Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-542. Часть первая

Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так Поте-540, который должен был стать номером «пять», получил двигатель Лоррен (Lorraine 12Hfrs/Hgrs “Petrel”). Получивший новое обозначение «Поте-542 №01» (заводской номер 3723), он стал обладателем военного номера Х-О78. Первый раз в воздух 21 января 1935 года самолет поднял Жорж Детре (Georges Detre) – это были заводские испытания, и участвовал в них также и коллега Детре – Декам (Descamp). Крайний испытательный полет «Поте-542 №01» пошел в Меольте (Meaulte) 23 октября 1935 года, после чего самолет направили непосредственно в войска.


Слева - Один из первых Р.542, 4-я эскадрилья GRII/33, Нанси
Справа - Январь 1935 года. Прототип 01


Чуть более мощный, чем Испано-Сюиза, 720-ти сильный «Петрель» обеспечил самолету характеристики чуть лучше изначальных, но максимальная высота полета при этом значительно снизилась! Вообще говоря, кажется что компания Поте состояла в особых отношениях с фирмой «Лоррен», специально ставя в качестве альтернативного двигателя практически такой же, как стоял на самолете изначально, но обеспечивая загрузкой моторостроителей. И ничего удивительного в этом нет, ведь к концу 1934 года место управляющего компании «Лоррен» заняли…Анри Поте и Марсель Блок! К этому надо добавить еще только один нюанс – Президентом Совета Администрации в то время был… Жискар д’Эстен, прародитель будущего президента Франции Валери…


Слева - Левый двигатель прототипа Р.542. Обратим внимание на трехлопастный винт с коком и на V-образность капота, полученную благодаря цилиндрам двигателя
Справа - Двигатель Лоррен


Короче говоря, испытания Поте-542М4 №01 прошли без осложнений и 7 октября 1935 года был подписан заказ №270/5 на покупку для нужд армейской авиации 40 экземпляров Поте-542. Это будет модель М5, которая получит серийные номера с 95 по 134 и военные с Х-169 по Х-208. Напомним, что первый вышедший с завода 542 в декабре 1935 года имел тот же номер 95, а номер 94 был у Поте-540! Получается, что если первый Поте-540 получил номер 01, то первый Поте-542 стал простым продолжателем линейки 540, не получив «свой собственный первый номер». Следы этого первого самолета «Поте-542» довольно быстро теряются в СЕМА в Виллакубле, и что с ним произошло дальше – неизвестно.


Слева - Бьенхоа, юг Вьетнама. К взлету готовится Р.542ТОЕ №258
Справа - Вынужденная посадка Р.542 №112 (Х186). Обратим внимание на фюзеляжную эмблему

Итак, Шарли Декам (Charly Descamp) поднял «Поте-542» №95 в небо 26 декабря 1935 года, а №134, крайняя машина из заказа, была облётана 24 июня 1936 года. В конце того же месяца все машины были переданы военным.
В Меольте, тем временем, строились еще 10 Поте-542М5, заказанных спецификацией 921/5 от 24 июня 1936 года. Спецификация эта была, на деле, лишь уточнением LC5344-CA2, выпущенным правительством в апреле 1935 года и требующем увеличения общего числа поставляемых в армию Поте-540.
Эта десятка 542-х, №№141-150, получила номера Х-256-Х265 и к августу 1936 года была полностью готова. А вот дальше 542, как и 540, строился для Испании, но это совсем другая история…


Слева - Хороший вид на Р.542 М5 №129 (Х203)
Справа - Р.542, Меольт, начало 1936 года


Завершим с французскими заказами и упомянем спецификацию 391/7, подписанную правительством «без четкой упоминаемой даты», но в любом случае в начале 1937 года, поскольку требование поставить 16 заказываемых машин устанавливалось на март. Названные 543ТОЕ, они отличались от М5 своим «колониальным» наполнением – увеличенными водяными радиаторами охлаждения двигателей и в целом более приспособленным для работы в тропиках мотором. На деле эти 543ТОЕ мало чем отличались от уже знакомых нам 540ТОЕ.


Слева - Поте 542 в Орлеане. Дата фотографии не известна
Справа - Учебный Поте в летной школе в Салон-де-Провансе. Обратим внимание на эмблему школы


Эти 543ТОЕ №№244-259 (Х-585 – Х-600) стали последними самолетами 54-го семейства, оснащенными рядными двигателями. Здесь еще раз отметим, что и самолеты, и двигатели были из Меольта, где Анри Поте управлял единым крупным холдингом. Да, после национализации 1936 года заводы Анри Поте стали называться SNCAN, но к нам это имеет весьма опосредованное отношение… Итак, для нужд ВВС Франции было построено 67 Поте-542. Еще семь построили для испанцев, но об этом позже…


Слева - Групповой полет самолетов Поте.542
Справа - Самолет майора Вейса, командира 4-й эскадрильи GRII/33, 1937 год


ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-540/542 республиканской Испании

    Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты: - Р.540 4314 был поставлен в…

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Морские Поте-54

    Несомненно, что, в отличии от сухопутной армии, морская авиация использовала очень маленькое количество этого известного двухмоторного самолета фирмы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments