Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Крылатый трезубец и прыгающий лев сражаются за Францию. Часть вторая

19 мая 1940 года: “Двойка”, у которой не осталось ни одного готового к вылету самолета, была направлена на отдых. В это время ее пополнили три чешских пилота, из которых только лейтенант Зимприх (Lt. Zimprich) был способен сражаться с Люфтваффе, остальные двое вскоре были переведены. “Единичка” в этот день совершила всего один боевой вылет на прикрытие наземных войск, во время которого звено под командованием младшего лейтенанта Руби (Ruby) встретило группу немецких Дорнье Do-17. Командир звена принял решение идти в лобовую атаку, что позволило стрелкам всех вражески самолетов сконцентрировать огонь на его машине. Закончилось все тараном – Руби левым бортом своего самолета снес немцу хвостовое оперение. Сознательно-ли он пошел на таран, или в момент удара он был уже мертв, узнать не удалось, поскольку французский истребитель взорвался при падении в районе Мон л’Эвека (Mont l’Eveque). Что касается Дорнье, то после выхода из штопора пилоту удалось выровнять машину, но в конце концов она упала в районе Монтепийой (Montepilloy).
В полдень офицеры и младший комсостав эскадрилий GC I/8 и I/1 по привычке пошли обедать в два заведения, расположенных неподалеку от вокзала Шантийи (Chantilly). Было ровно 13.00, когда звук сирен разорвал тишину города, объявив о приближении группы немецких бомбардировщиков. В район вокзала было сброшено восемнадцать бомб, которые осколками ранили всего двух, случайно вышедших на улицу, людей. Однако в пяти метрах от одного из заведений упала бомба большого калибра, которая, к счастью, не взорвалась. Представляете, сколько бы жизней летчиков унес такой заряд?


10 мая 1940 года. Механик прогрел двигатель, машина готова к старту

20 мая 1940 года : звено из трех машин атакует соединение Юнкерсов Ju-87, знаменитых “Штук”. Лейтенант Декастелло сбивает одну в районе Жюсси-ан-Комб (Jussy en Combe), а Жиордани и Пеирень еще две в небе над Ла Фером (эти победы записаны как вероятные). В это же время лейтенант Навратил сажает свой объятый пламенем Блок №524, и истекая кровью, покидает остановившуюся на земле машину. Больше он не вернется в свою часть – раненый, в условиях быстрого наступления противника, он будет эвакуирован в Британию. В конце этого дня поступает приказ о перелете на аэродром Клеи-Суйи (Claye – Souilly), но мало кто знает о его место нахождении, и многие садятся в Мо-Эсбли (Meaux – Esbly) и ночуют там.


He-111P G1+CS из состава 8/KG55, сбитый зенитной артиллерией французов

21 мая 1940 года: день целиком проходит в сборе группы и налаживании быта на новом месте, ремонте самолетов и получение из тыла новых машин.
Бывший в отпуске с 10 мая сержант Мальбо (Malbos) вернулся в расположение части лишь 21-го после более чем насыщенного путешествия. Поскольку связь и транспорт находились в плачевном состоянии, сержанту пришлось использовать поезд, автобус и грузовик для того, чтобы нагнать свою истребительную группу, сменившую аэродром дважды за десять дней.


Поврежденный Мессершмиттами Блок-155

22 и 23 мая 1940 года: плохая погода не позволила провести вылеты в эти дни, которые стали небольшим отдыхом для столь нуждающихся в нем пилотов. Это не касалось механиков, которым приходилось все это время чинить и буквально латать изношенную матчасть. В конце 23 мая пришел приказ совершить вылет на прикрытие наземных войск, но он был абсолютно нерезультативен.


Еще один вид на сбитый зенитками Хейкель-111Р

24 мая 1940 года: Погода налаживается, а вместе с ней активизируются и боевые действия. Большинство полетов в этот день проходят без встреч с авиацией противника, частыми были лишь попадания в зону действия столь нежелательной зенитной артиллерии противника. Полеты между облаками разрывов зенитных снарядов хоть и были не сложным делом, но очень нервировали пилотов…

25 мая задания по перехвату вражеских самолетов “вернули к жизни” истребителную группу. В 19.20 французы внезапно атаковали соединение Дорнье-17, за ним еще одно. Было одержано две подтвержденные победы – один бомбардировщик северо-западнее Амьена записали на свой счет Коррин и Гуашон, второй (юго-западнее), Сика, Гуашон и Лиотар, а также капиан Кальмон и старший сержант Морель (это была обычная групповая победа. Французы же не делили победы на дроби, поэтому на число участников им было пофиг - прим.переводчика). Последняя победа этого дня отнесена в разряд вероятных и записана на Лиотара и Мореля в небе над Аррасом.


Еще один вид на сбитый зенитками Хейкель-111Р

26 мая 1940 года: совершено большое количество вылетов, однако немцы решили поиграть в прятки. Всякий раз, когда на горизонте показывался вражеский разведчик, он уходил прежде, чем его успевало перехватить дежурное звено.

27 мая 1940 года: Единственный в тот день вылет оказался очень дорогим. Два звена должны были прикрывать три разведчика Поте (Potez 63-11) прямо над передним краем немцев. Аджюдан Кастель участвовал в том бою:
“В 7.50 нас атаковали многочисленные Ме-109. Заметив Гуашона, уходящего правым разворотом от висевшего у него на хвосте Мессершмитта, который уже открыл по нему огонь, я, ни секунды не раздумывая, бросил самолет в пике и пошел наперерез этому немцу, отправляя в его фюзеляж длинную очередь из моих пулеметов. В эту же секунду как будто сильнейший удар поразил меня в левую щеку. Через секунду последовал еще один удар, на этот раз в голову, и я перестал что-либо видеть, ощущая только кровь на лице и чувствуя огонь в кабине самолета. Все кончено, подумал я, машинально расстегивая привязные ремни. Мне осталось всего несколько секунд… Отключился я на несколько секунд от нехватки кислорода, поскольку мою маску отбросило и повредило пулями; как сумел выпрыгнуть с парашютом, я не знаю. Боль в ногах, пришедшая в момент приземления, вернула меня к жизни – я спасен!”
За этим последовало долгое путешествие из госпиталя в госпиталь, поскольку раны аджюдана оказались очень глубокими и серьезными. Его Блок №236 (Y723) врезался в землю и взорвался неподалеку от деревушки Кеснель (Quesnel). Что касается лейтенанта Гуашона, то ему удалось посадить свой поврежденный самолет. В тот же день погиб чешский летчик капрал-шеф Кралик, на своем Блоке №555 сбитый в районе все той же деревушки. Это задело многих, ведь чешски летчик погиб, сражаясь за Францию. Слабой компенсацией за такие потери стала победа над Мессершмиттом, одержанная лейтенантом Ресту (Restoux) восточнее Альбера (Albert). К тому же эта победа была отнесена в разряд вероятных…


Французский истребитель Блок-155 готовится к вылету. За кабиной на фюзеляже виден прыгающий лев

28 мая 1940 года: день оказался спокойным. В то время, как соседние аэродромы подверглись серьезным атакам бомбардировщиков, самолеты GC I/8 не встретили в небе ни одного противника, и лишь французские Девуатины (Dewoitine D.520) частенько попадались им навстречу. Майор Колин (Cdt Colin) отправил нескольких летчиков в тыл с заданием пополнить матчасть группы, перегнав на аэродром новые самолеты. Механики, как обычно, трудились без сна и отдыха…

29 и 30 мая 1940 года: плохая погода существенно ограничила число вылетов. Однако, не смотря на это, 30 числа были потеряны два Блока. Первый, старшего сержанта Пршала (Prchal), Блок №523, с пустыми баками сел на вынужденную у деревни Сен-Лё д’Эссерен (St Leu d’Esserent). Примерно в то же время два звена атаковали одиночный разведчик Хеншель-126, которому, не смотря на неравный бой, удалось улизнуть. Как такое случилось? Сержант Мальбо (Malbos) сказал совершенно определенно: «Он улизнул, потому что мне пришлось заняться своими проблемами – я потерял воздушный винт. Развалился редуктор и я был вынужден покинуть строй и сесть на планировании. Слава богу, посадка прошла удачно, и наземные войска быстро эвакуировали меня» (это был Блок №580).


Майор Амброги и мадам Вийамёр позируют на фоне истребителя аса Первой Мировой Войны. Обратим внимание на ленту цветов французского флага, нанесенную на фюзеляже – так отмечались машины асов

31 мая, 1 и 2 июня 1940 года: Немцы продолжают игру в прятки, и не смотря на увеличившееся число вылетов, встретить противника так и не удалось. Однако мы чувствуем, что ожидается сильный удар с их стороны.
3 июня 1940 года: Звено, направленное на утреннее патрулирование, встречает Мессершмитты, но воздушного боя не получается и стороны расходятся без повреждений. Однако, младший лейтенант Толлон сбивает-таки одного немца в небе над де Руа (de Roye). В 15.30 линию фронта с заданием атаки наземных целей, пересекает огромная группа бомбардировщиков Дорнье, от которой отделяются несколько машин, имеющих целью аэродром истребителей. Единственный стоявший там без маскировки самолет, Блок №160, оказывается уничтоженным. Немедленно дается приказ на общий вылет и все, за исключением старших сержантов Мореля (Maurel) и Коррана (Corrin), поднимаются в воздух. Их два самолета механики доделывали, не смотря на рвавшиеся вокруг бомбы и пулеметный огонь. «Как только все было готово, мы начали взлет, я уже искал в небе своих. Бывший правее меня Морель пересек мой курс и наши самолеты столкнулись. Я оторвал ему левое крыло, а мой винт оказался практически у него в кабине, слава богу, что не взорвались баки с кислородом. Привязные ремни порвались, когда меня со всей силой бросило на приборную доску...»
Это был тот самый ожидаемый удар, пришедшийся на район Парижа. Два звена в этот день атаковали группу бомбардировщиков Юнкерс-88. Толлон сбил одного из них, при этом помогли ему Девуатины D.520 из GC I/3. В дело быстро вмешались немецкие истребители прикрытия, и Толлон, который к этой минуте одержал еще одну, вероятную победу, вместе с лейтенантом Буиссом (Bouysse) был сбит, правда оба пилота, к счастью, остались живы.


На аэродроме Мопертюи стоит линейка Блоков

4 июня 1940 года: Задание по прикрытию Разведчика Поте 63-11 позволило звену «Единички» завязать высотный бой с Мессермиттом-109. Закончился он, правда, безрезультатно для обеих сторон.
5 июня 1940: очередная потеря в «Единичке» - младший лейтенант Декастелло на Блоке №567 во время испытательного полета, связанного с обкаткой замененного двигателя, разбивается при совершено неожиданной аварийной посадке с малой высоты. Со стороны все действия опытного пилота показались мерой вынужденной и связанной с механической проблемой. Позже, тем же утром, при проведении похожего полета, патрульное звено между Амом (Ham) и Бапомом (Bapaume) внезапно встретило 109-е Мессершмитты. Аджюдану Нику (Adj. Nicou) удалось сбить двоих в районе Амьена, но два других пилота из состава звена домой не вернулись. Сначала старший сержант Луво (Louveau) на своем Блок №651, теряя лист за листом обшивку, отрываемую очередями Мессершмитта, совершает вынужденную посадку на брюхо в поле около какой-то деревушки. Немец проносился над ним всего в нескольких метрах, а ярость пилота, как и его искушение, были тогда столь сильными, что француз перед аварийной посадкой открыл огонь из табельного оружия и пробил противнику винт и крыло в районе убирающегося пневматика, и только после этого приземлил свою искалеченную машину. Будучи раненным, уже на следующий день не смотря ни на что, Луво занял свое место среди летчиков эскадрильи и разделил с ними поминки по случаю собственной гибели, так как Толлон уже считал его погибшим…
Что касается Ме-109, то он разбился в районе Пон-Сан-Максанс (Pont-Saint-Maxence). Эта победа, единственная в своем роде, ярко показывает, с какой ненавистью к неприятелю дрались французские летчики в 39/40 годах.
Старший сержант Жаан (Jahan) в тот же день посадил свой Блок №256 (Y743) в Виллакубле: «На меня навалились Мессершиты, открыв огонь буквально со всех сторон, пробили мне находящийся прямо перед козырьком кабины маслобак. Видимость упала до нуля, и я открыл фонарь кабины, чтобы… получить горячим маслом по лицу. Надо было быстро принимать решение – садиться. Но где? Наконец, я увидел аэродром, но как понять, наш он или уже немецкий? Выбора у меня не было, пришлось срочно садиться. Хорошо, что это оказалась французская территория и уже на следующий день я оказался в родной эскадрилье»
Вечерний вылет этого дня позволил старшему сержанту Морелю свалить Мессершмитт-110, хоть как-то скрасив плохие новости этого дня…


Сержант Мальбо и его механик

6 июня 1940 года: день оказался столь же богатым на события, как и его предшественник. Утренний вылет на прикрытие аэродрома как всегда опять ничего не принес. В 14.00 задание по перехвату противника получила «Единичка», что позволило ей пополнить список побед: лейтенант Толлон сбил Do-17, старший сержант Прчал – Ме-109 и еще один Ме-109 записал на свой счет старший сержант Шпачек, отличившийся в районе Амьена. В 19.30 при прикрытие бомбардировщиков, идущих на Шольнь (Chaulnes), удалось одержать три подтвержденных победы: Do-17 сбил лейтенант Толлон, старшие сержанты Шпачек и Прчал; Еще две машины неприятеля записали на свой счет капитан Пеирень и старший сержант Корран (Corran). Четвертая победа этого дня относится в разряд вероятных и записана на лейтенанта Буисса и младшего лейтенанта Ламезона. Увы, но капитан Пеирень не вернулся из боя, и, хотя Корран заметил, как тот медленно опускался на парашюте в расположение французских войск, больше никто не видел его живым. Его самолет, Блок №3030, разбился неподалеку от Ассанвилье (Assainvillers), но найден был только на следующие день благодаря местной жительнице Мадам Монтаньон (Mme Motagnon).


Замена редуктора воздушного винта на самолете Блок

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • STARCK AS70. Окончание

    Появление CEV Реформа 1946 года ликвидировала CNRA и передала все его полномочия CEV (Центр Летных Исследований – Centre d’Essais en Vol) в…

  • STARCK AS70

    Перед вами история маленькой гражданской машины, представляющей собой возобновление кустарного проектирования таких аппаратов после 1945 года.…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 11 июля

    Вторая встреча произошла через пятнадцать дней после первой, но оказалась гораздо более насыщенной и с гораздо более серьезными последствиями. 11…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments