Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Первый польский самолет

Большое количество польских пилотов по множеству причин в 1914-1918 годах находилось на службе в австро-венгерской армии и летало на машинах Ганза Бранденбург С.I. И лишь в конце 1918 года этот самолет оказался на службе в ВВС Польши.


Ноябрь 1919 года. Одна из первых Ганза Бранденбург на польской службе

В конце октября 1918 года австро-венгерская монархия начала разваливаться, и польские военные, пользуясь автономией Польши, захватили аэродромы юго-востока, бывшие до того в руках австрияков. Среди прочего несколько дюжин бипланов Ганза Бранденбург С.I (кажется, всего 33) было захвачено на аэродромах Кракова, Пшемысля, Люблина и Львова. Самолеты эти принадлежали к разным сериям выпуска (26, 27,63,64,67, 68, 369 и 429) и отличались, главным образом, мощностью двигателя, колебавшейся в пределах 160-230 л.с.


Австрийский почтовый Бранденбург С.I вылетает по маршруту Вена-Киев. 1918 год

Большая часть (примерно 25 штук) аппаратов Ганза Бранденбург была захвачена на аэродроме Львова. В течение вечера второго ноября польские пилоты, перешедшие на службу в P.O.W (польская военная организация) от австрийцев, захватили аэродром Львов-Левандовка (Lwow-Lewandowka). В последующие два дня поляки на этом аэродроме занимались восстановлением самолетов, бывших в ужасающем летном состоянии. Большинство запчастей (особенно для двигателей) было к этому моменту уже доставлено польскими и украинскими механиками, служившими в FE4 (Flieger Etapenpark 4), расположенном на одном из аэродромов Львова. Кроме того, что удалось восстановить, в хорошем состоянии находились еще и машины, занимавшиеся доставкой корреспонденции между Веной и Киевом, ведь аэродром Львова значился одним их пунктов доставки в этой курьерской цепочке.


Ганза Бранденбург C.I номер 67.10. Капотирование на аэродроме Львова

Первое использование Бранденбургов C.I датируется 5 ноября 1918 года во время польско-украинского конфликта, когда самолет с бело-красными законцовками экипажа Бастыр-Борен (Lt Stefan Bastyr – Lt Janusz de Beaurain) осуществил бомбардировочный рейд на железнодорожный вокзал Львов-Персенковка, находившийся в руках украинцев. На деле все Ганзы Бранденбург, которые удалось восстановить на аэродроме Львова (шесть штук до конца декабря 1918 года), летали на бомбардировку украинских позиций у этого города, что было очень важно для битвы за Львов. Эти самолеты участвовали также и в последующих столкновениях между польской и украинской армиями, неся службу в 5, 6, 7 и 9 разведывательной эскадрильи (польские эскадрильи назывались эскадрами – прим.переводчика), где выполняли патрульные и наблюдательные полеты. Всего в столкновениях 1919-1920 годов именно Ганза Бранденбург стала основным авиационным трофеем, поступавшим в польские войска.


Персонал 6-й эскадрильи позирует на фоне Ганза Бранденбург C.I 27.76, Львов, 1919 год

История польского опознавательного знака, красно-белой «шаховницы», тесно связана с самолетом Ганза Бранденбург. Знак этот был создан Стефаном Стецом (Stefan Stec), пилотом 6-й эскадрильи, в 1919 году. Бывший асом Австро-Венгерской империи, Стец нанес свое персональное обозначение на один из использовавшихся им самолетов Ганза Бранденбург (во время войны он летал на Альбатросе D.III Oeffag), а официальный приказ от декабря 1918 года закрепил этот символ как официальный символ ВВС Польши.


Построенная в Польше Ганза-Бранденбург C.I тип III. Львов, 1919 год

Интенсивное использование захваченных у Австро-Венгрии самолетов быстро уменьшило их численность (к 1920 году в летном состоянии осталось всего 4 машины), и капитан Бастыр, командир III львовской авиагруппы, в состав которой входили 5, 6 и 7 эскадрильи, в январе 1919 года предложил собирать самолеты Ганза Бранденбург в авиационных мастерских города Львова. В следующем месяце было начато серийное производство и 1-я машина была 12 апреля 1919 года передана в 6-ю эскадрилью. Аппарат базировался на австрийской Ганзе Бранденбург (Phonix) C.I 27-й серии с двигателем Австро-Даймлер в 185 л.с. Серийный номер машины значился как Р.1, в июне 1919 он был заменен на 27.III.1 (27-я серия, 3-й мобильный авиапарк, 1-й самолет из Львова). Такая система была сохранена и на всех будущих аппаратах – вторая машина, также базировавшаяся на 27-й серии, получила номер 27.III.2, а построенная в октябре на базе 26-й серии (Phonix) – 26.III.1, и на ней стоял Австро-Даймлер мощностью 160 л.с.


Неудачная посадка построенной во Львове Ганза Бранденбург 26.III. 7 сентября 1920 года

4 февраля 1920 года пожар частично уничтожил авиационные мастерские Львова, и седьмой серийный аппарат был завершен только к маю 1920 года. Но именно в это время польские власти приняли решение о закупке зарубежных машин, пополняя свои части импортными машинами, а не собранными на своем собственном производстве.


Персонал 6-й эскадрильи позирует перед Ганза Бранденбург 67.III.3. Аэродром Тарнополя, январь 1920 года

В августе 1920 года все, что осталось от львовских мастерских, было переведено в Краков, где возобновилось производство модифицированной машин Бранденбург. Основываясь на австрийском варианте УФАГ (UFAG) 269-й серии, самолеты стали оснащать двигателем Австро-Даймлер мощностью 200 л.с. Такие самолеты получили обозначение KW-2 и в период с конца 1920 по 1923 было произведено всего около тридцати машин, которые направлялись во 2-й авиаполк в Кракове для обучения летному делу. В 1923 году был построен KW-3, сильно отличавшийся от предыдущих машин, но никакого серийного производства этой машины осуществлено не было.
Ганза Бранденбург С.I и ее потомки находились на польской службе до середины 20-х годов прошлого века. Факт того, что такая машина строилась в Польше, где в то время не было ни производственной базы, ни опыта изготовления, доказывает те настойчивость и упорство, которые поляки продемонстрировали в части создания собственной авиационной промышленности.


Ганза Бранденбург после налета на конницу Буденого, Львов, август 1920 года

ОКРАСКА

Большинство использовавшихся в Польше самолетов сохраняли оригинальные цвета, то есть фюзеляж светлого лакированного дерева, хвостовое оперение и крылья обтянуты полотном. Металлически части (капот) не окрашивались. Австрийский опознавательные знаки (на захваченных самолетах) быстро заменили на польские – сначала это был белый орел на фюзеляже и красно-белые полосы на крыльях и хвостовом оперении. Однако все это быстро заменила официально введенная «шаховница», которая могла быть как с кантом, так и без и которая с 1920 года обязательно стала наносится в том числе и на руль направления.



Все машины, построенные или отремонтированные после 1920 года получали верхние поверхности, окрашенные в зеленый цвет. Серийный номер черным цветом наносился на фюзеляж, но на зеленых машинах он был белым. На построенные в Польше Бранденбурги номер наносился только с одной стороны фюзеляжа.

КОНЕЦ

WOJEICH SANKOWSKI

Перевод avianikitoss и alexww1
Tags: hansa, авиация, польша
Subscribe

Posts from This Journal “польша” Tag

  • Приключения Wibault в Польше

    Выставлявшиеся на Парижском авиасалоне 1927 года цельнометаллические Вибо привлекли живой интерес делегации ВВС Польши, возглавлял которую…

  • SPAD S61 в Польше. Окончание

    ЭПИТАФИЯ S61 В конце 1928 - начале 1929 годов PZL провела статические испытания пары СПАДов, французского и польского, и результаты были…

  • SPAD S61 в Польше. Начало

    В 1918 году Польша получила независимость после 123 лет оккупации. Только что рожденные ВВС независимой Польши представляли собой невозможное попурри…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments