Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Крылатый трезубец и прыгающий лев сражаются за Францию. Часть первая

Традиции и славу эскадрилий 3С2 (крылатый трезубец) и 4С1 (прыгающий лев) в 1936 году приняла на себя созданная в Мариньяне GC I/8, на момент начала активных боевых действий против Германии вооруженная самолетами Блок 152 (Bloch 152, где "Bloch" это марка французских самолетов – прим.переводчика). О боевом пути этой эскадрильи пойдет речь…
С объявлением войны 3 сентября 1939 года, оснащенная Девуатинами (Dewoitine D501 и D510) GC I/8 находилась в Йер-Паливестре (Hyeres-Palivestre) и готовилась начать сражения на своих стареньких машинах. Как и в других истребительных группах, пилоты с нетерпением ждали возможности встретиться в небе с Мессершмиттами, Хейнкелями, Юнкерсами и прочими Дорнье, которые, в тот момент, стояли на вооружении Люфтваффе. Однако, к несчастью (или к счастью?) несколько тревожных вылетов и заданий по прикрытию разведчиков не привели к встречам с противникам вплоть до 20 ноября, времени, когда группа получила свои первые Блоки. Всю зиму после этого пилоты провели в переучивании на свои новые самолеты, а механики – в решении разных проблем с двигателями, радиооборудованием и вооружением, проявлявшихся в этот период.


10 мая 1940 года. Механики за работой с французскими «Блок 155»

Вообще зима отметилась лишь несколькими запоминающимися фактами:
- 4 декабря капитан Пеирень (Cne Peyregne) стал заместителем командира группы майора Колина (cdt Colin) вместо назначенного 9 ноября командиром GC II/2 капитана Берту (Cne Bertou). Во главе “Единички” (таким образом автор указывает эскадрильи - прим.переводчика) капитана Пеиреня заменил лейтенант Буисс (Lt Bouysse);
- 26 января в группе был объявлен траур по сержанту Друа (Sgt Drout), разбившемуся в тренировочном полете на Блоке №206 (Y693) во время выполнения акробатических фигур, при чем ни один пилот не смог точно объяснить причину этой аварии. На следующий день телесные повреждения получил штабной писарь сержант Стерлини (Sgt Sterlini), разбивший себе голову (не указано, в полете или на земле – прим.переводчика) и вскоре скончавшийся. Похороны прошли 29 и 31 января...
- 12 февраля аджюдан Дениель (Adj Deniel) во время взлета промахивается, и врезается на своем Блоке №212 (Y699) в стоящий неподалеку дом. Он остается жив, но никогда более не занимает свое место в кабине самолета “Единички”. В тот же день на рулежке капотирует сержант Дарле (Sgt Dalay)…


D501 №169 с прыгающим львом в полете над Йер-Паливестром

Пришла весна.
- 20 апреля лейтенант Ламезон (Lt Lamaison) застревает на влажной взлетной полосе Велан-ан-Эей (Velaine-en-Haye), отрывает стойки шасси и останавливается уже вне пределов ВПП;

- 23 апреля звено из трех машин (Толлон, Декастелло и Луво – S/lt Thollon. S/lt Dekastello, S/C Louveau) встречают группу 109-х Мессершмиттов и завязывают бой, который не приводит абсолютно ни к чему, поскольку у все троицы отказывает вооружение. В тот же день, не вышедшая стойка шасси приводит к тому, что сержант Дюпуи (Sgt Dupouy) сажает свой Блок №234 (Y721) на брюхо, счастливо избегая каких-бы то ни было повреждений.


Линейка из трех D501 с крылатым трезубцем. Октябрь 1939 года

В это же время в группу прибывает пополнение из чешских пилотов, и, после короткого пребывания на аэродроме в Шербурге (Cherbourg), 1 апреля они возвращается к месту постоянной дислокации, полные желания проявить себя.
Утро 10 мая 1940 года, аэродром бомбят безостановочно. Тревожное звено (Ламезон, Жордани, Кастель) встречает одиночный, уже поврежденный зенитным огнем Хейнкель-111, и заставляет его сесть на брюхо на аэродроме Велен (Velain). Экипаж бомбардировщика попадает в плен, а французы получают уникальную возможность изучить самолет, который ранее никто в такой близи не видел. В 6.30 утра младший лейтенант Толлон (S/Lt Thollon) и сержант-шеф Лиотар (S/C Liautard) сбивают еще один Хейнкель. Бои продолжаются и во второй половине дня: Буисс и Дарле (который одержал возможную победу над Ме-110) возвращаются на аэродром с пулевыми пробоинами в фюзеляжах, а командир “Двойки” капитан Астье (Cne Astier) не возвращается вовсе, при этом его ведомые (аджюдан Кастель и сержант Дарле) не могут сообщить, куда он пропал. Лишь к концу дня приходит информация, что он в целости и сохранности приземлился на своем Блоке №545 на аэродроме Шамбле (Chamblay), подбив перед этим бомбардировщик Do-17 и выдержав неравный бой с семеркой Ме-109. Не смотря на это он был заменен на своем посту капитаном Кальмоном (Cne Calmon), переведенным из GC I/1. К вечеру этого дня неповрежденным остался лишь аэродром Велен, вся округа была разбомблена.


Йер-Паливестр, начало 1940 года

11 мая 1940 года новые победы, но и новые жертвы. В тот день к земле отправились три Блока. В 6.20 аджюдан Ги (Adj Guy), получив ранение в голову от стрелка бомбардировщика Do-17, сумел с акробатической точностью посадить свой самолет (Блок №534) между воронок, окружавших форт Брюлей (Bruley). Пилот был отправлен в госпиталь, и его рана помешала ему быстро вернуться в родную часть. Лейтенант Жеровницки (Lt Žerovnický) отправил к земле еще одну такую же машину в схватке над Понт-а-Муссоном (Pont-a-Mousson). В 6.30 младшие лейтенанты Толлон и Фланди, при помощи двух пилотов из GC III/7, сбивают над Трондом (Trodes) одиночный He-111, но Фланди, самый юный среди пилотов, на своем подбитом Блоке №369 (Y856) разбивается в районе Сан-Жермен-сюр-Мюз (St Germain sur Meuse). В 6.40 свой горящий Блок №527, подожженный таким же Хенкелем, с парашютом покидает капрал-шеф Шпачек (c/c Špaček). Всего за один час все было кончено: сбиты три Блока, один пилот погиб, а одержано было всего две победы.


12 февраля 1940 года, авария аджюдана Дениеля

12 мая 1940 года поступает приказ оставить Велен как аэродром, расположенный слишком близко от переднего края, и перелететь на Ла Фер Курб (La Fere Courbe). Весь день ушел на подготовку и передислокацию, при этом девять поврежденных Блоков были брошены, хотя два из них немцы потом быстро восстановили и благополучно использовали.

13 мая 1940 года: поступило задание на прикрытие большого соединения бомбардировщиков Лиор и Оливье (Liore et Olivier 45), что дало возможность летчикам-истребителям познакомится, наконец, с насыщенной и хорошо организованной зенитной артиллерией противника.


Скапотировавший Блок на аэродроме Шербурга

14 мая 1940 года: После нескольких вылетов на прикрытие аэродрома были получены два распоряжения на вылеты по прикрытию бомбардировщиков. И если первый пришелся на штурмовики Бреге (Breguet 693) и прошел без эксцессов, то второй… Прикрывать пришлось Амио (Amiot 143), машины, летавшие с 1931 года и развивавшие скорость всего в 180 км/ч! Для Амио этот вылет стал настоящим жертвоприношением, а истребителям в такой ситуации удалось поразить цель только однажды – младший лейтенант Гуашон (Gouachon) около Вузье (Vouziers) отправил к земле один из четырех Мессершмиттов, который, загоревшись, совершил вынужденную посадку на брюхо.

15 мая 1940 года: Великий день, поскольку было одержано пять побед и ни одной потери! В 5.30 Толлон сбивает в районе Гиве (Givet) Дорнье-215, в 10.55 звено из “Двойки” в составе Ламезона, Кастеля и Кралика уничтожают один Мессершмитт-110, в 11.00 Лиотар сбивает еще один 110-й под Ренвейем (Renwey), а Луво – один 109-й около Шарлевиля (Charleville). Завершает отчет аджюдан Мишо (Adj. Michaud), около того же Рейнвея сбивший еще один 110-й Мессершмитт. Итогом этого впечатляющего дня стала миссия по патрулированию района аэродрома.


Еще один вид на скапотировавший Блок

16 мая 1940 года: механик сердант Одибер (Sgt Audibert) вспоминает: “Нас разбудили в три утра словами “Торопитесь, боши уже рядом! Быстро все на аэродром”. Вскоре после этого в небо поднимается первая эскадрилья, следом за ней вторая. В этот момент появляется девятка Ме-110 и разгорается воздушный бой. Аджюдан Шуле (Adj Choulet) на своем Блоке №531 падает на землю и взрывается, лейтенант Буисс (lt Bouysse) сбивает один Мессершмитт. В это время мы погружаемся в грузовики и отправляемся. Время восемь часов, а в полдень мы узнаем, что немецким пушкам уже удалось “обработать” территорию нового аэродрома.”
Этот эпизод хорошо демонстрирует, насколько быстро шло немецкое наступление. После полудня был получен приказ о передислокации на аэродром Шантилли (Chantilly), где лейтенант Декастелло (Dekastello) на посадке умудряется разбить свой самолет. В этот же день капитан Кальмон (Cne Calmon) принимает командование второй эскадрильей, а вечером уже проводит свой первый болевой вылет в новом качестве.


20 апреля 1940 года. ВПП не хватило…

17 мая 1940 года: все наконец расположились на новом месте и в полдень осуществили первый вылет на прикрытие наземных войск в районе Трелон-Шиме-Фурми (Trelon-Chimay-Fourmies). Во время этого вылета сержант Дюпюи на Блоке №508 был подбит зенитным огнем и разбился неподалеку от Муа-де-Эзна (Moy-de-Aisne). Вечером был сбит лейтенант Жеровницки, которому удалось, потеряв самолет, пробраться к своим лишь в августе 1940 года. Ему пришлось три месяца скрываться в маленькой деревеньке и изображать из себя умалишенного, чтобы не быть схваченным немцами.
В том же вылете младший лейтенант Танги (S/Lt Tanduy) и сержант-шеф Лиотар сбили немецкий разведчик “Хеншель-126”, а, после перегруппировки, Сика и Пеирень отправили к земле еще одну такую же машину, чуть позже – еще и He-111 над Трелоном. Колин в тот же день получил разрешение доставить пилота Толлона и нескольких механиков в Ла Фер чтобы собрать один из самолетов. По прибытию на место им сообщили, что боши уже совсем рядом, а когда самолеты уже были готовы, немцы показались на аэродроме и Толлону пришлось осуществить взлет под градом пуль. К счастью, все французы благополучно вернулись на свой аэродром.


23 апреля 1940 года. Посадка на брюхо

18 мая 1940 года: самолетов катастрофически не хватает и два пилота получают приказ отправится в тыл на поиски новых машин. Остальные же получают задание на штурмовку колонн вражеской техники. В девять утра, атакуя Хеншель-126, очередь из пулемета получает сержант-шеф Луво, вынужденный посадить свой Блок №535 на поле деревни Марни-ле-Компьень (Margny-les-Compigne). К 14.30 немецким Мессерфмитам-109 удается подкараулить и сбить самолет Кралика. Оставшись в живых, он смог присоединиться к родной части только спустя двое суток, любая связь с ним в течение этого времени отсутствовала. На деле, ему чуть не стоила жизни охватившая местных жителей фобия немецких парашютистов – смотрите сами: чех, говорящий по-французски с явным акцентом и великолепно изъясняющийся на немецком, голубоглазый высокий блондин с парашютом, и все это посередине беспрестанных сирен от бомбардировщиков “Штука”, буквально заполонивших небо. Слава богу, что с ним ничего не случилось.


Утро 10 мая 1940 года. Французские механики изучают севший на вынужденную немецкий «Хейнкель»

Вечером того же дня было одержано еще две победы – Буисс, Амброги и Коррин завалили Do-17 южнее Камбре, а капитан Кальмон и лейтенант Лежентий (Legentil) отправили к земле HS-126.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments