Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Чешский биплан. Часть шестая. Люфтваффе и Болгария

Немедленно после захвата Чехословакии Германия забрала себе абсолютно все самолеты, оставшиеся на территории несуществующего государства, включая и то, что стояло на оккупированных словацких аэродромах Новый Двор (рядом с полигоном Малацки) и Жилина (но за вычетом остальных аэродромов Словакии – прим.переводчика). Все аппараты были собраны в Мерзебурге и Эрдинге (Бавария, рядом с Мюнхеном), откуда они и распределялись по различным частям как немецких Люфтваффе, так и ВВС стран-сателлитов Германии.


Один из трех В-534, использовавшихся по программе «Граф Цеппелин»

Среди всех машин количество “Авиа В-534” и Bk-534 (часто новеньких, прямо с конвейера) было столь велико, что немцы были вынуждены основать специальные курсы для переучивания на этот самолет. Названные “учебные курсы “Авиа” (“Avia” lehrgang), они обосновались в Херцогенаурахе (Herzogenaurach), и предусматривали подготовку и переделку самолетов “под немецкий стандарт”. Главным изменением был перевод сектора газа, который в Чехословакии функционировал на французский манер – вперед для “полного”, на обратный. Многие истребители получили также радиостанции немецкого образца, и такие машины легко можно отличить по внушительной антенне, стоящей на верхнем крыле. Также добавили наборы первой помощи, которые размести в фюзеляже, а об их наличии сообщал маленький красный крестик, вписанный в белый круг, наносившийся на самолет.


В-534 из Jagdfliegerschule зимой 1941-1942 годов

Учитывая, что время таких самолетов прошло, немцы приняли решение использовать их как учебные, передав в различные летные школы как первоначального обучения (A/B Schulen), так и школы лётчиков-истребителей (Jagdfliegerschulen). Нескольким самолетам удалось даже “засветиться” на большом экране – в 1940 году они, замаскированные под PZL-11, приняли участие в съемках пропагандистского фильма “Кампфгешвадер Лютцов”, посвященного польской военной кампании.


Две фотографии со съемок пропагандистского фильма. В-534 загримированы под PZL-11

Получили бипланы “Авиа” и две истребительные части: 3./JG70 и 3./JG71. Обе они базировались во Фридрихсхафене и представляли собой эскадрильи ночных истребителей. Использовали они чехословацкую технику между июлем 1939 и январем 1940 года. Учитывая, что в то время никаких радарных систем раннего оповещения не существовало, ночные перехваты осущствлялись только зрительно и в лучах прожекторов. Не добившись ни одного успешного перехвата бомбардировщиков RAF, обе эти эскадрильи заменили свои устаревшие самолеты на гораздо более современные Bf-109.


Редкое, но увы, нечеткое фото В-534 с каплевидным фонарем кабины

Еще одним небанальным местом использования В-534 стал… немецкий авианосец. Граф Цеппелин находился в стадии постройки, и немецкие власти решили провести серию испытаний с целью найти наиболее приспособленный для службы на палубе аппарат. Имевший большую площадь крыльев В-534 казалось, хорошо подходил для этого, и три Bk-534 в конце 1939 года оснастили посадочным гаком и оборудованием для катапультного старта, передав их на дальнейшие исследования.


Bk-534 с крестами начального периода войны

С нанесенными гражданскими кодами, они в 1940 и 1941 годах проходили многочисленные тесты, которые выявили полную непригодность маленького самолетика к чрезмерным нагрузкам при взлете и посадке на палубу. Так, в большинстве случаев у них просто отрывало посадочный гак и трескался фюзеляж… “Морская” карьера Bk-534 закончилась, так и не начавшись – характеристики оказались средними, немецкое командование предпочло Bf-109T (фактически это Bf-109E с увеличенным размахом крыла), да и сам “Граф Цеппелин” так и не был никогда достроен…


В-534 испытывается по программе «Граф Цеппелин»

Однако была одна область применения, в которой “Авиа В-534” очень хорошо зарекомендовали себя – и это, как ни покажется странным, транспортировка! Нет, речь не идет о перевозке вооружения и топлива, речь о буксировке планеров! Точно не известное, но определенно большое количество этих самолетов оснащалось механизмом для буксировки стандартного планера Люфтваффе – DFS-230A. По началу приданные в DFS-230 Staffel der Luftwaffe/1-10, расположенный во Франции, они применялись также в качестве буксировщиков мишеней для тренировок экипажей Hs-123, но затем были переведены в LLG1 (Luftlandgeschwader 1), специальную часть буксировки, в которой “Авиа”, тянущие за собой планер, занимались доставкой боеприпасов и вооружения в части, окруженные на восточном фронте. Существуют упоминания, что в таком качестве “Авиа” использовались зимой 1942-1943 под Сталинградом, однако имеющиеся фотографии говорят, скорее, в пользу Демьянского котла, который был почти годом ранее…


Печальный конец чешского биплана. На верхнем крыле хорошо заметны перекрашенные опознавательные знаки

Производственная база поглощенной Чехословакии занималась, также, восстановлением машин для нужд Люфтваффе. Осуществлял такие работы завод в Катовице, а также мастерские города Оломоуц. Зная, что перед оккупацией чехословацкие разработчики устанавливали на “Авиа” второй серии каплевидное остекление кабины, немцы затребовали такие машины для себя и для ВВС Словакии, что и было сделано, правда, в небольшом количестве. Кстати, с занимавшегося такими вещами завода в Куновице лейтенант Гладьё (Hlado) 28 августа 1940 года перелетел в СССР; он приземлился в Станиславове на Украине. По его словам, летел он именно на таком, оснащенном фонарем кабины и обтекателями шасси, самолете…


Буксировщик планера перевернулся во время рулежки на зимнем аэродроме в СССР


Болгарские Авиа против Либерейтеров


Накануне Второй Мировой Войны Болгария, чья военная авиация представляла собой весьма жалкое зрелище, была переоснащена при помощи германского Имперского Министерства Авиации (Reichsluftfahrtministerium), что значительно увеличило ее потенциал. Как мы уже упоминали, несколькими месяцами ранее немцы получили от оккупированной Чехословакии значительное количество авиационной техники. Болгарская закупочная комиссия в начале лета 1939 года посещает Мерзенбург, где на хранении стояли чехословацкие самолеты, предлагаемые немцами к продаже. Запрашиваемые цены были очень привлекательными (всего 40% от нормальной среднерыночной цены + возможность оплаты табаком и другими национальными болгарскими товарами), и контракт на покупку был, в конце концов, подписан в Берлине. Покупали болгары 204 самолета, среди которых было не менее 58 В-534 4-й серии. Кроме них, болгары приобрели также Letov S-328, Avia B-71, Avia Ba-122 и даже старые Bloch MB-200.


«Доган» (В-534 4-й серии) в Болгарии в 1940 году

Болгарские пилоты перегнали самолеты из Мерзенбурга в Видин через австрийский Асперн и югославский Земун, после чего самолеты переправили в Божуриште, где на них нанесли национальные опознавательные знаки – вертикальное бело-зелено-красное болгарское знамя на руле направления и классические белые кокарды с красным крестом в восьми позициях. Названные “Доган” (Сокол), В-534 были, затем, переданы в части Королевских Болгарских ВВС, где ими оснастили 4 эскадрильи (Ято) второго истребительной батальона (2-й истребителен орляк), а еще 12 машин было направлено в учебно-тренировочную эскадрилью. Основной базой истребителей стало Карлово, а запасным аэродромом выбрали Враждебну (ну да, была такая авиабаза Враждебно под Софией – прим.переводчика).

Вступление Болгарии в войну


1 марта 1941 года был подписан трехсторонний пакт, и Болгария заявила о своем невмешательстве. Она предоставила Люфтваффе свои аэродромы для атаки на Югославию, но сама не участвовала в военных операциях, не смотря на то, что влияние нацистского правительства начина с октября 1940 года все увеличивалось и увеличивалось, и Люфтваффе к этому времени добилось даже изменения национальных опознавательных знаков, чтобы не перепутать болгарские самолеты с югославскими. Теперь на всех военных машинах Болгарии был нанесен расположенный в белом квадрате черный косой крест.


В небе над Болгарией. Лето 1943 года

22 июня 1941 года Германия напала на Советский Союз, что стало настоящим шоком для простых болгар, в массе своей открыто симпатизировавших СССР. Немецкое правительство серьезно надавило на болгарское правительство, и 13 декабря 1941 года они объявили войну Великобритании и Соединенным Штатам, но не Советскому Союзу. Немцы, в ответ на это, не нашли ничего лучше, чем задержать поставку болгарам Bf-109E-7, которые поступили во 2-й истребителен орляк только зимой 1941-1942 годов.
В-534 тем временем были распределены в эскадрильи 6-го истребителен полк, и уже была запланирована их замена, для чего болгары связались с вишистским правительством Франции, желая купить “Блок-152”. Покупка ограничилась, однако, 96 машинами “Девуатин-520”, поскольку 11 ноября 1942 года свободная зона Франции прекратила свое существование, будучи оккупированной нацистами.


На аэродроме «Доганы» с трехцветными полосами на руле поворота

Перехваты рейдов на Плоешти

1 августа 1943 года USAAF со своих североафриканских баз начали налеты на румынские нефтяные промыслы Плоешти. 175 Либерейтеров, собранные в пять групп, пересекали Болгарию, страну, которая 20 месяцев назад объявившую США войну, чтобы добраться до Румынии!
Когда американцы вошли в болгарское воздушное пространство, полковник Василь Вулков, командир 6-го истребительного полка, посчитав, что целью американцев является София, поднял в воздух две тревожные эскадрильи. В-534, однако, не смогли догнать Либерейтеры, которые уже удалялись в направлении Румынии, и болгарские пилоты решили, что им будет проще перехватить американцев, когда они будут возвращаться на свои базы опять-таки через территорию Болгарии.


Один из тех, кто пытался перехватить «Либерейторы»

Все произошло именно так, как и ожидалось – основательно “пощипанное” румынами и немцами американское соединение легло на обратный курс, когда на перехват ему вышли порядка шестидесяти болгарских машин из шести эскадрилий. Практически все они, кроме двух эскадрилий из Карлово, оснащенных Bf-109E, были вооружены “Доганами”. Не радиофицированные, медленные и слабовооруженные, эти самолеты не представляли серьезной угрозы огромным В-24 и более того, у болгарски пилотов был шанс только на одну атаку пикированием, поскольку догнать “Либерейторы” “Соколы” не могли. Можно себе представить круглые глаза офигевшего американского стрелка, видящего, что на перехват их громадных машин выходят старые маленькие бипланчики!


Болгарский «Доган» в зимнем камуфляже. Зима 1943-1944

Результат этой операции был легко предсказуем – не сбили ни одного В-24, однако потеряли пять В-534. Три В-24 смогли сбить более современные машины Bf-109E.

Конец карьеры прошел в штурмовках

В-534 после такого “перехвата” стали забирать из истребительных полков, куда с августа 1943 года начали поступать первые D.520, усиливавшиеся получаемыми из Германии Bf-109G. Те “Доганы”, что еще могли подняться в воздух, собирались во втором штурмовом полку, в котором набралось 19 “Авиа”, десять из которых были в летном состоянии. Как раз в это время границу Болгарии перешли советские войска и софийское правительство попыталось возобновить действие декларации о нейтралитете по отношению к СССР и, в конечном счете, ко всем державам стран-союзниц.


«Доган» №74 в небе. 1941 год

Советский Союз, однако, отказался признавать болгарский нейтралитет и 8 сентября началось наступление советских войск в Болгарии. В этот же день началось антиправительственное восстание, и уже на следующий день было подписано перемирие, после которого Болгария на стороне СССР присоединилась к антигитлеровской коалиции.
В начале 1945 года опознавательные знаки ВВС Болгарии сменились еще раз, став теперь зелено-белой кокарой (читая из центра), перечеркнутой красной полосой (бред какой-то, ведь у болгар тогда стала красно-белая (считая от центра) кокарда, перечёркнутая горизонтальной зелёной полосой – прим.переводчика). В это время несколько “Доганов” еще служили во втором истребительном батальоне в качестве учебных машин, где они продержались до лета 1945 года. Остальные же закончили свой боевой путь во 2-м штурмовом полку, где на 1 января 1945 года значилось еще шесть машин. В марте 1945 года начался перевод ВВС Болгарии на советскую технику…


Два вида на штурмовой «Доган» зимой 1943-1944

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…
Tags: avia, авиация, болгария, германия
Subscribe

Posts from This Journal “болгария” Tag

  • Болгарский ДАР

    Самолет этот в целом был задуман конструкторским бюро ДАР-Божуриште («ДАР-Божурище») под управлением немецкого инженера Германа Винтера (Hermann…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments