Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Чешский биплан. Часть пятая. Словацкое национальное восстание

Когда весной 1944 года линия восточного фронта приблизилась к Словакии, часть ее военнослужащих посчитала, что наступил подходящий момент поднять восстание простив нацистов и их приспешников.
Защита восточных границ Словакии от советского “нашествия” в конце июля-начале августа была возложена, в том числе, и на Армейскую Авиагруппу, составленную из трех соединений, имевших в общей сложности 40 аппаратов (в том числе и самолеты второй линии):
- 1-я разведывательная эскадрилья на Fw-189A-2;
- 2-я наблюдательная эскадрилья на “Летов S-328;
- 12-я истребительная эскадрилья на… вечно живом “Авиа В-534”! Эту часть перевели с аэродрома Спишска Нова Вес сначала в Нижний Храбовец (Nizny Hrabovec), а затем в Илсу (Ilsa), а в составе ее значились 5 “Авиа В-534” и один Bk-534, которые вскоре были усилены четверкой Bf-109G-6 из бывшей 13-й истребительной эскадрильи.
Именно на эту Армейскую Авиагруппу и должно было опереться восстание, планируемое на востоке страны. К несчастью, немцы вскрыли факт его подготовки и приняли решение быстро “вывести из игры” этого непокорного союзника. Операция по разоружению и интернированию революционных частей внезапно началась 29 августа, а к 31-му числу докатилась до восточных границ Словакии. В таких условиях в небо с аэродрома Илса подняться смогли только 26 самолетов, которые немцы не успели захватить. Среди этих машин были три В-534 (158, 181 и 364) и 1 Bk-534 (512). Самолеты перелетели в СССР и приземлились на аэродроме близ Львова (некоторые из самолетов оказались повреждены зенитным огнем, а также огнем истребителей 15-й ГИАД (Гвардейской Истребительной Авиационной Дивизии - прим.переводчика), которая не была предупреждена о массовом перелете).
Словацкие летчики из Армейской Авиагруппы оказались в СССР и не смогли принять участие в национальном восстании, начавшемся 29 августа в Центральной Словакии. А ведь они были достаточной силой, чтобы поддержать его…


Авиа В-534 Соединенной эскадрильи. Аэродром Три Дуба, сентябрь-октябрь 1944 года

Центральная Словакия. Сражение за Три Дуба.

Получив информацию о немецкой атаке 29 августа, словацкое командование приняло решение о начале восстания 29 августа. 50 000 солдат и 7 000 партизан, добавившихся к октябрю месяцу, приняли в нем участие, начав освобождение с района Баньска Быстрица. ВВС восставших были, в свою очередь, сосредоточены на аэродроме Три Дуба между городами Зволен (Zvolen) и Баньска Быстрица. На самом деле, аэродром этот был местом базирования летной школы ВВС Словакии, и на нем быстро собралось до 60 различных машин. Большая часть из них была совершенно устаревшей, часть в очень плохом состоянии, однако механикам удалось “привести в чувство” четыре “Авиа В-534”, два Bf-109E-4 и семь “Летов S-328”, которые и составили костяк Соединеной Эскадрильи (словацкое название «Комбинирована летка» - прим.переводчика) для борьбы с силами вермахта. Отсутствие снаряжения и запасных частей привели к тому, что в летном состоянии оказалась всего горстка боевых машин…
В начале сентября Соединенная Эскадрилья получила помощь из Советского Союза – из состава старых ВВС Словакии ей были переданы два Bf-109G-6, два Letov S-328 и один Fw-189A-2 (на самом деле словацкие лётчики на словацких самолётах перелетели из СССР обратно в Словакию (точнее, в Чехословакию, потому что восставшие провозгласили воссоединение страны) на повстанческий аэродром. Собственно СССР к этому имел весьма отдалённое отношение - прим.переводчика). Больше, к сожалению, передать не удалось ничего, не смотря на то, что примерно в это время был налажен воздушный мост, снабжавший повстанцев необходимым снаряжением… (описанная ниже переброска 1-го чехословацкого истребительного авиаполка это как-бы не считается - прим.переводчика).

В таких условиях, количество используемых повстанцами В-534 сократилось до четырех, при чем, не смотря на фигурировавшие в прессе рассказы, Bk-534 никогда не применялся как истребитель. Пошли такие слухи от того, что для поддержания в летном состоянии, на один из В-534 вынужденно установили двигатель HS-12 Ycrs с Bk-534. Быстро названный “ублюдком” (да простят нас юные читатели – прим.переводчика), этот гибрид, потерявший возможность стрельбы через развал блока цилиндров, применялся только для штурмовок вражеских сил с применением легких бомб, подвешенных под крыло


Тот самый «ублюдок» с замененным двигателем

В первые дни восстания Соединенная Эскадрилья занималась прикрытием территории повстанцев, атаковала продвигающиеся вперед немецкие части, осуществляла бомбардировки, но главной задачей была связь между восставшими частями, многие из которых были, к тому времени, уже окружены… Задания эти выполнялись на S-328, Bf-109G-6 и на В-534. Эти порядком устаревшие бипланы очень пригодились для штурмовки наземных войск, хотя и выполняли иногда задания по прикрытию S-328. Именно в одном из таких вылетов заставник Франтишек Циприх (Frantisek Cyprich) 2 сентября 1944 года сбил над Фонкардой (Foncarda) венгерский Ju-52/3m. Экипаж “тетушки Ю” тогда просто не понял факта того, что летел он над вражеской территорией! Это была настоящая историческая победа, поскольку она стала последней воздушной победой, одержанной на самолете-биплане. Всего таких побед у Соединенной Эскадрильи будет шесть, одержанных в 350-ти вылетах, но все остальные словаки одержат на монопланах Bf-109…

Одновременно со списком побед увеличивался и список потерь, в том числе и потерь на В-534. Так, поручик Илёвский (Iľovský), возвращаясь с задания по штурмовке неприятельских войск, столкнулся с холмом в районе Пиарги (Piargy). Поскольку плохая погода в тот день не позволила отбомбиться по войскам неприятеля, заряды оставались подвешенными под крылья и взорвались в момент столкновения с холмом, что и повлекло за собой гибель летчика. Эта была лишь одна из потерь в череде других, ведь Люфтваффе регулярно бомбили Три Дуба, но она со всей очевидностью показала необходимость дополнительной помощи от наступающих советских войск.


S-12 из состава Соединенной эскадрильи. Аэродром Три Дуба, сентябрь 1944 года

17 сентября на словацкую землю прибывает 1-й чехословацкий истребительный авиаполк, созданный 1 июня 1944 года в СССР и оснащенный 21-м самолетом Ла-5ФН. Это стало серьезным усилением войск повстанцев – на новых самолетах было одержано 13 побед в 573-х вылетах – и это позволило, наконец, вывести с первой линии устаревшие машины Соединенной Эскадрильи. Впрочем, не смотря на отсутствие запчастей и снаряжения, для них оставалось еще много работы…
Однако немецкие войска, пользующиеся своим количественным превосходством, понемногу сжимали кольцо окружения, и территория, контролируемая восставшими, сжималась как шагреневая кожа. В какой-то момент стало понятно - чтобы избежать поражения и пленения, необходимо пробиваться навстречу наступающим советским войсками, к тому же плохая погода вынужденно остановила воздушный мост и все поставки вооружения и боеприпасов временно приостановились. 25 октября 1944 года немецкие войска подошли к Зловену, и началась эвакуация аэродрома Три Дуба. Уйти в СССР удалось только 15-ти машинам (11 Ла-5ФН, 1 Bf-109G-6, 1 Fw-189A-2, 1 S-328 и 1 W-34). Все поврежденные самолеты, а также самолеты, которые в силу технического состояния не моли преодолеть расстояния до советской территории, были сожжены на аэродроме. Среди сожженных машин оказались и два последних В-534, использовавшихся в составе Соединенной Эскадрильи…


Сбитая Циприхом «тетушка Ю»

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...

Tags: avia, авиация, словакия
Subscribe

Posts from This Journal “словакия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments