Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Чешский биплан. Часть третья. В Чехословацкой республике

Вплоть до первой половины тридцатых годов основным противником Чехословакии считалась Венгрия. Угроза приходила с южного направления, и вполне логично, что 3-й Авиационный полк, базирующийся в Словакии, был приоритетным в части получения матчасти. Но усиление нацистского режима заставило Чехословакию в 1935 году изменить приоритеты оборонной политики, и первыми получать новые истребители стали части, находящиеся в Богемии и Моравии.


В полете группа новеньких В-534, 1936 год

Кроме того, значительно усилен был также 4-й авиаполк, который перевооружался с 8 октября 1935 по 14 января 1936 года, получив 52 “Авиа В-534” (4 марта 1936 года они получили 53-й самолет). Из 11 машин, полагавшихся каждой эскадрилье, лишь на шести она проводила обучение и повышение летного мастерства пилотов, оставшиеся пять были зарезервированы для “больших полетов” и, в обычное время”, стояли на хранении на аэродроме в Брно. Это стало “последним писком моды” и делалось с целью сберечь самолеты “на крайний случай”.
Первый Авиаполк после получения пары В-534 в октябре 1935 года, еще десять поставил “на крыло” в декабре, и этого количества с трудом хватило всего на две эскадрильи, 43-ю и 44-ю, в каждую из которых было передано по шесть экземпляров. Несколько новых истребителей было передано для обучения летчиков в Третий авиаполк (9 машин в течение первого триместра 1936 года) и Школу ВВС (6 машин). 2-й и 6-й полки получили всего по одной машине, и то с целью ознакомить пилотов с новой техникой.


Линейка B-534 первой серии стоит на аэродроме Прага-Кбелы, апрель 1936 года

Это быстрое перевооружение (100 машин передано в течение шести месяцев, правда, это с учетом аппаратов, направленных во VTLU) продолжилось во второй половине 1936 года, однако ритм такого обновления был снижен и поставили только 45 машин из 1-го министерского заказа. Таким образом, к концу этого года “Авиа В-534” стала основным истребителем ВВС Чехословакии. Не оснащенными этой машиной остались всего три эскадрильи – 37-я из 3-го авиаполка, использовавшая “Авиа В-34”, а также 33-я и 35-я из 2-го авиаполка, оснащенные “Летов S-231”. Три этих эскадрильи для перевооружения были вынуждены ждать еще год, и после этого 534 стал стандартным вооружением истребительной авиации Чехословакии – все машины “Летов S-231” продали в Испанию, а все остальные самолеты (Dewoitine D-1, Avia Ba-33, Avia B-34) передали в летные школы.


Ретушированное фото двух «Авиа» первой серии

Авиасалон в Цюрихе

На июль 1937 года в Цюрихе был запланирован международный авиасалон, который должен был представить наиболее современные машины разных стран мира; чехословацкие власти кроме акробатической группы решили отправить туда звено, составленное из своих лучших летчиков. Были отобраны четыре самых выдающихся пилота (капитан Станислав Энглер (Stanislav Engler), поручик Ярослав Гладьё (Jaroslav Hlado – будущий майор чехословацкого истребительного крыла RAF), ротмистр Ярослав Шнобль (Jaroslav Snobl) и четарж Франтишек Пержина (Frantisek Perjina – он отличится во французской кампании в составе GC I/5, одержит 13 подтвержденных и две возможные победы прежде чем перебраться в Англию и продолжить карьеру в RAF). Как увидим ниже, это были действительно стоящие пилоты…


Цюрих, 1937 год

Свое переучивание они начали на самолетах первой серии, и закончили в Праге на машинах 4-й серии с закрытой кабиной. Для них специально подготовили четыре самолета для конкурса (201-204), конечно-же убрав с них все специальное оборудование и вооружение.
Цюрихский конкурс проходил с 23 июля по 1 августа 1937 года, и быстро вылился в германо-чехословацкую дуэль, показателем которой стали качества представленных на салон самолетов. Задание на максимальную скорость в пикировании выиграл прототип Bf-109V-13, опередивший Henschel-123V-5, а Пержина, Гладьё и Шнобль были соответственно третьим, четвертым и пятым. Во время Альпийской гонки (367 километров) B-534 заняли 2-3-4 места сразу после великолепного Bf-109 (на этот раз прототипа V-8), но опередив Dewoitine D.501 француза Робийона (Robillon)…


Две фотографии с авиасалона в Цюрихе

Эти результаты, вкупе с триумфом акробатической команды, выступавшей на "Авиа Ba-122", принесли чешским национальным цветам настоящий спортивный триумф, который был с блеском отмечен по возвращении на Родину. Однако было у триумфа и горькое послевкусие – военные пилоты четко увидели огромное преимущество в скорости у немецкой машины, и никакие сверхманевренность и скороподъемность истребителя “Авиа” в схватке с Bf-109 не будут играть никакой роли. Немецкий аппарат был лучше, а ведь он уже начал сходить с конвейера предприятий Мессершмитта. Время бипланов, выходцев из Первой Мировой Войны, одним из лучших представителей которого был истребитель “Авиа В-534”, быстро заканчивалось. Будущее виделось за безрасчалочным монопланом с низким расположением крыла…


B-534 на земле

1937-1938. Ненужное перевооружение

Единственным быстрым решением в этой ситуации становилось немедленное направление в первую линию максимального количества самолетов – вот так в части поступили 130 “Авиа В-534” в 1937 году и еще 151 (из которых 18 штук были модификации Bk) с 1 января по 16 сентября 1938 года. Общее количество истребительных эскадрилий выросло с 21 (12 боеготовых) на 1.1.1938 до 23 (все боеготовые) на момент мюнхенского кризиса. В распоряжении эскадрилий было 350 истребителей “Авиа”. Из которых 20 были модификации Bk. Еще 30 машин находилось на ремонте.


Апрель 1938. Капотаж «Авиа B-534» четвертой серии

Министерство Обороны в мае 1937 года направило шесть В-534 в CLH (Жандармский Воздушный Патруль). В задачи этих самолетов входило наблюдение за приграничными областями, включая зону, в которой были запрещены любые полеты военной техники в мирное время. Весной 1938 года по запросу МВД в CLH была направлена еще двадцатка истребителей.
На самом деле, все эти усилия ни к чему не привели, поскольку Чехословакия, преданная политиками из Франции и Великобритании, осталась один-на-один с Германией и потеряла Судеты. Перевооружение фактически ни к чему не привело, поскольку через месяц после соглашений, разрушивших независимость страны, данные инвентаризации показали наличие 370 В-534 и 54-х Bk-534, которые никак не смогли повлиять на раздел страны...

Инциденты на границе с Венгрией


Самолет из жандармского патруля. Осторожно – это не та машина, которая была показана в предыдущей выпуске!

В октябре-ноябре 1938 года, во времена, разделившие “Диктат” в Мюнхене и "Арбитраж" в Вене (установивший, кстати, отделение Словакии), произошла стычка между ВВС Венгрии и Чехословакии. Против венгров чехи располагали 11-ю истребительными эскадрильями, но им запрещалось открывать огонь кроме случаев защиты от нападения. Венгры, используя такую возможность, начали вторгаться в воздушное пространство Чехословакии и один из их Fiat CR-32 даже сбил севернее Дуная наблюдателя – биплан Летов (Letov S-328). Показательна реакция на этот инцидент – в сложное для страны время Премьер-Министр своим указом прямо запретил открытие огня, какой бы сложной не была обстановка (ничего не напоминает? – прим.переводчика).
Венгры радостно приняли этот запрет и не упускали случая обстрелять любой самолет, который встречали в районе границы. Один раз два В-534 вернулись на свою базу с сильными повреждениями, нанесенными огнем с земли, но высшее командование посоветовало им “просто летать повыше”. В реальности других упоминаний о столкновениях в воздухе не было, не считая обращенных в бегство двух венгерских FIAT CR-32bis, решивших обстрелять наземные цели.


B-534 из 43-й эскадрильи взлетает для учебных стрельб

Когда утром 15 марта 1939 года Германия оккупирует остатки Чехословацкой Республики, общее количество разработанных Франтишеком Новотны машин составило 524 экземпляра (от Авиа В-34 и до Авиа В-634). Из всего этого количества безвозвратно потерянными считаются один В-34 и 57 В-534, еще один самолет был интернирован Италией, а 62 Bk-534 застыли на конвейере и не были достроены…


Осень 1938. Аварийная посадка самолета возле Тольмеццо, Италия

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: avia, авиация, чехословакия
Subscribe

Posts from This Journal “avia” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments