Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Бельгийская эскадрилья в Танганике. Часть вторая, заключительная

Строительство гидроавиабазы

12 апреля майор Бежер вместе с членами своей команды устроился под растянутым тентом и начал наблюдать за строительством казарм для персонала эскадрильи, двух мастерских, четырех ангаров, склада для бомб и вооружений а также резервуаров для авиационного топлива. 180 местных рабочих были наняты в окрестных деревнях, а руководителями были будущие защитники этой базы. Использовался в строительстве исключительно местный материал, и даже кирпичи производились тут же на базе, а потом высушивались на солнце.


Гидросамолет Шорт №1631 на своей тележке

После постройки ангаров ящик с первым самолетом прибыл из Альбертвилля на двух маленьких суденышках, которые могли сойти за китобойные, в сопровождении вооруженного корабля “Le Vengeur” («Мститель», если по-русски-прим.переводчика). Разгрузка проводилась ночами, и делалось это с целью скрыть факт прибытия от местных немецких шпионов. Между 29 апреля и 17 мая прибыли самые крупные и заметные ящики, которые были вскрыты и отправлены на сборку механикам из команды майора, к которым примкнули авиационные плотники и несколько местных аборигенов.


На воду спускается один из Шорт-827

Не смотря на некоторые детали, пришедшие в негодность и поврежденную при долгой перевозке обшивку крыльев, первый самолет собрали за несколько дней, а уже 13 мая был опробован установленный на нем двигатель. После этого были закреплены перетянутые крылья и уже на следующий день солдаты и местные жители взвалили самолет на перекатную тележку и спустили на воду. Но когда пилот запустил двигатель и начал выруливать на озеро, чтобы подняться в воздух, все аборигены испарились как по волшебству – их очень напугала эта монструозная летающая машина. Вскоре был собран второй самолет и начались тренировочные полеты как без вооружения, так и с бомбовой загрузкой. 31 мая не смотря на высоту озера (785 метров над уровнем моря) самолеты Шорт показали свои летные качества прибывшим на инспекцию полковнику Мулаэрту и младшему лейтенанту Орта.


Буксировка №3094 к озеру Тонгве

Первые рейды

Командир «озерного отряда» выделил батарею 75-мм пушек для прикрытия гидроавиабазы. Пушки установили вдоль озера и окружили линиями пехотных окопов. Ну и наконец, для облегчения задач по доставки к ангарам бомб и патронов, а также для облегчения спуска самолетов на воду в условиях нехватки перекатных тележек, была построена небольшая узкоколейная железная дорога.


3094 спускается на воду

Наземное наступление на войска D.O.A. началось 18 апреля 1916 года, и участие в нем приняли войска под общим командованием генерал-майора Томбёра. Речь о двух бригадах (Север и Юг) из состава той самого «озерной части». Также под командованием генерал-майора находились:
- средства защиты озера Танганьика (морская артиллерия и т.п.)
- озерная флотилия
- эскадрилья гидросамолетов
- десантный корпус
В начале июня полковник Мулаэрт отдал приказ о бомбардировке кораблей, стоящих на рейде Кигомы, но 2 июня самолет Тони Орты (Tony Orta) поплавком зацепился за отмель и разбился, а кроме того, взлету самолетов мешало полное отсутствие какого-бы то ни было ветра. Бриз задул только 11 числа и немедленно началась подготовка к выполнению задания. Летчик Беаж (Behaege) с наблюдателем Коллиньоном (Collignon) вскоре после взлета исчезли за горизонтом, направляясь к своей цели, а на полпути к ней встретили уже знакомый “Le Vengeur”, находившийся в этом квадрате в качестве корабля поддержки, который сможет быстро придти на помощь в случае каких-бы то ни было неприятностей.


2 июня 1916 года, самолет лейтенанта Орты пытался выполнить бомбардировку, но разбился на взлете, зацепив поплавком отмель

Расстояние до цели было всего 125 километров, однако из-за перегрева двигателя пилот был вынужден приводнится за 30 километров до нее, после чего пароход взял самолет на буксир и на следующий день доставил его на гидроавиабазу. Там механики проверили двигатель и быстро выявили причину перегрева – система охлаждения была закупорена двумя пробками. После починки самолета миссию было решено повторить с тем же экипажем, но наступившая ночь сильно ограничила видимость и на следующий день тот же пароход вновь притащил самолет на базу на буксире. Не смотря на это, задание было выполнено и пилот отрапортавал об этом майору, который, в свою очередь, с нарочным передал сообщение в генеральный штаб в Лукуге. В сообщении этом было указано, что аппарат совершил пролет над портом Кигома, где был обстрелян противосамолетным огнем с земли. Тем не менее, наблюдателю удалось сбросить две своих 65-фунтовые бомбы на “Graf von Goetzen”, при чем одна взорвалась на корме и вызвала пожар. После этого Коллиньон опустошил магазины своего Льюиса по позициям неприятеля, который в панике покинул защищаемые объекты.


Еще один вид на разбитый самолет Тони Орты

Это сообщение вдохновило полковника Мулаэрта, который даже отметил экипаж в приказе. Однако не надо забывать, что проблема с двигателем едва не привела к катастрофе, и счастье, что с “Le Vengeur” вовремя заметили вынужденную посадку и отбуксировали самолет на базу. Окончательно проблему с пробками решили только через 15 дней в мастерских Кинду, где, несколько переделав всю систему, добавив новые детали на каждый самолет. До этого момента именно перегрев двигателей был основной причиной большинства летных происшествий.

Взятие Кигомы


Пароход «Graf von Goetzan»

К 26 июня все самолеты были готовы и летали на тренировках. Одну из машин активно использовали в качестве фоторазведчика, для чего даже была построена специальная лаборатория. Первые же привезенные из рейса фотографии дали командирую великолепную информацию о позициях неприятеля, о корабле “Graf von Goetzan”, а также еще об одном судне, принимавшем вооружение.
К этому же времени Шорт, разбившийся 2 июня, был полностью отремонтирован в Лукуге и командир эскадрильи сообщил о своих планах по увеличению интенсивности бомбардировок начиная с 12 июля, с целью поддержки сухопутного наступления на немцев. К несчастью, в назначенный для бомбардировки день озеро окутал густой туман и выполнить задание летчики не смогли, а одна из машин, получив повреждения при приводнении, не смогла вернуться в строй ранее 30 июля. 17 июля погода наконец наладилась и два Шорта с бомбовой загрузкой вылетели курсом на Кигому.


Съемка с воздуха порта Кигома, выполненная бельгийцами

Летчики достигли цели и осуществили сброс своих 12,5 и 65-ти фунтовых зарядов, а по возвращению отметили, что огонь с земли был в этот раз гораздо слабее, наблюдателям показалось, что “Graf von Goetzen” разоружается в порту, а буксир “Adjutant”, пораженный взрывами, накренился на борт. На следующий день был произведен еще один вылет. в котором удалось поджечь склад горючего, после чего самолеты скинули листовки, которые призывали немцев к сдаче в плен. Проведенная 20 июля фоторазведка показала появление новых целей, однако через три дня порт был оставлен немцами. Находившиеся там корабли казались брошенными…


Героический экипаж после первой бомбардировки Кигомы 11 июня 1916 года (слева направо Беаж – Де Буже – Коллиньон)

Кигома была занята бельгийцами подполковника Тома (Thomas), командира второго полка южной бригады, 27 июля и без единого выстрела. 10 августа туда прилетела эскадрилья, где благодарность ей выразил полковник Ольсен (Olsen), командующий все южной бригадой, который отметил, что воздушные атаки подорвали настрой немцев, которые предпочли уйти восвояси.
Не имея других целей, эскадрилья гидросамолетов оказалась не нужна, и все самолеты были разобраны, погружены в ящики и отправлены во Францию, где ВВС Бельгии приняли эти машины и направили на борьбу с подводными лодками в районе Кале (Calais)…


Август 1916 года. Самолеты возвращают во Францию

КОНЕЦ
J.P.SONCK

Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

Бельгийская эскадрилья в Танганьике. Часть первая
Tags: авиация, бельгия
Subscribe

Posts from This Journal “бельгия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments