Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Бельгийская эскадрилья в Танганике. Часть первая

В августе 1914 года немецкие войска в восточной Африке (Deutsches Ost Afrika или D.O.A) не беря в расчет нейтралитет Бельгийского Конго пересекли границы в районе Киву (Kivu), а их флотилия озера Танганика сожгла пароход “Alexandre Delcommune”. В ответ на эти враждебные действия правительство Бельгии в изгнании (оно располагалось во Франции) приняло решение об участии сил народной армии в войне на стороне стран Антанты. Контингент конголезских солдат был направлен в Камерун, чтобы поддержать колониальные английские и французские войска.


Эскадрилья гидросамолетов на озере Тонгве, в 30 километрах от Альбертвиля

В Гавре, где нашло прибежище бельгийское министерство колоний, Жюль Ренкин (Jules Renkin) лелеял мечту создать настоящую армию для войны с противником из D.O.A.и запросить отправку в бельгийское Конго персонал, материалы и прочее оборудование для создания двух туземных бригад полковой численности и еще один полк специально для охраны озера Танганика, который он назвал бы “озерный полк”. Генерал-майор Томбёр (Tombeur) также восхищался всем этим фантастическим озерным мастерством, а в это время немцы разрушали флотилию на Танганике.


Бельгийские авиаторы в Танганике. Слева направо: лейтенант Орта, капитан Русшаэр, лейтенант де Хаеге, лейтенант Кастио, майор Де Бужер и лейтенант Коллиньон

Наконец генерал-майор отправил в Гавр депешу, в которой он просил немедленной поставки торпедных катеров, подводной лодки и гидросамолетов. Депеша его датировалась 15 июня 1915 года, получена она была сутками позже и именно она подтолкнула, наконец, министра Ренкина заняться реальными вопросами. Получив от одного известного авиатора положительный ответ на вопрос “можно-ли доставить гидросамолеты в Конго”, 21 ноября он приказал майору Бужеру (Bueger) организовать и возглавить караван гидросамолетов в направлении Катанги. Для выполнения задания майор выбрал трех офицеров-летчиков, двух наблюдателей, трех механиков, а также двух авиационных плотников.


Первые ящики с деталями самолетов прибыли на место

В поисках столь необходимой матчасти он обратился к ВВС Франции, но успеха не достиг. В Лондоне же, напротив, Совет Адмиралтейства был очень взволнован теми потерями, которые причиняет вражеский флот федерации Родезии-Ньяссаланда, а потому полностью принял предложения майора. На следующий же день он смог в арсеналах военно-морской авиации найти себе все необходимое.


Из ящика вынимается фюзеляж Шорта

Выбор его пал на гидросамолет Шорт (Short-827), который, с 1914 года, был одним из основных самолетов военно-морской авиации Британии. Аппарат этот был бипланом с двумя неравными крыльями, которые могли складываться вдоль фюзеляжа, на заднюю часть которого крепился треугольный киль. Венчал всю конструкцию руль поворота большого размера. Под килем крепился маленький поплавок, поддерживающий хвостовую часть самолета при взлете с неспокойного моря и при приводнении. Еще два маленьких поплавка поддерживали крылья при приводнении, а два основных поплавка трехметровой длины и 52 сантиметра ширины, были жестко зафиксированы под фюзеляжем при помощи стоек, растяжек и подкосов. Благодаря двигателю Санбим (Sunbeam) в 150 л.с., максимальная скорость машины составляла 125 км/ч, при этом, благодаря своей удачной развесовке, он обладал хорошими летными качествами и мореходностью.


Установка поплавков в одном из «сборочных ангаров»

Доставка в Альбертвиль

Четыре Шорта были демонтированы с помощью Королевской Морской Авиационной Службы и запаковано в ящики вместе с двигателями и запасными частями. Все это 7 января 1916 года было погружено на борт корабля в Фалмуте (Falmouth), после чего вышло в море. Трем днями позднее, завершая переход гасконского залива, на корме корабля случился пожар и пришлось сбросить в море около 100 000 литров топлива. К счастью, ящики с гидросамолетами, как и вооружение, в числе которого были и 3000 тонн (явно килограмм - прим.переводчика) бомбовой нагрузки, в пожаре не пострадали. Без прочих происшествий путешествие продолжалось до начала февраля, когда была произведена разгрузка на причалы Матади (Matadi).


Майор Де Бужер на испытаниях двигателя Шорта

С этого момента начались основные сложности, поскольку железная дорога, связывающая порт с Леопольдвилем, была с очень ограниченной пропускной и габаритной способностью. Майон Бужер, командир всего предприятия, организовал доставку по существующим правилам, заявив, что самолеты должны по одному быть переправлены в Альбертвиль в полном составе и в сроки, установленные службой транспорта (Пропускная способность железной дороги и ограничения по габаритам – это данность, и всеми хотелками можно было просто подтереться - прим.переводчика). Из Леопольдвиля по реке на различных суденышках самолеты были доставлены в Стенливиль (Stanleyville), при чем майор прибыл с первым из них, возложив ответственность за доставку остальных машин на своих заместителей.


Один из самолетов во время сборки

Для доставки самолетов к месту назначения потребовалось, в общей сложности, около трех месяцев, поскольку, со Стенливиля до Луалабы (Lualaba) поставка осуществлялась по железной дороге больших озер (C.F.L), а оттуда уже путь шел в Кабало (Kabalo), на берег озера Танганика. По прибытию майор представился полковнику Мулаэрту (Moulaert), командиру “отряда больших озер”, которому и была приписана прибывающая эскадрилья. Подразделение это осуществляло защиту Лукуга, в которой полковник планировал построить гидроавиабазу, однако озеро Танганика внесло в эти паны существенные коррективы.


Сборка гидросамолета «3094»

Озеро это было настоящим внутренним морем 650 км в длину и от 40 до 80 в ширину, что в итоге по площади было больше, чем вся территория Бельгии. Нередкими на этом озере были сильные ветра и прям-таки морская зыбь. Неплохим место для гидроавиабазы была-бы гавань Бёртона (Burton), но она была очень удалена от Альбертвиля. В конечном итоге майор Жадо (Jadot), приданный в часть полковником Мулаэртом, предложил просто идеально место, близкое к лагерю Мтоа (Mtoa) и расположенное в 30 км от Лукунды. Речь идет о маленьком озере Тонгве (Tongwe), отделенном от Танганики небольшой земляной косой.


Конголезцы ставят крылья на «8213»

Воды там были очень спокойны, что беспроблемно позволило создать гидроавиабазу – достаточно было срыть часть косы для свободного выхода самолетов. 6 апреля началось строительство и вскоре была зачищена площадка размером 400 на 150 метров…


Гидросамолеты не влезают в ангары, построенные из подручных материалов

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: авиация, бельгия
Subscribe

Posts from This Journal “бельгия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments