Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

"Вибо" в Парагвае и Бразилии

Парагвай, 1929-1935

20 декабря 1927 года парагвайское правительство подписало с французским “домом Шарль Пабалон” (Charles Leonard Pabalon House “Atelier Mureaux") контракт на приобретение семи истребителей "Вибо 73С.1" на общую сумму 1 815 272 франка. В июле 1929 все аппараты поступили в Асунсьон.
В Кампо Гранде (Campo Grande) они получили номера (с 1 по 7, соответственно) и начали интенсивную службу в качестве самолетов обучения пилотов-истребителей. Всего с 1929 по 1931 год в Школе Военной Авиации было обучено 13 человек, а все "Вибо 73С.1" в это время числились за Первой Истребительной Эскадрильей (Primera escuadrilla de Caza) парагвайских ВВС.


Wibault 73C.1, Парагвай, 1932 год

Первым в аварии недалеко от Асунсьона был потерян Вибо №4 – лейтенант Эрнесто Кирос (Ernesto Quiroz) вел машину на бреющем полете и случайно зацепил колесами крышу одного из домов, после чего перевернулся и разбился. Дело было в небольшом городке Ипакараи (Ypacarai).

24 августа 1932 года персонал авиабазы Кампо Гранде был поднят по тревоге – над ними пролетал неопознанный самолет. Уже месяц шла “Чакская война”, и все подумали, что пролетал над базой боливийский разведчик. Немедленно был отдан приказ о взлете, и Вибо №5 капитана Хосе Атилио Мигоне (Jose Atilio Migone) совместно с №6 младшего лейтенанта Вальтера Гвина (Walter Gwynn) поднялись на перехват этого “бандита”. Преследование растянулось почти на 200 километров, но в конечном итоге летчикам удалось заставить самолет приземлиться в районе городка Белен (Belen). Каково же было их удивление, когда парагвайские военные летчики увидели перед собой чилийский гражданский Кертисс (Curtiss D.12 Falcon) с аргентинским пилотом в кабине! Гильермо Илькоат (Guillermo Hillcoat) перегонял бразильским восставшим один из девяти приобретенных Кертиссов. Парагвайцы не упустили случаю поживиться машиной – отпустив пилота, они доставили машину в Асунсьон, где ее включили в состав транспортной эскадрильи ВВС Парагвая.



Линейка из шести парагвайских «Вибо 73»

Шесть Вибо оставались в строю в момент начала “Чакской войны”, и два из них (речь о №№1 и 2) были немедленно передислоцированы на базу Исла Тагуато (Isla Taguato), где также находились Поте 25 №№4,5 и 6. После смены аэродрома базирования французские самолеты стали выполнять полеты на разведку и сопровождение тех же Поте, занимавшихся штурмовкой боливийских позиций. Перед битвой за Бокерон (9-29 сентября 1932 года) все те самолет, которые были упомянуты выше, перевели в Исла Пой (Isla Poi), где к ним добавились третий Вибо (№3) и пара Поте 25. Во время этой битвы на Вибо было выполнено в общей сложности 27 вылетов – чаще всего на разведку. Летали как сами Вибо, так и Вибо в группе с Поте.


Исла Пой, сентябрь 1932 года

Все эти парагвайские истребители были оснащены двигателем жидкостного охлаждения Лоррен-Дитрих (Lorraine-Dietrich 12Eb) мощностью в 450 л.с., которые показали явный недостаток мощности при столь интенсивном использовании первых месяцев “чакской войны”. Рапорт, составленный по этому поводу лейтенантом Службы снабжения ВВС Агустином Пасмором (Agustin Pasmor) сообщал о том, что радиаторы у машин Вибо были слишком маленькими и не обеспечивали нормального охлаждения двигателей – когда летчики выходили на полную мощность (работы двигателя – прим.переводчика), вода в системе охлаждения быстро закипала , открывался аварийный клапан и жидкость выходила паром, грозя двигателю остановкой от перегрева и заклиниванием. В этом случае пилоту Вибо надлежало срочно приземлиться, что и произошло 30 сентября 1932 года с машинами №№1 и 2, которые эскортировали Поте 25 №1 в разведывательном полете в районе Бокерона. Вибо №1 лейтенанта Грегорио Мориниго (Gregorio Morinigo) сел в районе крепости Позо Валенсия (Pozo Valencia) – машина была полностью разбита, но пилот счастливо не пострадал. Вибо №2 младшего лейтенанта Луиса Эскарио (Luis Escario) приземлился около Бокерона, и самолет можно было бы спасти, если бы местные жители убрали бы его с поля в момент начала интенсивного обстрела…


«Вибо-73» перед вылетом

Не смотря на эти проблемы с радиатором, Вибо №№5 и 7 стояли на базе Исла Пой до октября 1932 года. №6 ремонтировался в Асунсьоне, а номера 3 5 и 7 продолжали выполнять задания по прикрытию Поте в районах Сааведра (Saavedra), Муньос (Munoz), Толедо (Toledo), Арсе (Arce), Корралес (Corrales), Юхра (Yujra) и Кабо Кастильо (Cabo Castillo) вплоть до марта 1933 года. Во время прикрытия бомбардировочных рейдов на Сааведру и Муньос, Вибо №№5 и 7 вступали в бой с Викерсами Веспа (Vickers Vespa) и Скаут (Scout), а также с транспортными Юнкерсами, которые там использовались. Результат был признан удачным, поскольку боливийские истребители, поврежденные пулеметами с Вибо, так больше и нее смогли подняться в воздух.


2-й лейтенант Хуан Гонсалес Долдан около «Вибо 73». Кампо Гранде, 1932 год

В марте 1933 года все Вибо были сбраны в Асунсьоне, где их заменили на новые Фиаты (Fiat CR.20bis). Весь остаток этого года Вибо использовались как учебные и тренировочные машины для обучения новых летчиков-истребителей. Учитывая, что на Поте 25 стоял такой же двигатель, вся эта крошечная флотилия Вибо решением командования была прикована к земле, а все их двигатели стали донорами запчастей для машин Поте. Достоверно известно, что к началу 1935 года в летном состоянии находился один Вибо, и был это, скорее всего, №7, однако ни один из этих маленьких французских истребителей не участвовал в большом Параде Победы 20 августа 1935 года…


Капитан Хосе Грегорио Мориниго у «Вибо 73» №5 во время битвы за Бокерон. Август 1932 года

Все парагвайские самолеты окрашивались в темно-зеленый цвет (FS34079), парагвайский флаг наносился на руль поворота, при этом надо обратить внимание на маленькую золотую звезду, располагавшуюся на белом поле. Кокарды наносились на верхние и нижние поверхности крыла, а номер большими белыми цифрами на фюзеляже сразу за кабиной пилота.


Лейтенант Эмилио Рошолл около «Вибо 73». Кампо Гранде, 1931 год

Бразилия

Пять истребителей "Вибо 73С.1" были приобретены для ВВС Бразилии (Aviacao Militar do Exercito du Bresil). Это было частью крупного приобретения французских машин, оформляемого в период между 1919 и 1931 годами.
В 1929 бразильское правительство приобретает семь Шреков (Schreck FBA-17 HMT-2), пятнадцать Моранов (Morane Saulnier M.S.130), восемь Поте (Potez-33), пять Вибо (Wibault 73C.1) и один Кодрон (Caudron 140) для нужд военной авиации. Все они предназначались для Школы Военной Авиации (Escola de Aviacao Militar), которая находилась в Кампо дос Афонсос (Campo dos Afonsos) в Рио де Жанейро. Самолеты получили номера с префиксом “К”, принадлежавшим этой школе, с тремя следующими за буквой цифрами. Вибо получили, таким образом, номера с К-411 по К-415.


Кампос дос Афонсос, 1929 год

Не смотря на то, что Вибо считался истребителем и самолетом прикрытия, он никогда не использовался в такой роли, и в течение следующих пяти лет не был даже придан никакой части, используясь исключительно в летной школе. Не участвовал он и ни в каких вооруженных столкновениях, а перманентная нехватка запчастей вкупе с постоянными поломками, вызванными тропическим климатом, на который самолет рассчитан не был, привела к укорачиванию и без того недолгой жизни этого самолетика. В 1931-1932 годах на замену им поступили свежеприобретенные Ньюпор-Деляж (Nieuport-Delage 72C.1) и Боинг (Boeing 256 и 267).

Бразильские Вибо были оснащены такими же двигателями Лоррен-Дитрих, как и парагвайские машины, и несли такое же вооружение. Надо отметить. Что именно Вибо стал первым в Бразилии цельнометаллическим самолетом.
Прослужив до 1933 года. Вибо тихо был списан из учебной части, не оставив никаких упоминаний о себе в истории бразильской авиации…


Wibault 73C.1, Школа военной авиации, Бразилия, 1929 год

Как и парагвайские машины, бразильские Вибо были целиком окрашены в темно-зеленый цвет (FS34079). Номера машины большими белыми буквами наносились по обе стороны фюзеляжа, а также на крыльях сверху и снизу. Зелено-желто-синяя кокарда стояла в четырех позициях на крыле, а руль поворота украшали вертикальные зелено-желто-синие полосы с надписью черным на среднем поле: Avions Michel Wibault.

КОНЕЦ

ANTONIO LUIS SAPIENZA
Перевод avianikitoss и alexWW1
Tags: wibault, авиация, бразилия, парагвай
Subscribe

Posts from This Journal “wibault” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments