Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Жак Рок. Часть вторая. Окончание

9 июля 1917 года GC11 вместе с «48» (теперь именуемым "Spa", так как он полностью перешел на Spad) покинул Марну и перебазировался во Фландрию, чтобы помочь англичанам, которые противостоят там грозному "Красному Барону" и его людям...
Spa 48 располагается на аэродроме Берг (Bergues), недалеко от Дюнкерка (Dunkerque). Уже 27-го была одержана первая победа в этом секторе: биплан, сбитый над лесом Хаутхюлст (Houthlust) Роком, Бажаком и лейтенантом Жоржем Ортоли (Lt Georges Ortoli) из Spa 31.


Справа – Рок, слева – Бажак. Фотография 1918 года

С приходом лета и появлением в небе первоклассных немецких противников воздушные бои стали более частыми и ожесточенными, о чем свидетельствует инцидент 10 августа.
В этот день Бажак и Рок, взявшие в патруль молодого пилота (сержанта Уто - Sgt Huteau), подвергаются нападению "цирка Рихтгофена".
Несмотря на полученные рекомендации, Уто не удержался от соблазна броситься на отдельную машину на высоте 4000 метров. Это было начало общей схватки, потому что самолет улетел, а фактически являлся лишь приманкой, предназначенной для привлечения французов. Десять Альбатросов D.V сразу бросаются на них. Бажак нападает на одного, но, пойманный в клещи двумя другими, получает три ранения (пуля в левое предплечье и две в бедро). В полубессознательном состоянии, ему все же удается вырваться и «приземлиться» между двумя деревьями (крылья остаются там в ветвях) и, наконец, «остановиться» на дороге Верне-Ипр (Furnes-Ypres), в 50 метрах от больницы Хогштад (Hoogstade)! Уто каким-то чудом спасается, но его самолет подлежит списанию. Что касается Рока, ему не повезло: сломался контрольный палец (что-то я сомневаюсь в правильности перевода термина - прим.alexww1) его пулемета, когда он пытался помочь Бажаку. Однако он смог вернуться в Берг (Bergues), несмотря на преследовавшие его Альбатросы. Его самолет Spad 7 №S1213 (украшенный портретом «симпатичной молодой леди», сделанным для него его другом, парижским художником Жоржем Лепапом (Georges Lepape), получил только одну пулю.


Прекрасный вид на Spad 7 n°S1213, на котором Жак Рок воевал летом 1917 года, когда его эскадрилья столкнулась с пилотами грозного «Красного барона»

Примерно через день Гал Антуан (Gal Antoine) показывает королю и королеве Бельгии местность (где также находится группа «аистов»). Те выражают желание «подышать воздухом» и отправляются на Бреге 14, каждый на месте пулеметчика, совершая небольшой круг возле линий окопов. Spa 48 служит в качестве сопровождения для королевы, и Рок получает бельгийский Военный Крест. 10 сентября эскадрилья потеряла своего лидера, сбитого лейтенантом Йозефом Якобсом (Ltn Josef Jacobs), для которого он стал седьмой победой.

Наступление при Мальмезоне (Malmaison)


Командование принимает капитан Сабатье (Sabattier) и 15 числа Spa 48 отправляется в Крамай (Эна) (Cramaille (dans l’Aisne), чтобы провести там зиму. 1 октября лейтенант де Тюренн (Lt De Turenne) сопровождал Рока, Дангладе (Danglade) и Калье (Caillaux) на задание по обстрелу c малой высоты форта Мальмезон.


Апрель-май 1918 года . Первый Спад Рока – S1893

В конце месяца у Жака появилась возможность осмотреть двухместный Rumpler C. 1454/17 Fl.Абт. (А) 209, которого принудили к посадке 24 числа звено Жюля Ковина из N 31, но лишь несколько дней, поскольку S.T.Aé. вскоре забирает его для изучения.

Жизнь военного на войне иногда может иметь комические аспекты, как это поймет Рок после того, как однажды утром он обнаружил любопытные пятна под подмышками и в паху. Врач ничего не понял и отправил его на обследование в военный госпиталь Шалон-сюр-Марн (Chàlons sur Marne), где ему было назначено лечение на основе раствора соды. Результат не заставил себя ждать: раздражение усилилось, стало очень красным и болезненным... Поэтому Сабаттье отпускает его на 48 часов в Париж, чтобы он мог проконсультироваться с дерматологом - другом своего отца. Тот, посмотрев его, сразу расхохотался: «А ведь у тебя болезнь австралийских кроликов, Epidermophyton Cruris (грибок)!» Вылечили быстро: раствор йода разбавили, наносили после мази с окисью цинка, а на следующий день все было кончено. Ну какие контакты могут быть с австралийскими кроликами? Очевидно, не обошлось без летного костюма...


Второй S.VII аса (около мая-июня 1917)

История заставляет весь Spa 48 смеяться, когда он возвращается, но очень быстро довольно большое число пилотов, желающих получить увольнение в Париж, приходят просить поспать в его костюме. Даже приезжали из других групп, чтобы воспользоваться 48-часовым отпуском с гарантированным лечением по низкой цене: бутылка шампанского, которую нужно налить в бар эскадрильи... Самым примечательным было, что капитан Сабатье, считающий эту историю с Epidermophyton Cruris преувеличенной, в итоге однажды потребовал от Рока его «волшебного» обмундирования! Карусель длится всю зиму до тех пор, пока квартирмейстер подразделения не заберет экипировку под предлогом, что у Жака теперь есть два летных костюма вместо одного, в соответствии с правилами.

Немецкие атаки весны 1918 года



Рок также выполнял несколько разведывательных миссий на двухместным Spad 11. Его пассажиром здесь является марешаль-де-ложи Жан Данглад (весна 1918 года)

21 января 1918 года капитан Сабатье принял командование GC 18, включив в нее Spa 48, которая на следующий день отправилась на базу Вильнёв-ле-Вертю. (Vilneuve-les-Vertus). Рок, 11 декабря повышенный в звании до аджюдана и только что вернувшийся со стрельбища в Казо (Cazaux), теперь пилотирует Spad 13 (№S1893) 1-й серии с закругленными законцовками крыльев. Он оценивает аппарат быстрым, и очень маневренным.

Именно на нем совместно с Бажаком, оправившемся от ран, он атакует 29 января двухместный Rumpler. Серьезно поврежденный немец уходит на свою сторону, и приходится ждать 19 февраля, чтобы одержать бесспорную победу (которая, в то же время, является 1-й в этом году для Spa 48). Вместе с Бажаком и Калье, Рок уничтожает в тот день новый Rumpler, который вспыхивает в небе над Ножан-Л’Аббес (Nogent-l’Abbesse). Исследования в немецких архивах тех пор, указывают на то, что этот самолет, принадлежал корректировочной эскадрилье, Fl. Abt. (A) 203 (пилот вицефельдфебель Адольф Шульц (Vfw Adolf Schulz) и наблюдатель лейтенант Эрих Рихтер (Lt Erich Richter).


Британский истребитель Sopwich Dolphin l посетивший эскадрилью летом 1918 года. Этот самолет, оснащенный французским двигателем Hispano-Suiza 220 л.с. (таким же, как у Spad 13), имеет номер D5235; это принадлежит N° 23 Sqn RAF

5 марта прибывает новый руководитель "48" лейтенант Жан Тоби (Jean Thobie), молодой летчик, недавно выпущенный из училища. Он не собирался оказывать большого давления на Рока, особенно во время сопровождения Бреге 14 (Bréguet 14) во время немецкого наступления. Было заказано два патруля из 3 спадов каждый, и Рок взлетел с первым, ожидая своего лидера. Поскольку погода была тяжелая и очень жаркая, он поднял свой самолет с температурой воды в двигателе только 20° вместо 50°, чтобы избежать каких-либо проблем. У патруля Тоби, взлетевшего с температурой воды 50° закипели двигатели и они вынуждены были вернуться. Жак решает отправиться на сопровождение с двумя своими единственными напарниками; все проходит отлично, и он возвращается в эскадрилью довольный. Каково же было его удивление, когда он узнал, что его арестовали, за «непослушание»! В конце дня Сабатье зашел в палатку наказанного и пригласил его с несколькими товарищами "выпить бутылочку". Року, который объяснил, что находится под арестом, он просто ответил: «Я знаю, мне все равно... и я приказываю вам пойти с нами». Хороший эпизод, проясняющий его мнение командира о этой истории миссии сопровождения... Тоби, не особо проявил себя в воздушных сражения и 5 июля 1918 будет переведен и заменен, к всеобщее удовольствию, на лейтенанта Сардье (Lt Sardier).


Адж. Рок перед Фоккером D. VII 4479/18, которого он только что передал в Мальвевиль, декабрь 1918 года. Он будет использовать в качестве «прогулочных самолетов», с Бажаком в 1919 D. VII 6666/18 и 2009/18

Spa48 не перестает менять дислокацию на протяжении наступления и контрнаступления союзников и немцев. Именно из Нантёй-Ле-Одуен (Nanteul-le-Haudion - в 40 км к западу от Шато-Тьерри (Chàteau-Thierry) 11 июня Рок одерживает вероятную победу с су-лейтенантом Гинганом (S/Lt Guingand), над Нёвилль-Сюр-Рессон (Neuville-sur-Ressons). На следующий день он, совместно с аджюданом Килем (Adj Quiles), сбил (его 4 победа) близ Рессон-Сюр-Мат (Ressons-sur-Matz), истребитель Fokker D. VII. 17 июня 1918 года Жак Рок, наконец, одержал 5-ю официальную победу вместе с аджюданами Калье и Монтрионом (Adj Caillaux et Montrion) над двухместным Хальберштадтом CL.II приближавшимся к Шодуну (Chaudun). Все эти командные успехи, хорошо показывают дух товарищества, царящий в эскадрилье...

Наземные атаки


СпадXIII S727

В результате контратаки французов на Марне в августе 1918 года GC 18 вынуждена была все больше и больше участвовать в поддержке сухопутных войск. А Року суждено было стать одним из первых французских летчиков-истребителей, взаимодействовавших с кавалерией. 8 августа он участвовал с су-лейтенантом Бажаком и аджюданом Биноше (Adj Binoche) в обстреле немецких танков, которые угрожали Ле Кенелю (Quesnel). Два дня спустя он находится в центре события, которое позже будет описано как замечательный пример взаимодействия авиации и быстроходных сухопутных подразделений при наступлении. Французские кавалеристы, ведущие разведку у Руайомона (Royaumont), попав под обстрел пулемета, внезапно увидели, что на высоте внезапно появляется Спад (управляемый Роком), направляется к немецкой позиции, взмывает вверх и пикирует на вражеские пулеметы, поливая своими виккерсами. Драгуны легко захватывают пулеметное гнездо. Через несколько минут, благодаря вмешательству молодого швейцарца, уже вторая позиция была завоевана таким же образом. Последний получил возможность сообщить о местонахождении немецких батарей для французской артиллерии, которая немедленно открыла огонь.

После войны


Три ипостаси Жака после Первой мировой войны. По-прежнему увлеченный авиацией, он принимает участие в многочисленных авиационных соревнованиях. Мы видим это здесь во время кубка Touring Airplane Cup в начале 1920-х годов. Виден запасной винт, закрепленный сбоку на фюзеляже его самолета, и небольшой тренировочный двухместный самолет Ньюпор на заднем плане

Бои продолжались все так же ожесточенно, вплоть до перемирия 11 ноября 1918г. Эскадра отправляется на следующий день на поле Мальзевиль-Ле-Нанси (Malzéville-les-Nancy), где она проводит зиму. Рок и Бажак несколько раз использовали там немецкие самолеты, переправляя послания в Саргемин (Sarreguemines). Это была для Жака отличная возможность испытать в полете знаменитый Fokker D.VII ("великолепный аппарат"), а Бажак сломал плечо при посадке своего Пфальца... Оба друга будут держать Fokker D.VII 6666/18 для «осмотра достопримечательностей», прежде чем отправиться в оккупацию в Рейнланд (Rhénanie).


Известный промышленник, он продолжил работу своего отца и стал генеральным директором фармацевтического предприятия Roques

Демобилизованный 18 сентября 1919 года, Жак, став гражданином Франции, завершил обучение в аптеке и, наконец, сменил своего отца во главе учреждений и лабораторий Рока. Страсть к авиации не покидала его, и он участвовал в бесчисленных авиасалонах 1921 года, которые было бы утомительно цитировать. Отметим лишь, что он летает на воздушных шарах и планерах, а также на легких самолетах (от Pishoff, Spad, Potez VIII, Pander, Moth, Morane, Miles, Whitney, Straight...). Личный друг авиаконструктора Роберта Морана (Robert Morane), он также испытал много прототипов этой фирмы, включая знаменитый акробатический MS 230. Он также принимал участие с 1926 года в многочисленных миссиях в Африке, стране, где он работал.
Все это не приводит к потере связи с армией, и он выполняет полеты в эскадрильях, с 1921 по 1939 год. Он все еще летает в составе «Петухов», из которых 29 августа 1939 года был мобилизован. В ходе кампании 1939/1940 годов он выполнил несколько боевых вылетов на Bloch 152 GC I/1, но обнаружилось, что самолет слишком медленный, чтобы серьезно противостоять Bf 109... Демобилизовавшись 31 июля 1940 года, он основал химическую фирму, и оказывал помощь силам сопротивления.


Bloch 152, в январе 1940 года, в Шантийи

Частные вылеты еще совершались до 1951 года, когда он достиг предельного возраста. Рок выполнил 2342 часа налета, из них 564 боевых. Он освоил около пятидесяти различных типов самолетов.
«Капитан» - для близких - умер в мае 1988 года, в возрасте 91 года. Он был одним из последних выживших самых ярких пилотов, даже если его результаты (5 уверенных побед и 3 вероятных) не были одними из самых высоких.

КОНЕЦ
CHRISTOPHE CONY
Перевод Михаила Томашевича
Комментарии alexww1
Tags: авиация, жак рок, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Жак Рок. Часть первая

    Жак Рафаэль Рок (Jacques Rafael Roques) родился в августе 1897 года в Париже, в 1-м округе. Поскольку его родители были швейцарцы (его мать…

  • Палубные "Wibault". Часть вторая. Окончание

    Прочность конструкции, а также простота в обслуживании вкупе с безопасностью двигателя сделали эту машину чрезвычайно популярной среди механиков и…

  • Палубные "Wibault". Часть первая

    К концу 20-х годов военно-морская авиация Франции начинает оснащение трех истребительных эскадрилий. Из них две – 3С1 и 4С1, расположившиеся…

  • Морские Поте-54

    Несомненно, что, в отличии от сухопутной армии, морская авиация использовала очень маленькое количество этого известного двухмоторного самолета фирмы…

  • Французский ас Жорж Лякманн. Окончание

    Чтобы войти в состав одной из двух эскадрилий, действующих на восточном фронте, Жорж был выбран майором Бергером (Berger), командующим французской…

  • Французский ас Жорж Лякманн

    “Нормандия-Неман”! Ну кто не слышал это знаменитое название французской истребительной группы, действовавшей во Вторую Мировую Войну на русском…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments