Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

От фермера до аса. Окончание

Все! Ремонт движется к завершению, у меня все больше и больше свободного места,
а значит, что в следующий четверг вы увидите полноценную новую статью)))
Это будет...
Впрочем, смотрите в следующий четверг!


Остаток карьеры Ивамото был отмечен тяжелейшими потерями в подразделении во время биты у Мидуэя, где имперский японский флот потерял 4 авианосца. В августе 1942 года Ивамото был переведен с Дзуйкаку в наземные подразделения - сначала в кокутай Омура, затем Йокосука и Оппама, где он принимал участие в подготовке нового поколения пилотов взамен погибших ветеранов.
В мае 1943 года после многих месяцев проведенных в Японии, Ивамото получает назначение в 281-й кокутай на остров Парамушир (Север Курильской гряды). Из-за громадных расстояний между целями и своей базой, использование подразделения было чрезвычайно ограничено. Если 54-й сентай имел боевую задачу отражать спорадические рейды Либерейторов, то 281-й кокутай ограничивался лишь противолодочным патрулированием, во время которого вероятность встречи с американским самолетом была практически равна нулю. Ивамото вспоминает об этом периоде своей карьеры как о хорошей поездке на рыбалку.


Тецудзо Ивамото в 1945 году

Все изменилось в ноябре. Возросшая на юго-востоке Тихого океана активность привела к тому, что часть 281-го кокутая была переведена на Соломоновы острова. Соединение это насчитывало 16 пилотов, включая Ивамото, у каждого был свой самолет Рейсен модель 21 (А6М2b). В пункт назначения они прибыли 14-го ноября и в тот же день вошли в состав 201-го кокутая. По ряду причин их самолеты значительно уступали по многим характеристикам другим машинам соединения. Ивамото и его друзья были не в восторге от того, что используют такие старые машины.
«Мы должны противостоять новейшим моделям вражеских самолетов. И, поскольку мы, к тому же, воюем в численном меньшинстве, это словно смертный приговор. Но выбора у нас нет, мы должны подчиниться приказу и сделать все возможное» - записал он в своем дневнике.

Через три дня Ивамото в составе группы из 60 Рейсенов отправился на сопровождение 20 бомбардировщиков, идущих курсом на Торокону (Torokona) и имеющих задание на атаку союзных сил в районе Буганвиля (Bougainville). Конечно же, он пилотирует Модель 21. В небе над заливом императрицы Августы (Imperatrice Augusta) они встретили 8 Корсаров из VF-17. Ивамото заметил их лишь тогда, когда они перешли в атаку на Рейсены, летевшие впереди.
«Самолеты были Сикорский F4U (да неужели Сикорский? – прим.переводчика), совсем новые. Одного я сбил первой же очередью. Затем я перевел огонь на второго, который шел тем же курсом, что и моя первая жертва. С этим пришлось повозиться долго, мне удалось сбить его лишь после захватывающей воздушной дуэли.»
С точки зрения японцев операция была шахматной партией, в которой были потеряны пять пилотов – два из 204-го кокутая и три из 201-го. Ивамото был расстроен своими потерями, поскольку нес персональное шефство над молодым лидером японского соединения. VF-17 потеряло лишь 2 самолета и 1 пилота. Через 4 дня Ивамото вновь удалось встретиться с пилотами из VF-17, выполняя задание в том же районе. На этот раз японский рейд планировался против вражеского аэродрома, но американцам удалось перехватить нападавших и провести бой без единой потери, заявив сбитыми не менее шести Зеро (это тот же Рейсен, только по-американски – прим.переводчика) На самом деле японцы потеряли всего двух пилотов. Ивамото позднее опишет эти встречи с американскими летчиками:
«Эти Американцы великолепные истребители».


Мицубиси А6М2b “Ohi-101” красная, кокутай Оппама, Япония, февраль 1943 года. Ивамото был инструктором по летной подготовке и пилотировал этот самолет. Машина была построена на заводе Накадзима

15 декабря 1943 года Ивамото получил перевод в другое подразделение, 204-й кокутай, базировавшийся в Рабауле, в котором пилоты ежедневно противостояли самолетам союзников. Там его список побед начал стремительно расти. По прибытию в Рабаул, по данным на середину ноября 1943 года, у него числилось около 20 побед. К концу января 1944 его Рейсен украшали более 60 отметок о сбитых самолетах – символических цветков сакуры. Однако к этому времени он уже испытывал значительные проблемы со здоровьем, связанные в основном с тропическим климатом. В конце 1943 года он переболел малярией, и в течение недели находился в госпитале.
В конце января 1944 года 204-й кокутай был переведен в Трук, где он был полностью перевооружен. Самолеты и пилоты затем вновь вернулись в Рабаул, но Ивамото вместе с некоторыми членами его подразделения был направлен в 253-й кокутай. Эта группа была последней, которая покидала Рабаул, имея в качестве боевого задания прикрытие отступающих японских войск, прикрытие, во время которого Ивамото пополнил свой личный счет сбитыми Р-38 и В-25, а также еще одним Мичелом как групповой победой 6 февраля. Затем он сбил два Донтлесса с фосфорными зарядами третьего типа класса воздух-воздух. Естественно, что такая интенсивность боев не могла не сказываться на количественном составе подразделения. Так, на середину февраля в Рабауле оставалось не более 20 самолетов в боеспособном состоянии, а подавляющее большинство пилотов к этому моменту погибли в воздушных боях. 19 февраля 1944 года Ивамото повел соединение из 26 Рейсенов на перехват крупной группы Мичелов, Донтлессов и Эвенджеров, сопровождаемых Корсарами из VF-17 и VMF-222. Американцы шли курсом на аэродром Тобера (Tobera, Рабаул), туда, где базировался 253-й кокутай. Некоторая часть Рейсенов ввязалось в схватку с истребителями эскорта, а основное количество старалось остановить бомбардировщиков, так, в частности, пилоты 253-го кокутая сосредоточили свои силы на Донтлессах, самых тихоходных из всех американских машин. Согласно воспоминаниям Ивамото, он подбил 10 самолетов в течение 5 минут. Всего японские пилоты заявили тогда сбитыми 37 вражеских самолетов + 6 вероятно сбитых против потери пяти своих машин. На самом деле, основываясь на реальных данных, американцы потеряли один Corsair из VMF-222 и один Dauntless из VMSB-244.


Фото сделано в конце 1943-начале 1944 годов. Линейка Рейсенов модели 22 на аэродроме Восточный Рабаул. Справа белая «7-104», на которой летал Ивамото

После посадки в Вунакану (аэродром Тобера все-таки был разбомблен), Ивамото сообщили, что с американских авианосцев готовится налет на Трук, и пройти он должен 17-18 февраля (интересно, ему это новость прямо в воздухе американцы по рации сообщили? – прим.переводчика). Японские войска несли там тяжелые потери, и надо было поддержать их любыми средствами. Остаток 253-кокутая был отозван из Рабаула для переброски на этот остров. В самом же Рабауле таким образом осталось только девять Рейсенов и несколько пилотов. Ивамото был переведен в Трук, когда, по его воспоминаниям, на борту его самолета красовались отметки о 70 победах.
253-й кокутай продолжал сражаться в Труке. 30 апреля 1944 года группа получила очередной болезненный удар, когда 20 пилотов не вернулись из боя с истребителями палубной авиации американцев. К тому же рейды В-24 начиная с середины марта становились все более и более интенсивными. Кокутай встречал эти рейды с помощью фосфорных зарядов класса воздух-воздух. Несмотря на это, тяжелые потери привели к расформированию подразделения в июле 1944 года. В этом же месяце Ивамото вернулся в Японию.

В сентябре 1944 года он вернулся на службу – в 316-й хикотай, 252–й кокутай, основная часть которого в октябре была переведена на Формозу. Там они принимали участие в защите острова, воюя вплоть до его захвата вражескими войсками, после чего соединение японцев было переведено в Кларк Филд, на Филлипины. Там Ивамото, будучи абсолютно уверен в себе, совершал самостоятельные вылеты, обстреливая пляжи и зону высадки вражеских войск, а также самолеты противника. Это было очень рискованным занятием, поскольку союзники к этому времени окончательно утвердились в своем превосходстве в авиации.

Проведя на Филиппинах 15 дней, подразделение показало чрезвычайно низкую эффективность и к концу второй недели перестало представлять из себя сколь-нибудь заметную угрозу. Часть пилотов перешла в разряд камикадзе, остальные были возвращены в Японию. Ивамото был среди возвращенцев, в конце октября он прибыл в метрополию, где принимал активное участие в воссоздании 252–го кокутая. 1 и 17 февраля 1945 года американские авианосцы осуществили массовый рейд против Японии, и Ивамото получил возможность пополнить в эти дни свой список побед. 16-го он вылетел со своей авиабазы в Мобаре (Mobara) во главе восьмерки Рейсенов, и к концу дня им было заявлено сбитыми семь Корсаров, при этом один из них у него значился как поврежденный.


Мицубиси А6М3 модель 22 «7-104» белая, Рабаул, конец 1943 - начало 1944 годов. Возможно это один из Рейсенов, которые Ивамото использовал, находясь там. Отметьте перекрашенную из белого в зеленый окантовку хиномару

В марте 1945 года Ивамото был переведен в 303-й хикотай, который действовал совместно с 203-м кокутаем. 18 и 19 марта этот последний участвовал в схватках с палубными истребителями США, объявив, что его летчики сбили во время боя 12 самолетов противника. Со стороны японцев было потеряно 11 самолетов, однако лишь два пилота были убиты. С началом высадки на Окинаву 1 апреля соединение приступило к выполнению заданий нового типа – сопровождение специальных формирований (то есть камикадзе) в район их целей на Окинаве. Однако долго эти миссии не продлились, поскольку в течение мая остров был целиком захвачен американцами, а 203-й кокутай перевели на базу в Цуики (Tsuiki), где он начал подготовку к отражению вторжения американцев в Японию. Во время своей службы в 203-м кокутае Ивамото совместно с Такео Танимицу смог сбить один B-29. К сожалению, неизвестно, в какой именно день это произошло.

Последние месяцы войны Ивамото провел на военно-воздушной базе в Ивакуми (Iwakumi), где он преподавал основы летного мастерства кадетам – кандидатам в летчики-смертники. Капитуляция Японии потрясла его, и он так и не сумел оправиться от нее. Послевоенные годы были для него очень тяжелыми, он переходил с одной работы на другую, нигде не находя стабильности, и какое-то время даже сильно выпивал. Он умер в конце 1955 года в возрасте 38 лет от заражения крови после операции на спине, связанной с полученными во время войны ранениями.

КОНЕЦ
MARTIN FERKL
перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

Tags: авиация, япония
Subscribe

Posts from This Journal “авиация” Tag

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • Николай Кокорин. Окончание

    25 декабря прапорщик Кокорин на «Монококе» снова встретил неприятеля: «Направив свой аппарат в сторону разрывов, заметил, что немецкий аппарат…

  • Николай Кокорин

    Статья, присланная для публикации Д.Городом: Николай Кириллович Кокорин родился 8 Мая 1889 года (все даты по старому стилю) в городке Хлебникове…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments