Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

От фермера до аса. Часть первая

Вернувшись из губернии, застал я свою квартиру в полном ремонте...
У меня нет места не то, чтобы инструменты достать и моделями заняться,
Я не могу даже нормально разложиться для перевода чего-нить интересного...
А посему вынул еще одну статью из архива, последнюю, надеюсь.
Её и предлагаю вашему вниманию


Будущий пилот родился на японском острове Хоккайдо в июне 1916 года. Его отец был муниципальным полицейским, а семья, помимо Тецудзо, состояла из двух его братьев и одной сестренки. Его родители мечтали, что однажды он станет фермером, а потому отправили его в Высшую Сельскохозяйственную и Лесную Школу Масуда (Masuda). Именно там он начал складываться как личность, испытывая на себе все тяготы обучения. Он был молодым смышленым человеком, не раз поражавшим своими способностями преподавателей. Нет необходимости лишний раз упоминать, что таковым он оставался и в глазах своих будущих наставников по летным вопросам.


Аэродром Кунда (Kunda), Шанхай, декабрь 1937 года. Крайний слева – А5М1 «4-133 белая» - самолет Тецудзо Ивамото, на котором он летал в Нанчанге 25 февраля 1938 года. Ивамото подчеркивает, что именно этот самолет принес 13 кокутаю большую часть воздушных побед. Самолет использовался также и другими пилотами. Хиномару на борту еще не имеет белой окантовки, официально введенной только в начале 1938 года.

Ивамото не демонстрировал большого желания всю жизнь заниматься разведением рисовых культур и лесных деревьев, и в июле 1934 года он поступил на службу в имперский японский флот, не учитывая при этом мнения своих родителей. Естественно, что они были, мягко говоря, не в восторге от такого решения, поскольку лишились в его лице помощника по домашнему хозяйству.

Сначала Тецудзо служит на Военно-морской базе Куре (Kure), где в 1935 году переводится в службу снабжения. Но амбиции Ивамото не позволяли ограничиться карьерой обычного моряка, несмотря на то, что она была сложной и опасной. У него было желание стать летчиком, что давало бы ему в перспективе некоторые привилегии в сравнении с обычными моряками. Он с успехом сдал все необходимые и достаточно тяжелые экзамены, и в апреле 1936 года поступил в 34-й Класс учебного пилотирования. В декабре того же года он с блеском завершил свое обучение.

Вскоре молодой пилот получил возможность выбора места службы между кокутай Касумигаура (Kokutai Kasumigaura), кокутай Саеки (Kokutai Saeki) и кокутай Омура (Kokutai Omura), но в конечном итоге он попал в 13-й кокутай, размещенный в Китае. Он прибыл в подразделение 10 февраля 1938 года, а на следующий день осуществил свой первый вылет в небе Китая. Естественно, это был ознакомительный полет, в течение которого он не встретил ни одного самолета противника. В своем дневнике он отметил этот полет как “туристический»…
25 февраля Ивамото осуществил свой первый боевой вылет, принесший ему значительную порцию славы. В тот день 13-й кокутай, базировавшийся на аэродроме Дайкойо неподалеку от Нанкина, поднял в небо истребители А5М, которые должны были обеспечивать прикрытие 36 бомбардировщиков Мицубиси G3M, имевших задание атаковать Нанчанг. Во время выполнения задания японские самолеты были перехвачены 19 И-152 и 11 И-16 из 3-го и 4-го татуя ВВС Китая.


Мицубиси А5М2а (первая версия) «4-133» белая, 13-й кокутай, авиабаза Дайкойо, Нанкин, Китай, 25 февраля 1938 года. На борту именно этого самолета Ивамото получил свое боевое крещение во время штурма Нанчанга. Поскольку он часто пилотировал этот самолет, историки считают это машину персональным самолетом Ивамото

«Подняв глаза к небу, я заметил нечто, напоминающее тень. Нет! Это был вражеский самолет. Другие машины противника упали на нас сверху, пользуясь прикрытием облаков. Наши A5M не были оснащены радиопередатчиками (стандартной комплектацией был только приемник) и я был абсолютно не способен предупредить моего командира. К счастью Такума вовремя заметил врага и дал полный газ. На мой взгляд, в небе находилось примерно 16 самолетов противника. Я взял резко вверх, чтобы оказаться выше облаков, как вдруг в 50 метрах перед собой увидел биплан И-15. Пилот этого самолета смотрел вперед-вниз, пытаясь следовать за полетом Такумы, и совершенно не обращал внимание на происходящее вокруг, не видя моего приближения. Я выпустил короткую очередь. Это была великолепная цель, подумал я, успокаивая сам себя. Неизменно показывая на учебных стрельбах хорошие результаты, я не промахнулся и в этот раз. Четко видел, как мои пули пронзают И-15, из машины появляется белый пар, потом языки огня, потом большой черный дымный след. Самолет накренился, и начал пикировать к земле. Это была моя первая победа, причем все произошло очень быстро. В какой-то момент адреналин захлестнул меня, поскольку все происшедшее показалось мне чем-то чрезвычайно легким. В последствии я был немного грустен, поскольку думал об убитом мною пилоте, который так никогда и не узнал о моем существовании».

Такими были воспоминания Ивамото о его боевом крещении, сражении, в котором ему записали на счет в общей сложности три И-15 (И-152) и один И-16 подтвержденными, и один И-152 возможно сбитым. Тецудзо вернулся на аэродром в 14.00.

«Я уселся перед своим самолетом и закурил сигарету. Табак имел доселе неизведанный вкус. Я смотрел на механиков, заправлявших самолеты топливом при помощи ручного насоса из 50-ти галлоновой бочки (Этот момент хорошо показывает страсть Ивамото к чувству опасности. Ему повезло не попасть на глаза инспекторов имперского японского флота, поскольку курить рядом со станциями заправки самолетов категорически запрещается). Командир моего подразделения подошел ко мне и спросил: Ивамото, как вы сегодня сражались? Я сообщил ему о трех сбитых И-15, одном поврежденном И-16 и об одном возможно сбитом И-15. Другие пилоты подтвердили ему, что сбил я много, и все окружающие долго удивлялись, как можно было одержать четыре победы в одном единственном вылете! Мои механики сообщили мне, что А5М №133, на котором я летал в тот день, находится в подразделении с первого дня Шанхайского инцидента, и что большинство из побед соединения было одержано на борту именно этого самолета. В свою очередь я поблагодарил самолет, его двигатель, его вооружение, механиков и наземный персонал за то, что они все вместе не подвели меня ни в небе, ни на земле, помогая выполнить полученное задание.»

Китайские посты наблюдение подтвердили потерю одного самолета, в то время как остальные четыре «сильно поврежденные осуществили вынужденные посадки», то есть фактически были также сбиты. 13-й кокутай потерял в тот день два самолета и двух летчиков, в том числе и Сигео Такуму, которого Ивамото так старался прикрыть.

29 апреля в день рождения императора Хирохито летчик Ивамото проявил себя во всем блеске. В это время он числился уже в составе 12-го кокутая. Восемь G3M осуществляли налет на Ханькоу в сопровождении двадцати семи А5М из его подразделения. Китайцы предприняли попытку перехвата, для чего подняли в воздух 67 истребителей, из которых 19 И-152 и 6 И-16 пилотировали летчики из 3-го и 4-го татуев. Остальные самолеты пилотировали русские добровольцы, но их усилия пошли прахом – китайская авиация потеряла 11 самолетов (в том числе 2 русских) и четырех пилотов. Несмотря на заявленные китайцами 24 победы, японцы не досчитались всего двух бомбардировщиков и двух истребителей.
Со своей стороны, летчики имперского японского флота заявили 40 (!!) подтвержденных побед и 11 возможных. Ивамото поучаствовал в сбитии четырех машин – двух И-152 и двух И-16.


Тецудзо Ивамото в кабине своего А5М2а из 12-го кокутая над Китаем летом 1938 года

Однако не только его победы заслужили признание. Командир подразделения, Мохирико Мики, абсолютно заслуженно рекомендовал его к представлению в качестве пилота дня. Во время китайской кампании Ивамото одержал в общей сложности 14 побед и стал одним из самых успешных летчиков-истребителей этой войны. В сентябре 1938 года он покидает 12-й кокутай и возвращается в метрополию, в кокутай Саеки.

Затем последовала атака Японии на американскую базу в Перл-Харборе, положившая начало войне на Тихом океане. Ивамото снова оказался на переднем крае. В апреле 1940 года он покинул Саеки кокутай для переходя на службу на авианосцы. Сначала это был Рюдзё, потом Дзуйхо, потом Дзуйкаку, на который он прибыл в октябре 1941 года. Поскольку все знали о его выдающихся результатах во время китайской войны, он был назначен шотайчо, то есть командиром шотая. Однако, командуя группой защиты авианосца от вражеских самолетов, он сам был лишен возможности атаковать врага.

По возвращению из боевого похода Дзуйкаку находился в японских водах с 24 декабря, планируя в компании систершипа Сёкаку в течение месяца совершить атаку на Цейлон. (Шри Ланка). Британские пилоты, дислоцированные в этом районе, не могли оказать достойного сопротивления уже пообтершимся в боях японским летчикам, а японская авиация достаточно легко проникала за полосу береговой обороны британцев. Оба авианосца без повреждений и потерь вернулись затем к себе домой.


Мицубиси А6М2b, модель 21, “E11-102” красная. Авиагруппа с «Дзуйкаку», декабрь 1941-январь 1942 годов. Этот Рейсен Модель 21 был выделен Ивамото во время его службы на боту авианосца «Дзуйкаку». Самолет был целиком окрашен в цвет, называемый “аме-иро” Горизонтальная полоса на киле обозначала ранг пилота, а вертикальные на фюзеляже говорили о его принадлежности к «Дзуйкаку»

Новую возможность пополнить свой боевой список Ивамото получил во время сражения в Коралловом море. Группа боевых кораблей взяла курс на Порт Морсби для осуществления десантной операции, получивший кодовое обозначение «Операция Мо». Для противостояния японским силам, в составе которых были авианосцы Сёкаку и Дзуйкаку, американцы применили TF-17, созданную вокруг авианосцев Йорктаун и Лексингтон. Критическим моментом битвы, во время которой все силы противников применялись с целью поразить авианосцы врага, были два дня – 7 и 8 мая 1942 года.

Ивамото включился в битву на второй день. В 8.22 самолет-разведчик засек американские авианосцы, после чего на японских кораблях началась подготовка к выпуску первой волны самолетов. Головные машины взлетели в 9.10, но Ивамото не участвовал в той атаке, поскольку все еще нес патрулирование над группой японских кораблей, прикрывая их от возможного нападения. Он покинул Дзуйкаку только в 9.40, в то время, когда первая волна японцев уже приближалась к американской эскадре. Тецудзо, командир 13-го чутая, летал с двумя своими ведомым - Дзюндзи Ито (Junjiro Ito) и Сишихиро Мае (Shichijiro Mae). В 9.48 он заметил американские самолеты, взлетевшие с Йорктауна и идущие курсом на японские суда. Донтлессы из VB-5 уже начинали мелкими группами пикировать на Сёкаку, когда Ивамото перешел в атаку на них, выбрав в качестве первой мишени головной Донтлесс командира соединения, лейтенант-коммандера Уильяма Бёрча (Lt.Cdr. William O.Burch). Ито и Мае выбрали одного из его ведомых, самолет, который пилотировал мичман Джон Йоргенсон (Enseigne John H.Jorgenson). Как только американцы освободились от бомб, японцы сбили две машины и сосредоточили свое внимание на третьей. Два американских самолета были заявлены как сбитые, хотя на самом деле Бёрч и Йоргенсен дотянули до своего авианосца. Но в любом случае японской авиации удалось выполнить поставленную задачу, поскольку ни одна бомба не упала на Сёкаку.

После неудачного перехвата самолета Йоргенсона, шотай Ивамото вернулся для патрулирования над Сёкаку. В этот момент появилась вторая волна американских бомбардировщиков. На этот раз истребители прикрытия не смогли сами выбирать себе цели, поскольку оказались лицом к лицу с Вайлдкэтами из VF-42. Краем глаза Ивамото заметил 4 Вайлдкэта, преследовавших два Рейсена, пилотируемые Йосими Минами и его ведомым Хисааши Ичинозе. Он немедленно направился на помощь, выбрав в качестве цели один из Вайлдкэтов, тогда как другими занялись его ведомые – Мае и Ито. После боя все трое указали эти американские истребители как сбитые. На самом деле правда далека от их заявлений: цель Ивамото, лейтенант Уильям Вулен (lieutenant (jg) William S.Woolen) вернулся на свой корабль, так же как и один из предполагавшихся сбитых ведомыми японца – лейтенант Скот МакКаски (lieutenant (jg) E.Scott McCuskey). К тому же помощь к Ичинозе пришла слишком поздно – его самолет упал в море, пораженный очередями американских истребителей.

В то время как Рейсены крутили карусели с Вайлдкэтами, Девастейторы из VT-5 сбросили свои торпеды на Сёкаку, однако ни одна их них цель не поразила. Донтлессы из VB-5 достигли большего, отметив два прямых попадания, после которых американские самолеты встали на обратный курс, полагая, что их задача решена. Ивамото не мог преследовать их из-за нехватки топлива и боезапаса, а потому совершил посадку на Дзуйкаку. После заправки и зарядки вооружения его шотай вновь поднялся в воздух, поскольку уже ожидалась новая волна американских самолетов.


Взлетная палуба авианосца «Дзуйкаку» заполнена готовыми к взлету самолетами. Война в Новой Гвинее. Отметьте - на переднем плане Рейсен Модель 21, за которой следуют бомбардировщики Айти D3A1 и бомбардировщики-топедоносцы Накадзима B5N2. Фото сделано 21 января 1942 года. Рейсен с белой полосой на хвосте – это «Е11-102», пилотируемый Ивамото

Вторая волна взлетела с Лексингтона и появилась в зоне прямой видимости в 11.30, как раз когда Ивамото и его группа патрулировали на высоте 6300 футов. Как только японцы заметили приближающиеся американские самолеты, они перешли в пике для атаки на них. Целью были Донтлесс командира палубной авиации коммандера Уильяма Аульта (Cdr William B.Ault), а также пара Вайлдкетов из VF-2, пилотируемых лейтенантами Ричардом Буллом (Richard S.Bull) и Джоном Бейном (John B.Bain). Ивамото взял на себя Аульта, Ито и Мае сконцентрировали свои усилия на Булле и Бейне. Несмотря на то, что Iwamoto удалось атаковать американцев внезапно, ни один из японских пилотов не смог повредить самолеты противника – напротив, они разделились и Тецудзо был вынужден собирать свое звено для захода на повторную атаку.

Именно в этот момент он заметил торпедоносцы Девастейтор, находившиеся примерно в 4 милях от японских кораблей. Двое из этого TBD летели немного в стороне от основного соединения – так «выделялись» мичманы Том Блэш (Tom.B.Blash) и Норман Стерри (Norman Sterrie) из VT-2 – и Ивамото конечно же решил разрушить им эту идиллию. Он нагнал их как раз в момент выхода самолетов на траверз Сёкаку – американцы готовились к пуску торпед. Несмотря на интенсивный огонь японских зениток, Ивамото перешел в атаку, но американцам удалось сомкнуть строй и, при поддержке нескольких Вайлдкэтов отбиться от атакующих японцев. Усилия Ивамото вновь не принесли результата. Вообще японцы сильно преувеличили свои победы в тот день. Они заявили 39 подтвержденных побед плюс большое количество вероятных. Однако янки в реальности потеряли в тот день всего два Донтлесса и три Вайлдкэта.
Американцам в итоге удалось помешать запланированной высадке в Порт-Морсби, заплатив за это сожженным Лексингтоном и тяжело поврежденным Йорктауном. В свою очередь японцы лишились легкого авианосца Сёхо, а Сёкаку был взят на буксир после серьезных повреждений и отправлен на длительный ремонт.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: авиация, япония
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments