид на F-APEU в Орли

Кроме этого редкого и очень специального самолета, ВМС Франции располагали еще четырьмя Поте. Вернее одним Поте-540 и тремя Поте-542.
С начала 20-х годов морская авиация занималась обучением свои пилотов в школе летного обучения в Уртене (Hourtin) В этой школе находилось много разнообразных гидросамолетов, а также несколько наземных машин, обучение на которых проходили наблюдатели, радисты, механики и бомбардиры-стрелки. К началу 1940 года в числе таких машин значился и остро требующий замены Лиоре и Оливье (Liore et Olivier – 20), полученные из состава ВВС в 1936 году. Именно для этого Адмиралтейство добивается получения трех самолетов Поте – две первые машины, №115 и №128 6 марта принимаются в Туре, после чего перегоняются в Уртен. Переданные секции наблюдения, они получают там бортовые коды HT.121 и HT.122 и немедленно направляются на полеты по обучению наблюдателей и стрелков-бомбардиров. Третий самолет, №108, получают 6 мая в Бурже и в тот же день перегоняют в Уртен, где он получает бортовой код HT.123.
Эти три самолета крайне интенсивно используются до последних дней франко-германской войны. 22 июня НТ.122 совершает вылет в Рошфор, где разрушается на земле немецкой бомбардировкой. 24 июня, не смотря на плохие метеоусловия, НТ.123 эвакуируется в Ажен (Agen), где и остается из-за запрета на любые вылеты, введенного в день перемирия. 4 июля вылеты разрешают, и самолет направляется в Куэр (Cuers), где и поступает на склад временного хранения. 13 августа он совершает финальный полет в Йер, где демонтируется и, вместе с Поте-540 №27 (о нем ниже) отправляется на склад. Достоверно неизвестно, что произошло с НТ.121, но похоже, что его судьба мало чем отличалась от коллег по службе – единственно что 24 июня машина еще находилась в Уртене, и вряд-ли командир решил спасать не особо ценную машину, особенно в условиях плохой погоды… Известно, что персонал той базы на машинах эвакуировался на юг, а подавляющее большинство техники осталось брошено на аэродроме.


Поте-567, справа и слева от которого виднеются два Поте-542

Пятый самолет, носивший кокарды морской авиации, был получен 8 апреля 1940 года экипажем из S.C.L.E. в Бурже, и, в тот же день, перегнан в Орли. 11 числа его отправили во Фрежюс-Сан Рафаэль (Frejus-St.Raphael) где передали в CEPA (Commission d'Etudes Pratiques d'Aéronautique, примерный аналог нашего ЛИИ - прим.переводчика) Вплоть до перемирия он использовался в испытательных полетах, а, после вступления в войну Италии, часть авиапарка CEPA была переведена в Рошфор, Уртен и Бискароссу (Biscarosse), а также собрана на базе в Йере. Именно там эту машину застало подписание перемирия. В конце июля этот Поте занимался сервисным обслуживанием базы, а затем, по условиям перемирия, был складирован с демонтированными крыльями в ангаре этой же базы. Более в воздух он не поднимется. Как завершилась его карьера, нам доподлинно не известно, но возможно он, как и большинство другой техники, был сожжен во время оккупации базы в 1943 году итальянскими войсками…

КОНЕЦ
LUCIEN MORAREAU
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-540/542 республиканской Испании

    Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты: - Р.540 4314 был поставлен в…

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Поте-542. Часть первая

    Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments