Управление Аэронавтики разослало приглашения всем основным европейским производителям. В этом документе говорилось, что в срок до 1 марта 1924 года Управления ждет от производителей предложения для приобретения машин следующих типов:
- одноместный истребитель
- двухместный истребитель
- двухместный бомбардировщик
В требованиях к кандидатом так же указывалось, что они должны быть готовы к созданию в Румынии авиационного и двигателестроительного завода, который, в перспективе, будет получать заказы от румынского Министерства Обороны.
В схватку вступили тринадцать производителей, в том числе:
- 6 французов
- 2 итальянца
- 2 чехословака
- 1 румын (Астра Арад)
1929 год. Первый собранный в Румынии СПАД. Обратим внимание на неокрашенный капот
Компания Блерио-СПАД (Bleriot-SPAD) представила модели 81, одноместный истребитель с двигателем Испано-Сюиза мощностью 300 л.с, 61 – одноместный истребитель с двигателем Лоррен-Дитрих (Lorraine-Dietrich) в 450 л.с. (Этот самолет примерно в то же время навел много шороху у поляков, признавших его опасным в пилотировании - прим.переводчика) и 40А2 – разведчик с двигателем Лоррен в 400 л.с.
«61» и «40А2» полностью подходили параметрам озвученного Управлением технического задания, но «61» в это время все еще проходил цикл испытаний. Министерство Обороны не могло сделать заказ до тех пор, пока не ознакомится с подробными их результатами. Принимая во внимание незаконченность тестирования, было принято решение заказать во Франции три эскадрильи Поте (Potez XV), то есть 40 самолетов, и в Британии - три эскадрильи истребителя Сискин (Siskin V).
SPAD 61-C1 №61
В течение 1925 года реализовывался план по созданию правительством Румынии, компаниями Блерио-СПАД и Лорен-Дитрих совместного предприятия в городе Брашов. Авиастроительная компания должна была предоставить технологии, а также лицензию на право постройки современных машин, двигателисты – лицензию и технологии производства моторов, а румынское правительство – территорию для завода, рабочие руки, а также рынок сбыта. Так (кстати, на мощностях Астра-Арад) начинался будущий завод ИАР (IAR).
10 ноября 1925 года между Министерством Обороны и компанией ИАР был подписан контракт №5957/, предусматривающий, что:
А. Министерство Обороны заказывает, а компания ИАР принимает на себя обязательства по постройке 100 самолетов СПАД 61-С1, оснащаемых двигателем Лоррен-Дитрих в 450 л.с. Самолет этот должен полностью соответствовать техническим требованиям Министерства Обороны Румынии и оснащаться всем положенным комплектом оборудования, соответствующем таковому, заказываемому их французскими коллегами;
В. Дополнительно к самолетам заказывается еще 100 двигателей Лоррен-Дитрих мощностью 450 лошадиных сил.
ИАР-Брашов, 1930 год. СПАД 61-С1 №61 перед сдачей заказчику
Упоминаемый в данном контракте СПАД 61-С1 должен был быть цельнодеревянной конструкцией, прочность которой была бы достаточна для прохождения цикла статических испытаний по стандартам французских ВВС, и при этом его характеристики должны полностью соотвествоавать цельнометаллической французской машине. Не понятно, почему румыны решили заказать цельнодеревянный самолет, ведь в оригинале «61» имел покрытый полотном металлический каркас с частично металлической же обшивкой. Производство румынского варианта было выполнено во Франции на заводах Блерио и Лорен-Дитрих.
Первоначальная стоимость самолета была такой же, как для ВВС Франции и составляла 193 615 французских франков, а поставка с завода ИАР в Брашове должна была осуществляться партиями в течение 12-ти месяцев.
Капитан Василь Радулеску докладывает о состоянии истребительной эскадры Пипера-Бухарест, 1930 год
Также компания Блерио-СПАД предложила Министерству Обороны Румынии приспособить «61» к двигателю Ягуар (Jaguar), который в больших количествах находился на румынских складах. Все исследования и испытания заняли пять месяцев, и такое предложение в итоге не было принято.
Контракт №5957/ от 10 ноября 1925 года не стал для румынского Министерства Обороны выигрышной партией, поскольку самолеты по нему были поставлены только через 4 года, между июлем 1929 и маем 1930 года, что довольно сильно ослабляло защитный потенциал Румынии в течение всего этого времени.
Самолеты были приданы истребительной эскадре Пипера-Бухарест, однако пилоты были далеко не в восторге от новых самолетов.
Рапорт 4436/ от 16 октября 1929 года:
"После приемочного полета на самолете СПАД 61-С1 №8 я готов заявить следующее:
- самолет хорошо слушается рулей;
- двигатель раскручивается слишком медлено для самолета-истребителя
- обзорность значительно снижена размерами двигателя и капота, а также взаиморасположением кабины пилота и крыльев;
- машина уверенно, хотя и недопустимо медленно для истребителя, выполняет все необходимые акробатические фигуры;
- для воздушного боя самолет тяжел, он не может считаться настоящим истребителем;
- лучшее применение этой машины – учебная в летно-истребительных школах;
Летчик – младший лейтенант Александру Папана»
Александру Папана, летчик-испытатель завода ИАР
Все эти комментарии были сочтены весьма уместными, подтверждение чему мы находим в решении командования ВВС от 30 мая 1933 года, в котором говорится о снятии с вооружения и направлении на складирование всех 87 находящихся в строю машин СПАД 61-С1
По запросу летных школ 22 машины с минимальным налетом были переданы им в качестве учебно-тренировочных для второй фазы обучения пилотов.
СПАД 61-С1 принимал участие в многочисленных перелетах между странами Малой Антанты, не добившись, правда, сколь-нибудь заметных результатов. Единственно, чем он выделялся, так это элегантным внешним видом, который отправлял зрителей подобных шоу в уже забытую эпоху Первой Мировой Войны.
30 июля 1930 года. Принц Николаэ и король Румынии Карол II инспектируют истребительную эскадру Пипера-Бухарест
Таковой получилась первая попытка командования румынской авиации положить конец разнообразию типов самолетов и привести ВВС к единому стандартному аппарату.
СПАДЫ В ВВС РУМЫНИИ НА 1 АПРЕЛЯ 1933 ГОДА
№82, с двигателем Лоррен-Дитрих №18024, принят на службу 21 июня 1930 года. Налетал 137 часов, разбился в 1930, восстановлен в иле 1932. С 27 августа 1932 года запрещен к применению
№68 с двигателем ЛД №18179, принят на вооружение 21 июня 1930 года. Налетал 100 часов, разбился 24 июня 1930 года
№50 с двигателем ЛД №18029 принят ан вооружение 5 июня 1930 года. Налетал 171 час
№86 принят на вооружение 12 августа 1929 года, налетал 171 час, разбит 2 июня 1931 года. Поврежденное крыло не заменялось
№56 принят на вооружение 28 мая 1930 года. 200 часов налета
№78 принят на вооружение 28 мая 1930 года. 232 часа налета
Происшествие 12 июля 1933 года: 1 авиационная эскадра под командованием Попеску Титуса (Popescu Titus) после выполнения тренировочного полета на самолетах СПАД 61С-1 осуществляла в 17.30 посадку на аэродром Пипера, когда №39 при пробеге врезался в самолет MS-35.
30 июля 1930 года. Принц Николаэ и король Румынии Карол II инспектируют истребительную эскадру Пипера-Бухарест
Происшествие 28 июля 1933 года:
В 9.15 во время выполнения учебного полета сорвался в штопор самолет №94, пилот выпрыгнул с парашютом.
В тот же день на маршруте Бухарест-Галац по причине остановки двигателя вынужденную посадку совершил Думитру Мусатеску (Dumitru Musatescu). При посадке самолет скапотировал, летчик ранен.
Никаких других данных по СПАД 61С1 в румынских архивах не сохранилось...
КОНЕЦ
DAN ANTONIU, GEORGE CICOS
Перевод и комментарии avianikitoss и alexWW1