Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Рабочая лошадка датских моряков. Часть первая

Пока я исследую Кижи и Валаам, лазаю по камням Сампо,
Кивача и Гирваса, тестирую местное пиво, в общем
пока отдыхаю в Карелии и не делаю новые переводы,
я вынул из архива статейку пятилетней давности,
которую и предлагаю вашему вниманию...



Практически не известный самолет Хе-8 (He-8) долгое время был "рабочей лошадкой" датской морской авиации. Это был один из самолетов, созданных немецкой авиационной промышленностью в темные времена межвоенного периода...


Хейнкель H.M.II с развернутым радиооборудованием. В целом такое оборудование имели только командиры групп. Эти антенны использовались только на стоящем самолете, но не во время полета.

РАЗВИТИЕ

Осенью 1927 года датская морская авиация начинает испытывать необходимость в замене старого моноплана H.M.I (Hydo Monoplan I type), который был на самом деле не более чем даским лицензионным вариантом самолета Ганза-Бренденбург W.29 (Hanzsa-Brandenburg W.29). Этот выдающийся аппарат находился на службе с 1919 года и не был в состоянии выполнять все расширяющиеся требования, предъявляемые к морскому разведчику. Штаб Военно-морской авиации направил запросы множеству авиапроизводителей из Великобритании, Франции, Нидерландов, США, Германии и Италии, которым выслал подробное техническое задание. После анализа полученных проектов было принято решение, что наиболее полно заданию удовлетворяет проект компании Эрнст Хейнкель Флюгцойгверке (Ernst Heinkel Flugzeugwerke), расположенной в Варнемюнде (Warnemunde). Ничего удивительного, если учесть, что именно Эрнст Хейнкель был главным конструктором самолета Ганза-Бранденбург!


Второй «96» (заводской номер 315) - фотография на заводе Хейнкель в Варнемюнде в 1929 году

Одно из основных требований датчан заключалось в двигателе. Военно-морская авиация, принявшая к этому моменту решение заняться некоторой стандартизацией типов техники, выбрало в качестве основного двигателя Армстронг Сиддли Ягуар (Armstrong Siddeley Jaguar). Основная цель этой стандартизайии состояла в финансовой экономии при покупки, к примеру, запчастей к моторам, а также в упрощении процесса обучения механиков. К тому же новый истребитель Хоукер Денкок (Hawker Danecock) оснащался двигателем Ягуар IV, который отвечал всем требованиям того времени. Именно поэтому морская авиация и хотела получить самолет, оснащенный именно им. Стоит также отметить, что стандартный учебный самолет военно-морской авиации, Авро-504 (Avro-504), был оснащен двигателем Армстронг Сиддли Линкс (Armstrong Siddeley Lynx), представлявший из себя ни что иное, как половинку двиателя Ягуар.

Двигатель этот мог оснащаться редуктором, позволявшим получить незначительный прирост мощности. Единственной проблемой был,таким образом, выбор подходящего воздушного винта. Для данного двигателя соотношение составляло 0,657 к 1. Количество оборотов в минуту на не оборудованном двигателе составляло 1850, а на версии с редуктором 2035 (на выходе вала количество оборотов, естественно, уменьшалось). Мощность составляла соответственно 425 и 455 лошадиных сил.


Двигатель Ягуар для ХЕ-8 в процессе сборки

ВОЕННО-МОРСКАЯ АВИАЦИЯ ПОДТВЕРЖДАЕТ

Весной 1928 года контракт с компанией Эрнст Хейнкель Флюгцойгверке был подписан. Согласно нему предусматривалась поставка шести экземпляров гидросамолета. Первая машина должна была получить обыкновенный двигатель Ягуар,что связано отчасти со сроками поставки, а отчасти с необходимостью сравнить эффективность двух разных типов двигателей на самолете. Контракт также предусматривал лицензионное производство неограниченного количества таких машин на мощностях Военно-морского арсенала в Холмене (Holmen, Orlogsvaerftet).
Этот новый,предназначавшийся датской военно-морской авиации самолет, был прямым развитием модели ХЕ-5 (HE-5). Здесь необходимо сделать отступление и отметить, что в то время буквы HE обозначали не производителя Хейнкеля, а тип самолета - Heinkel Eindecker (Хейнкель Айндеккер, то есть моноплан Хейнкель), а буквы HD соответственно - Heinkel Doppeldecker (Хейнкель Доппельдеккер, то есть биплан Хейнкель - отсюда, кстати, и второе название отечественного истребителя И-7, Хейнкель HD-37, то есть биплан Хейнкель 37 - прим.переводчика). Короче говоря, HE-5 был гидросамолетом-монопланом с двумя поплавками катамаранного типа, оснащенный двигателем жидкостного охлаждения Нейпир Лайон (Napier Lion) мощностью 450 лошадиных сил. разработанный в 1926 году, самолет был затем продан Швеции. Новый же самолет, разрабатываемый для Дании, получил название ХЕ-8. В целом очень похожий на своего предшественника, он отличался другим двигателем, а также профилем крыла. В Дании лицензионная версия этого самолета получила наименование H.M.II (Hydro Monoplan II Type).


Хейнкель ХЕ-8 (H.M.II) №87 датской полярной экспедиции 1932 года

Забавно, но нумерация самолетов шла в обратном порядке, то есть первая машина получила номер 99. Этот первый экземпляр с серийным номером 311 был закончен Хейнкелем в Варнемюнде в июле 1928 года. Первый полет машина совершила 1 августа, а перед вылетом в Данию, состоявшемся 17-го числа, прошла комплекс летных испытаний. Испытания эти проводились под контролем D.V.L (это эквивалент французского Бюро Веритас) - очень серьезной и требовательной организации, выдающей в том числе и сертификаты на использование воздушных судов.
Второй экземпляр, номер 98 (серийный 312) был закончен в августе, впервые поднялся в небо 28 числа того же месяца. Это был первый самолет, оснащенный двигателем с редуктором. В Данию он прилетел своим ходом 10 сентября 1928 года (по другим источникам это было 8 сентября). За ним последовали номера 97 и 96, поставленные Дании 24 сентября и 28 октября 1928 года (эти машины несли серийные номера 313 и 315). Где же серийный 314? - спросите вы. На самом деле самолетов с номером 96 было два. Первый был закончен в сентябре 1928 года, но в том же месяце он был разбит во время заводских испытаний (точная дата к сожалению не известна), при этом пилот этого самолета, фон Прондзински (H.R. von Prondzynski), погиб. Конечно же, производитель принял на себя все затраты и возместил заказчику эту потерю.
Последним экземпляром, прибывшим в Данию по воздуху, стал 95 (серийный 316, поставлен без повреждений 30 октября 1928 года). Что касается шестого экземпляра (а по факту все-таки седьмого), то этот самолет был доставлен морем, в разобранном и упакованном состоянии, поскольку должен был служить прототипом и образцом для лицензионной сборки в военном арсенале. Ящики прибыли в Копенгаген 6 декабря 1928, после чего были немедленно переправлены на производство, где была проведена тестовая сборка. В следующем году этот самолет был передан 1-й Флотилии, базирующейся в Копенгагене, и стал нести службу так же, как и его предшественники.


№82 во время испытаний. Отметим элегантные для своего времени обводы самолета, похожие на обводы "Гурду" французской морской авиации

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ

ХЕ-8 представляет собой трехместный поплавковый моноплан-разведчик.
ФЮЗЕЛЯЖ выполнен из труб хромовой стали. Носовая часть самолета обшита алюминием, хвостовая, а также кабины экипажа - тканью. В носу самолета на классической раме расположен двигатель, который отделяется от кабины пилота противопожарной перегородкой. За кабиной пилота находится место наблюдателя, а за ним - стрелка. В кабине стрелка установлена турель для крепления 8мм пулемета. Места наблюдателя и стрелка соединены и позволяют перемещаться от одного члена экипажа к другому. В каждой кабине имеется парашют торговой марки Ирвайн (Irvin). Маслобак емкостью 42 лита располагается с левой стороны фюзеляжа сразу за противопожарной перегородкой в кабине пилота.
КРЫЛО состоит из двух лонжеронов и нервюр, выполненных из дерева и усиленных стальными трубами, обшивка - полотняная. На каждом крыле есть элерон, структура которого выполнена целиком из дерева. Топливные баки расположены между лонжеронами в каждом крыле в непосредственной близости от фюзеляжа. Хвостовое оперение выполнено из стального профиля и обтянуто полотном.
ПОПЛАВКИ крепятся к стойкам, выполненным из металлических труб и покрытых алюминием. Система стоек и подкосов придает прочность конструкции поплавков, на каждом из которых установлена площадка для механика. Сами поплавки деревянные, каждый разделен стальными перегородками на 6 герметичных частей.
ДВИГАТЕЛЬ - Армстронг Сиддли Ягуар VIC (Armstrong Siddeley Jaguar VIC), оснащенный редуктором. Это 14-ти цилиндровая двойная звезда воздушного охлаждения мощностью 455 лошадиных сил. Воздушный винт - деревянный двухлопастный Гейне (Heine) диаметром 275 или 283 сантиметра (178 сантиметров для первой машин, оснащенной безредукторным Ягуар IV), кромки воздушного винта отделаны медью.


Два вида на осветительные ракеты под крыльями, предназначенные для ночных посадок

ОБОРУДОВАНИЕ. Для ночного использования самолет оснащался посадочными факелами, размещенными под каждым крылом и зажигаемые при помощи электричества.В хвосте находилась сигнальная лампа, позволявшая передавать сообщения азбукой морзе. Экипаж оснащался также сигнальными ракетами. В кабине пилота устанавливался автоматический огнетушитель Минимакс (Minimax), а в кабине наблюдателя находился ручной огнетушитель. Также в кабинах присутствовали все необходимое навигационное оборудование той эпохи, а также был один морской якорь. В качестве радиопередатчика использовался Телефункен 262Ф (Telefunken 262F), установленный в наиболее защищенном от дождевой и морской воды месте. Питание радиоприемника осуществлялось от расположенного на правом борту самолета генератора. Дальность приема и передачи сигнала составляла 200 километров в варианте телефонии и 600 км в телеграфном варианте.
ВООРУЖЕНИЕ - состояло из установленного по полету пулемета Д.Р.С. (D.R.S. - Dansk Rekzlriffel Szndikat) калибром 8 мм, зафиксированного в правой части фюзеляжа и стреляющего через плоскость вращения винта. Естественно, был предусмотрен и синхронизатор. Пулемет имел диск на 350 патронов, располагавшийся в нижней части и обслуживаемый пилотом, у которого в кабине стоял прицел. В распоряжении стрелка было идентичное оружие, смонтированное на турели, позволяющей существенно расширить сектор обстрела. В комплекте к пулемету шли 5 дисков по 100 патронов каждый. Также на гидросамолет можно было подвесить до 100 килограммов бомб.


Хейнкель ХЕ-8 (H.M.II) №93 из 1-й воздушной флотилии, Копенгаген (Дания), 1931 год

КАРЬЕРА В МИРНОЕ ВРЕМЯ

Вскоре по прибытию самолетов в Данию, они были переданы на службу в первую Воздушную флотилию (I.Luftflotille) в Копенгаген, где они и заменили устаревшие H.M.I. Благодаря поставленному компанией Хейнкель образцу для сборки, Арсеналу удалось быстро начать производство лицензионных машин, заказанных военно-морской авиацией. Речь идет о самолетах с номерами с 93 по 89 - первый был поставлен первой воздушной флотилии уже в июле 1929 года, остальные поступили в течение нескольких месяцев, а завершающий номер 89 вышел из цехов 30 ноября. Еще две машины были изготовлены в 1930 году - номера 88 и 87. Обе этих машин вошли в состав военно-морской авиации Дании соответственно в июле и в ноябре. За ними последовала серия из 6 машин (номера с 86 по 81), поставленная в ноябре 1930.

22 мая 1929 года по просьбе германской стороны номер 96 был предоставлен D.V.L. на дополнительные исследования, целью которых было решение проблем с устойчивостью самолета во время полета. Машина своим ходом достигла Мюггельзее (Muggelsee) неподалеку от Берлина, а пилотировал самолет инженер В.Приц (V.Prytz) и механик К.Ф.Мёркеберг (K.F.Mørkeberg). 1 июля того же года пилот с механиком благополучно вернулись в свое подразделение.


Расположение группы самолетов из 1-й воздушной флотилии, не позднее 1935 года, поскольку представленный на фотографии №94 был разбит 25 ноября этого года. Отметим радиоантенны, установленные на №98

В время суровой зимы 1928-1929 годов четыре из пяти доступных H.M.II были задействованы в спасательных миссиях. В это время четыре аппарат базировались в Ниборге (Nyborg), а затем в Оденсе (Odense). За все это время самолеты совершили около десятка военных вылетов и более двенадцати гражданских - и все в период с 8 февраля по 25 марта 1929 года.

Первое происшествие с самолетами этого типа произошло 22 апреля 1930 года, когда номер 96, находившийся в Германии, в Варнемюнде, взлетел. чтобы вернуться в Копенгаген. После взлета не прошло и пяти минут, когда по причине отказа мотора самолет приводнился в полной темноте примерно в 13 километрах северо-западнее немецкого порта. Больше этот самолет никто не видел... Экипаж, состоявший из пилота капитан-лейтенанта Эйнара Антона Йенсена (Ejnar Anton Jensen) и механика Свенда Хуберта Брессендорфа (Svend Hubert Bressendorf) до сих пор считается пропавшим без вести...


№91 летит в направлении Швеции. Позже он будет потерян вместе с №99, разбившись 22 ноября 1933 года в полной темноте при нехватке топлива недалеко от Гетеборга

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: heinkel, авиация, дания
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Британское чудище. Часть вторая

    Программа W.35/TF.Mk.II и W.38/TF.Mk.III 18 января 1949 года “Вестланд” поднял в небо VP120, первый из трех прототипов, указанных в спецификации…

  • Британское чудище. Часть первая

    В начале 1944 года Уильям Эдвард Уиллоуби “Тедди” Петтер (W.E.W. “Teddy” Petter), занимавший, в то время, пост генерального директора фирмы Вестланд…

  • Аргентинские ястребы

    В 1921 году с конвейера Военного Авиационного Завода (Fabrica Militar de Aviones, FMA) вышли последние Девуатины (Dewoitine D.21), и Главное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments