Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Чешский биплан. Окончание. В других странах

В Советском Союзе

Забавно, но одним из прямых пользователей этого маленького биплана, как ни парадоксально звучит, был Советский Союз, получивший более 12-ти экземпляров этой машины между 1939 и 1944 годами. Некоторые из них даже принимали участие в боевых действиях, о чем мы поговорим ниже…
Естественно, что СССР никогда не приобретал этот самолет напрямую у властей Чехословакии – их им, прежде всего, поставила Германия в 1939 году, а «дополнили» словацкие дезертиры, перелетевшие в СССР в период с 1940 по 1944 годы. Первым был Гладьё, сбежавший на Украину 28 августа 1940 года на своем Авиа В-534 2-й серии, но с закрытой кабиной и обтекателями шасси. Приземлился он рядом с городом Станиславов, вскоре переименованном в Ивано-Франковск.


В-534.124 пилота Гладьё, перелетевшего в СССР 28 августа 1940 года. Снимок сделан во время испытаний самолета в СССР зимой 1940-1941 года

Благодаря свидетельствам этого пилота мы знаем, что к этому времени у русских уже была целая эскадрилья самолетов Авиа. Гладьё, назначенный подполковником Людвигом Свободой командующим чехословацкими летчиками, перелетевшими в СССР, прибыв на базу в Кубинке (дело было уже во времена Великой Отечественной Войны – прим.переводчика) увидел линейку из восьми В-534, готовых к вылету! Все они принадлежали секретной эскадрилье НКВД, основной задачей которой было выявление вражеских аэродромов, для чего эти машины пристраивались к отходящим самолетам противника и выясняли, таким образом, место их базирования, по которому затем наносился бомбовый или артиллерийский удар. Более ничего не известно об этой эскадрилье «истребителей-фантомов», поставленных в СССР Третьим Рейхом согласно советско-германского Пакта.
В 1943 году в СССР перелетели еще три летчика ВВС Словакии (SVZ), которых в августе 1944 года дополнили еще четыре Авиа В-534 из Армейской Авиаруппы, которым удалось сбежать от немцев во время контрреволюционных действий нацистов в Словакии. Более никакой информации об этих машинах в СССР нет…

В Греции

Компания «Авиа» в 1936 году поставила в Грецию всего два истребителя. Был это не правительственный заказ, а частная инициатива промышленника Кутереллиса (G.Kouterellis), который затем, вполне официально, передал эти машины Королевской Греческой Авиации (Elleniki Vassiliki Aeroporia) в церемонии, организованной им 18 августа 1936 года. Обе полученные машины принадлежали ко второй серии и заводские номера их были 534.1001 и 534.1002.


1937 год. Греческий «Авиа В-534»

Оба истребителя дополнили уже имеющиеся в Греции четыре Авиа BH-33, поставленные в 1935 году Югославией, и по состоянию на инвентаризацию 28 октября 1940 года еще значились в составе ВВС. О том, что произошло с ними в дальнейшем, нет никакой информации. Но вполне вероятно, что они были уничтожены немецкими бомбардировками в апреле 1941 года…

В Румынии


Очень мало известно о румынских Авиа В-534. В свое время немцы поставили туда три планера DFS-230A, и в качестве буксировщиков, возможно, румынам достались три чехословацкие машины. Более ничего о румынских Авиа не известно…

В Венгрии

Как и в СССР, В Венгрии напрямую никогда не покупали этот самолет, получив его во время Второй Мировой Войны. Однако было у венгров всего две машины, первую из которых захватили во время пограничного конфликта Венгрии и Словакии в марте 1939 года (это самолет Захара, который был поврежден зенитками и осуществил вынужденную посадку на венгерской территории 24 марта 1939 года). Восстановленный, самолет тестировался венгерскими пилотами, получил гражданский код HA-VAB и национальные венгерские опознавательные знаки, включая желтые элементы быстрой идентификации, которые говорили о его новой роли – учебный самолет. Машина была разбита в конце 1944 – начале 1945 годов.


Захваченный венграми в 1939 году «Авиа В-534». Снимок 1944 года

Второй самолет Авиа приземлился в Венгрии весной 1941 года, когда словацкий пилот Хорват, желавший перелететь в СССР, потерял ориентировку и приземлился на аэродроме в Ужгороде, где и был захвачен венгерскими войсками. Хорвата вернули словацким властям, которые приговорили его к смертной казни, но так и не привели приговор в исполнение. Что произошло с самолетом Хорвата, неизвестно – возможно, его также вернули в Словакию…


Два вида на венгерский В-534

Для полноты картины надо вспомнить еще об одном самолете – В-534 4-й серии с серийным номером 287. Его пилот, Ондржей Яната (Ondrej Janata), хотел перебраться к испанским республиканцам, но 14 ноября 1938 года вынужденно приземлился в районе итальянского Толмеццо. Его самолет был возвращен в Прагу после длительных переговоров, завершившихся только в начале 1939 года. Судьба пилота осталась неизвестной…

КОНЕЦ

CHRISTOPHE CONY
Перевод avianikitoss и alexww1

Предыдущие части:
Чешский биплан. Часть первая. Создание
Чешский биплан. Часть вторая. Производственные серии
Чешский биплан. Часть третья. В Чехословацкой республике
Чешский биплан. Часть четвертая. На востоке
Чешский биплан. Часть пятая. Словацкое национальное восстание
Чешский биплан. Часть шестая. Люфтваффе и Болгария
Tags: avia, авиация, венгрия, греция, румыния, ссср
Subscribe

Posts from This Journal “греция” Tag

  • Критская мозаика. Символ поездки

    В завершение моих обзоров про остров Крит хочу показать вам, дорогие френды и просто прохожие, небольшой мышонок, сопровождавший нас всю поездку. Его…

  • Критская мозаика. Питание в бизнес-классе

    Возвращались мы с Крита в Москву бизнесс-класом, и конечно-же я не мог пропустить момент питания на борту самолета. Вот какую еду предлагает…

  • Критская мозаика. Кносский дворец

    Вот и подходят к концу наши репортажи об острове Крит - осталось совсем немного. В принципе, это последний серьезный вояж, проведенный прямо в день…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments