Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Румынский SPAD

В конце Первой Мировой Войны румынская авиация представляла из себя довольно отсталое зрелище как в плане количества машин, так и в плане их качества. Поскольку немедленному обновлению парка препятствовала общая экономическая ситуация в стране, пришлось ждать марта 1924 года, месяца, когда Управление Аэронавтики Министерства Обороны добилось от правительства выделения фондов, дающих надежду на приобретение новых машин, при чем всех категорий одновременно.
Управление Аэронавтики разослало приглашения всем основным европейским производителям. В этом документе говорилось, что в срок до 1 марта 1924 года Управления ждет от производителей предложения для приобретения машин следующих типов:
- одноместный истребитель
- двухместный истребитель
- двухместный бомбардировщик
В требованиях к кандидатом так же указывалось, что они должны быть готовы к созданию в Румынии авиационного и двигателестроительного завода, который, в перспективе, будет получать заказы от румынского Министерства Обороны.
В схватку вступили тринадцать производителей, в том числе:
- 6 французов
- 2 итальянца
- 2 чехословака
- 1 румын (Астра Арад)


1929 год. Первый собранный в Румынии СПАД. Обратим внимание на неокрашенный капот

Компания Блерио-СПАД (Bleriot-SPAD) представила модели 81, одноместный истребитель с двигателем Испано-Сюиза мощностью 300 л.с, 61 – одноместный истребитель с двигателем Лоррен-Дитрих (Lorraine-Dietrich) в 450 л.с. (Этот самолет примерно в то же время навел много шороху у поляков, признавших его опасным в пилотировании - прим.переводчика) и 40А2 – разведчик с двигателем Лоррен в 400 л.с.
«61» и «40А2» полностью подходили параметрам озвученного Управлением технического задания, но «61» в это время все еще проходил цикл испытаний. Министерство Обороны не могло сделать заказ до тех пор, пока не ознакомится с подробными их результатами. Принимая во внимание незаконченность тестирования, было принято решение заказать во Франции три эскадрильи Поте (Potez XV), то есть 40 самолетов, и в Британии - три эскадрильи истребителя Сискин (Siskin V).


SPAD 61-C1 №61

В течение 1925 года реализовывался план по созданию правительством Румынии, компаниями Блерио-СПАД и Лорен-Дитрих совместного предприятия в городе Брашов. Авиастроительная компания должна была предоставить технологии, а также лицензию на право постройки современных машин, двигателисты – лицензию и технологии производства моторов, а румынское правительство – территорию для завода, рабочие руки, а также рынок сбыта. Так (кстати, на мощностях Астра-Арад) начинался будущий завод ИАР (IAR).
10 ноября 1925 года между Министерством Обороны и компанией ИАР был подписан контракт №5957/, предусматривающий, что:
А. Министерство Обороны заказывает, а компания ИАР принимает на себя обязательства по постройке 100 самолетов СПАД 61-С1, оснащаемых двигателем Лоррен-Дитрих в 450 л.с. Самолет этот должен полностью соответствовать техническим требованиям Министерства Обороны Румынии и оснащаться всем положенным комплектом оборудования, соответствующем таковому, заказываемому их французскими коллегами;
В. Дополнительно к самолетам заказывается еще 100 двигателей Лоррен-Дитрих мощностью 450 лошадиных сил.


ИАР-Брашов, 1930 год. СПАД 61-С1 №61 перед сдачей заказчику

Упоминаемый в данном контракте СПАД 61-С1 должен был быть цельнодеревянной конструкцией, прочность которой была бы достаточна для прохождения цикла статических испытаний по стандартам французских ВВС, и при этом его характеристики должны полностью соотвествоавать цельнометаллической французской машине. Не понятно, почему румыны решили заказать цельнодеревянный самолет, ведь в оригинале «61» имел покрытый полотном металлический каркас с частично металлической же обшивкой. Производство румынского варианта было выполнено во Франции на заводах Блерио и Лорен-Дитрих.
Первоначальная стоимость самолета была такой же, как для ВВС Франции и составляла 193 615 французских франков, а поставка с завода ИАР в Брашове должна была осуществляться партиями в течение 12-ти месяцев.


Капитан Василь Радулеску докладывает о состоянии истребительной эскадры Пипера-Бухарест, 1930 год

Также компания Блерио-СПАД предложила Министерству Обороны Румынии приспособить «61» к двигателю Ягуар (Jaguar), который в больших количествах находился на румынских складах. Все исследования и испытания заняли пять месяцев, и такое предложение в итоге не было принято.

Контракт №5957/ от 10 ноября 1925 года не стал для румынского Министерства Обороны выигрышной партией, поскольку самолеты по нему были поставлены только через 4 года, между июлем 1929 и маем 1930 года, что довольно сильно ослабляло защитный потенциал Румынии в течение всего этого времени.
Самолеты были приданы истребительной эскадре Пипера-Бухарест, однако пилоты были далеко не в восторге от новых самолетов.
Рапорт 4436/ от 16 октября 1929 года:
"После приемочного полета на самолете СПАД 61-С1 №8 я готов заявить следующее:
- самолет хорошо слушается рулей;
- двигатель раскручивается слишком медлено для самолета-истребителя
- обзорность значительно снижена размерами двигателя и капота, а также взаиморасположением кабины пилота и крыльев;
- машина уверенно, хотя и недопустимо медленно для истребителя, выполняет все необходимые акробатические фигуры;
- для воздушного боя самолет тяжел, он не может считаться настоящим истребителем;
- лучшее применение этой машины – учебная в летно-истребительных школах;
Летчик – младший лейтенант Александру Папана»



Александру Папана, летчик-испытатель завода ИАР

Все эти комментарии были сочтены весьма уместными, подтверждение чему мы находим в решении командования ВВС от 30 мая 1933 года, в котором говорится о снятии с вооружения и направлении на складирование всех 87 находящихся в строю машин СПАД 61-С1
По запросу летных школ 22 машины с минимальным налетом были переданы им в качестве учебно-тренировочных для второй фазы обучения пилотов.

СПАД 61-С1 принимал участие в многочисленных перелетах между странами Малой Антанты, не добившись, правда, сколь-нибудь заметных результатов. Единственно, чем он выделялся, так это элегантным внешним видом, который отправлял зрителей подобных шоу в уже забытую эпоху Первой Мировой Войны.


30 июля 1930 года. Принц Николаэ и король Румынии Карол II инспектируют истребительную эскадру Пипера-Бухарест

Таковой получилась первая попытка командования румынской авиации положить конец разнообразию типов самолетов и привести ВВС к единому стандартному аппарату.

СПАДЫ В ВВС РУМЫНИИ НА 1 АПРЕЛЯ 1933 ГОДА

№82, с двигателем Лоррен-Дитрих №18024, принят на службу 21 июня 1930 года. Налетал 137 часов, разбился в 1930, восстановлен в иле 1932. С 27 августа 1932 года запрещен к применению
№68 с двигателем ЛД №18179, принят на вооружение 21 июня 1930 года. Налетал 100 часов, разбился 24 июня 1930 года
№50 с двигателем ЛД №18029 принят ан вооружение 5 июня 1930 года. Налетал 171 час
№86 принят на вооружение 12 августа 1929 года, налетал 171 час, разбит 2 июня 1931 года. Поврежденное крыло не заменялось
№56 принят на вооружение 28 мая 1930 года. 200 часов налета
№78 принят на вооружение 28 мая 1930 года. 232 часа налета

Происшествие 12 июля 1933 года: 1 авиационная эскадра под командованием Попеску Титуса (Popescu Titus) после выполнения тренировочного полета на самолетах СПАД 61С-1 осуществляла в 17.30 посадку на аэродром Пипера, когда №39 при пробеге врезался в самолет MS-35.


30 июля 1930 года. Принц Николаэ и король Румынии Карол II инспектируют истребительную эскадру Пипера-Бухарест

Происшествие 28 июля 1933 года:
В 9.15 во время выполнения учебного полета сорвался в штопор самолет №94, пилот выпрыгнул с парашютом.
В тот же день на маршруте Бухарест-Галац по причине остановки двигателя вынужденную посадку совершил Думитру Мусатеску (Dumitru Musatescu). При посадке самолет скапотировал, летчик ранен.

Никаких других данных по СПАД 61С1 в румынских архивах не сохранилось...

КОНЕЦ
DAN ANTONIU, GEORGE CICOS

Перевод и комментарии avianikitoss и alexWW1
Tags: spad, авиация, румыния
Subscribe

Posts from This Journal “румыния” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments