Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Жак Рок. Часть первая

Жак Рафаэль Рок (Jacques Rafael Roques) родился в августе 1897 года в Париже, в 1-м округе. Поскольку его родители были швейцарцы (его мать венесуэльского происхождения), он провел свое детство между Женевой и Парижем.
В возрасте 17 лет, в октябре 1914 года его зачислили на начало учебного года на закрытые занятия в лицей Карно (Carnot), чтобы подготовиться к получению степени бакалавра. Именно в этом заведении он встречает Роберта Бажака (Robert Bajac), который станет его лучшим другом, и с которым он будет воевать плечо к плечу всю войну 1914-1918 в «Spa 48». У двух молодых людей обнаруживается общая страсть: Авиация! Жак в течение учебного года (весной и летом) берет уроки в школе Farman в городе Этамп (Etampes). Но ему приходится подождать пока ему не исполнилось 18 лет, чтобы 10 сентября 1915 года получить диплом гражданского пилота с номером 2279 от Aéro-Club de France.


Ньюпор 11 курсанта Жака Рока, школа По, лето 1916 года

Через месяц он успешно сдал экзамены 1-й части бакалавриата, а затем, по совету Роберта Бажака, решил стать военным летчиком, чтобы защитить от немецкого вторжения Францию, которую он так любит. Не имея французского гражданства, он 15 ноября 1915 года должен сначала заключить соглашение на время войны с 1-м полком Иностранного легиона, а затем через 3 дня отправиться в 1-ю группу авиации, базирующуюся в Дижоне (Dijon).
Жак Рок вспоминает в своих мемуарах, что его жилище, в течение его первой недели армии, было большим брезентовым навесом Бессонно, которым он делил с сотней товарищей и... бесчисленными крысами! Лежа ночью на грязной соломе при пятнадцати градусах мороза в ожидании утра, мужчины не смогли даже помыться, потому что вся вода замерзла...
После того, как, наконец, он завершил три недели занятий в классе, Рок, естественно, сделал запрос, чтобы стать курсантом, но в этом ему отказывают. Он сразу же написал еще один и попросил отца использовать связи для поддержки этой второй просьбы.
Но даже в армии бюрократия не теряет силу: раз он «полубакалавр», значит, его считают профессионалом пишущей машинки... Ему поручают десять солдат для инструктажа, и принимается решение о назначении членов небольшой группы секретарями в эскадрильи. Это не совсем та работа, которую молодой швейцарец искал в авиации!


Spad 13 «S1893» аджюдана Жака Рока в начале 1918 года. Самолет имеет эмблему Spa 48, петуха "пой и сражайся" и номер пилота: черная "7", повторенная сверху фюзеляжа

К счастью, благодаря лейтенанту Шемену (Lt Chemin), который вмешивается в его пользу и коменданту базы Дижона командану Фугеру (Cdt Fougeroux), приказ окончательно отменен. Месяц спустя его, наконец, назначили курсантом, а после еще одного месяца занятий на месте он 15 марта 1916 года отправился в школу в Шартре (Chartres). Летал он там главным образом на старых двухместных самолетах Maurice Farman (например, MF 7 n°330), на одном из которых 26 мая 1916 года он получит военный сертификат с номером 3495. Поэтому он был произведён в капралы в тот же день. Затем в июне будет проходить школу Аворд (Avord) для обучения ночному полету на Henry Farman и Bréguet Michelin VIII, а также несколько ознакомительных полетов на одноместных Blériot XI 60 и 80 л.с. и Morane-Saulnier тип H и тип L.


Два фото Рока во время его обучения в школе, перед MF n°330 с носом, окрашенным в белый цвет (Шартр, весна 1916 года) и с MS тип H (По, лето 1916 года)

Его курс обучения с июля 1916 года продолжается в По, где он совершенствуется в пилотировании моноплана и акробатике. Жак, как можно судить, осваивает большое количество аэропланов: Кодрон G (Caudron G), Блерио XI (Blériot XI) «пингвин» (в том числе № 171, 182 и 304), Моран-Солнье (Morane-Saulnier) типа H и типа L, Анри Фарман (Henry Farman), и, наконец, Ньюпор (Nieuport) 10 и 11. Все эти полеты имеют только одну цель: дать ему возможность стать настоящим «охотником», сделав тело своей машиной. Кроме того, он имеет возможность увидеть, как будут выглядеть его будущие противники, когда он посещает в октябре испытательные полеты бипланов Авиатик (Aviatik) и Альбатрос (Albatros). Среди них часто фотографировался самолет Albatros C.III C.1388/16, захваченный эскадрильей C105.


Два изображения одного и того же самолета. Этот истребитель ранее принадлежал Роберту Бажаку, который окрестил его «Немезидой II». Получив Spad 7 (сразу же получивший имя «Немезида III»), Бажак передал Nie 17 своему швейцарскому другу, который использовал его несколько недель до того, как сам получил Spad 7. Отметим цифру «3» на гаргроте фюзеляжа, и белый круг на верхнем крыле. Петух "48" маленького размера в кругу на фюзеляже.

Подготовка, наконец, заканчивается курсом стрельбы в Казо (Cazaux, на сухопутных самолетах, а также на гидросамолетах, таких как FBA № 189), перед тем как 1 ноября 1916 года отправиться в Ле-Плесси-Бельвиль (Le-Plessis-Belleville). Это известная группа учебных дивизионов, являлась обязательной для пилотов перед их назначением действующую часть.
Жак Рок пробыл там недолго: 2 января 1917 года он прибыл в эскадрилью N48, «усиленную» его другом Робертом Бажаком, к командиру части лейтенанту Маттону (Lt Georges Matton). «48» с недавних пор входит в боевую группу № 11 (с эскадрильями 12, 31 и 57) Cdt Le Révérend, и она базируется в Фруадо (Froidos), около Вердена (Verdun). Жорж Маттон, который уже является отличным летчиком-истребителем, тепло приветствует этого застенчивого молодого человека и даже играет мелодию Регтайм в его честь на старом рояле, спасённым эскадрильей в Вердене»! Жак помнит этот теплый прием, тем более что через несколько дней его начальник проведет с ним в учебный бой на Ньюпоре 17, чтобы проверить его способности. Заключение, которое он выносит своему новому новобранцу по итогам этого товарищеского поединка, таково: «Вы сами справитесь!». Как говорит Жак: «Никогда еще эта фраза не доставляла мне такого удовольствия...».
На следующий день после этого экзамена он выполняет свой 1-й патруль с Бажаком, рекогносцировку в небе Вердена. Под ними - опустошение... Земля, полностью перевернутая снарядами, показалась им меловой белизной в окрестностях города, который остался один, сохранивший цвет. Несколько выстрелов немецкой зенитной артиллерии производят крещение огнем молодого швейцарца…


Гидросамолет FBA 100ch «4» (№ 198), на котором будущий ас летал в стрелковой школе Казо осенью 1916 года

После ожидания в течение нескольких дней из-за плохой погоды и снега, второй патруль Рока был весьма эмоциональный: двигатель его Ньюпор 17 останавливается на высоте 4000 м над Буа-де-Кор (Bois des Caures)! У Жака не было иного выбора, кроме как совершить вынужденную посадку на лугу, южнее Вердена. Бажак, который следил за ним на спуске, пролетел над ним несколько раз, а затем вернулся во Фруадо, чтобы организовать эвакуацию. Когда фургон эскадрильи прибыл, механики обнаружили, что пилот стал жертвой довольно редкой поломки: фибриновый стержень выключателя двигателя (устаревший/ошибочный синоним «фибровой», например в качестве приза одна старая газетная заметка обещала «высококачественный фибриновый чемодан» - прим.alexww1) раздулся от влаги, и он не мог работать! Року придется подождать до следующего дня, для восстановления его аппарата, но как бы то ни было, самообладание и умение, проявленные им во время этой аварии, были замечены в эскадрилье «48»...


Вид спереди на Nie 17 "1930". Можно отметить, что самолет имеет «окно» в центре его верхнего крыла, характерное для Ньюпор 17 начала производства. Предназначено оно для улучшения обзора пилота вверх. С середины серийного производства от него откажутся.

Некоторое время спустя Бажак, получив новый Spad 7, передал ему свой старый Ньюпор 17 (N1930), получивший название «Nemesis II». 2 февраля эскадрилья отправляется в Бонн-Мэзон (на Марне) (Bonne Maison (dans la Marne), а вскоре после этого - в Ноблетт (La Noblette), чтобы усилить там N38 и N78. Затем GC11 в полном составе двинулся к р. Эне (Aisne) в преддверии Нивельского наступления 16 апреля 1917г. «48» прибывает в Лери (южнее Фима) (Lhéry (au sud de Fismes) 17 марта. Рок, заметивший немецкий аэростат, просит у своего командира разрешения напасть на него. Маттон отказывает ему, потому что он не видит тактической пользы от такого активного вмешательства (наступление еще не началось), тем более что лейтенант Лорийар (Lt Lorillard) только что погиб во время такой миссии. Наблюдательные шары действительно очень хорошо защищаются, и их атака должна производиться только в том случае, если «игра действительно стоит того»...


Фотографии первого Spad аса очень редки. Вот еще один снимок, который дает нам название самолета: «Lardon II (предыдущий самолет, вероятно, Nie 17«№2039», был назван «Lardon»). Козырек без правой вертикальной подпорки не являлся стандартным

Затем эскадрилью перевооружили на SPAD VII, мощные истребители, значительно превосходящие Ньюпор. 2 апреля Жак отправляется за своим (S1188) в Бурже (Bourget). Он вынужден подождать до 16 числа, чтобы наконец-то атаковать «свой» шар, который упорно отказывается возгораться. В тот же день вместе с Бажаком он безрезультатно перехватил вражеский двухместный аэроплан. К счастью, 26 апреля он сумел реабилитироваться, после Большого наступательного патруля всего GC11 (40 истребителей), который очистил небо для французских корпусных самолётов (то бишь разведчиков - прим.переводчика). «48» получает в этот день 2 победы, один патрулем лейтенанта Тюренна (Lt de Turenne), второй неразрывным дуэтом Бажак - Рок. В 17:40 близ Луавра (Loivre - в районе Реймса) двухместный самолет потерпел крушение...

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
CHRISTOPHE CONY
Перевод Михаила Томашевича
Комментарии alexww1
Tags: авиация, жак рок, франция
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Британское чудище. Часть вторая

    Программа W.35/TF.Mk.II и W.38/TF.Mk.III 18 января 1949 года “Вестланд” поднял в небо VP120, первый из трех прототипов, указанных в спецификации…

  • Британское чудище. Часть первая

    В начале 1944 года Уильям Эдвард Уиллоуби “Тедди” Петтер (W.E.W. “Teddy” Petter), занимавший, в то время, пост генерального директора фирмы Вестланд…

  • Аргентинские ястребы

    В 1921 году с конвейера Военного Авиационного Завода (Fabrica Militar de Aviones, FMA) вышли последние Девуатины (Dewoitine D.21), и Главное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments