Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-542. Часть вторая

ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ

GR I/33 и II/33

Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой получила их 33-я эскадра из Нанси. Переданные в массе своей в GO I/33 (будущая GR), они буквально спасли две эскадрилья, летавшие до этого «на пластыре и гипсе», и хотя одна из них заменила на новые машины полученные в 1935 году «Поте-540», вторая к тому времени продолжала использовать «Поте-25». Хорошо, что к 1 января 1937 года обе группы перевооружились на 542.


На посадку заходит Поте-542

Инвентаризация от 16 августа 1939 года показывает, что в строю в 33-й эскадре (GR I/33 и GR II/33) находились 12 Р-542, из которых один был непригоден к полетам, но 26-го числа они должны были быть заменены на другие Поте, Р.637.
Журнал боевых действий от 4 сентября 1939 года показывает, что на 0.00 в GR I/33 значатся четыре 542 и 13 штук 637, а основным аэродромом значится Сан-Дизье (St.-Dizier). GR II/33 насчитывала четыре 542 и тринадцать 637, летая с Суассон-Саконин (Soissons-Saconin).

GR II/52


В Нанси с Поте произошли проблемы

Группа перевооружилась на 542 летом 1936 года, и новые машины были призваны усилить слабенькую матчасть группы, состоявшую из Мюро (Mureaux-117). На 1 января 1937 года эти Мюро все еще были на службе, но 16 августа 1939 года у группы значатся только 542, при чем один из них в нелетном состоянии. Есть мнение, что эту группу оснащали изначально 540, а 542 достались им в качестве простой замены машин… В любом случае, на 4 сентября 1939 года у GR II/52 в строю находилось 6 машин 542 и 14 машин 637

GR I/52

Судя по всему, группа заменяла 540 на 637. По своей инвентаризации 4 сентября 1939 года в ней было 3 Р-542 и 14 Р-637.

EB.2/42


Линейка новеньких Поте-542 в Нанси

На первое сентября 1940 года ВВС Франции в индокитае располагали шестью 542ТОЕ. Поставленные в 1938 и 1939 годах, вначале они были распределены по три на севере и на юге: три в Тонге (Tong) – в третьей индокитайской эскадрильи (будущая ЕО 1/41) и три в Бен Хоа (Bien Hoa) во второй индокитайской эскадрилье (Будущая ЕО 1/42). В течение 1939 года эти машины были собраны в бомбардировочную эскадрилью 2/42, которая будет придана южной части индокитая (Кохинхина (Южный Вьетнам) и Камбоджа) с базированием в Таншонняте (Tan Son Nhut). Во время конфликта с Сиамом три Р-542ТОЕ были направлены в Сиемреап (Siem Reap) под командование капитана Минара (Cne Minard), куда и прибыли 26 ноября 1940 года. Три этих машины стали частью Тактического Групмента (Groupement Tactique), созданного в Камбодже 14 декабря. Кроме трех уже упоминавшихся Поте, в него входили шесть MS-406 и один командирский Р-631. На 21 января 1941 года в эскадрилье 2/42 все еще находилось три двухмоторника Поте с местом базирования в Сиемреапе. А вот куда делись еще три? Возможно стояли в резерве в Бен Хоа… Но к концу «заварушки» с тайцами в инвентарном списке числилось только четыре Р-542, три в летном и один в нелетном состоянии! Еще два просто растворились, либо при аварии, либо при каннибализации. В любом случае их дерево-полотняная конструкция выглядела далеко не лучшим решением для этих влажных место…


В полете новенькие самолеты из GR I/33

С 1942 года Р-542 использовались «как нельзя лучше» - сначала с них сняли магнето, которое установили на MS-406, не добившись, правда, особых успехов. Потом еще веселее – с MS-406 сняли Испано-Сюизы чтобы установить их на бомбардировщики, поскольку стоявшие на Поте Лоррены «отдали богу душу». Напомним, что в этот самый момент многочисленные Поте-25 тоже были оснащены Лорренами, правда 12Eb, и претензий к ним не было. На деле именно «Петрель» оказался единственным двигателем «Лоррен», который не выдержал сравнения с Испано-Сюиза на 540-х машинах…
Получилось таким образом, что пара Поте-542 получила новые двигатели, теоретически став новой машиной Поте-544!
Когда в июле 1942 года была распущена эскадрилья 2/595, оснащенная MS-406, прошедшая в декабре перепись имущества показала, что в 2/42 осталось 4 Р-542, два из которых с заменёнными моторами. После этого следы самолетов теряются. Добавим только, что в это время 2/42 вместе с 2/41 составляла «Смешанное подразделение №1», имея в своем составе еще и 221-е Фарманы…
Пьер Клостерманн в своей кнмге «Огни неба» так отозвался об авиации в индокитае: «Слишком далеко. Слишком…»

Тяжелобомбардировочная группа в Тиесе (Thies), Сенегал – будущая 43-я автономная авиагруппа


Летом 1938 года три Р-542 были направлены во Французскую Западную Африку и вошли в состав первой смешанной эскадрильи в Тиесе – эта эскадрилья была частью тяжелобомбардировочной группы. 1 июля 1939 года эта группа становится 43-ей, а в составе первой эскадрильи насчитывается три Р-542 и еще три Р-542ТОЕ. Отметим, что французские Поте участвовали в боях с англичанами при Дакаре и Мерс-эль-Кебире.


Поврежденные Поте в ангаре

Утром 8 июля 1940 года шестерка Свордфишей из 814-го Сквадрона, базировавшиеся на авианосце «Гермес» (HMS Hermes) атаковала и повредила французский крейсер «Ришелье». В 11 утра французы нанесли ответный удар – два Фарман-222 из 2-й эскадрильи, 2 Поте-25ТОЕ и 2 Поте-542ТОЕ начали бомбардировку “Hermes”. Всего было сброшено порядка шестидесяти бомб, и ни одна из них не поразила цель! После обеда пара Поте-542 была направлена на поиск британской флотилии, но не найдя ни одного корабля вернулась на базу. Позже стало известно, что британцы отошли к югу, в район Сьерра Леоне, и возникает вопрос – а что же тогда засекли три Лиор-130 из 8S3 во время своих разведывательный рейдов 8 июля? Если это был аръергард британского флота, почему его не видели самолеты из Дакара и Тиеса?
После этого следы Поте-542ТОЕ в 43GAA теряются. Возможно самолеты передали в школы обучения или сделали транспортниками, но в любом случае они быстро закончили свои дни…

Эскадрилья Бамако

На 4 сентября 1939 года эскадрилья включала один Р-542ТОЕ, остальные машины были Поте-25ТОЕ и Поте-29


Кандидаты на переплавку. Вторая половина 1941 года

Эскадрилья Гао (Gao)

На ту же дату состояла из 1 Р-542ТОЕ

Смешанная эскадрилья Бангуи (Bangui)

Один Р-542ТОЕ, шесть Р-25ТОЕ и один Р-29

Период с 26 августа 1939 по 10 мая 1940 года

В метрополии в это момент можно было «поставить под ружье» 32 Поте-542, при этом речь не идет о Северной Африке, как не идет речь и о «дальних» колониях Леванта и Индокитая, в которых находилось, в общей сложности, еще около 15 машин.
Нет необходимости напоминать, что все Р-542 были довольно быстро заменены на более современные аппараты. Та же участь постигла и самолеты Р-540…


Кандидат на переплавку, база Оран, вторая половина 1941 года

Вообще говоря, в этот грустный день 10 мая 1940 года общая ситуация с Поте-542 характеризовалась одной фразой – «начало конца». В частях первой линии еще находилось 29 Поте 542 (8 из них не могли подняться в воздух), но 29 уже передали в различные летные школы. Во французской северной Африке их не осталось ни одного, но 14 машин (три не летные) еще сохранились в колониях и в Леванте, и 16 штук находилось в составе ЕАА301. Мораль? 59 Поте-542 в летном состоянии. И это нормально, ведь из 55 построенных начиная с 1936 года машин 59 были в строю. Аппарат этот очень неплохо летал, летчиками был освоен, аварии и прочие нештатные ситуации случались редко, в конфликтах 1939-1940 участия самолет практически не принимал. Вполне нормально, что большинство из аппаратов было разрушено и сожжено в метрополии во время немецкого нашествия, остаток перелетел Средиземное море, но затем очень мало использовался из-за нехватки запчастей для двигателей Лоррен. Так эти самолеты и закончили свой путь…

КОНЕЦ

PIERRE CORTET, JEAN-LOUIS COROLLER
Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1


Поте-542 ТОЕ №225 в индокитае
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “франция” Tag

  • Четырехмоторник Фарман. Часть третья

    Пока единственный 223.1 строил свою карьеру, Фарман (и далее – Центр) занялся разработкой и постройкой его военного собрата, изначально значившегося…

  • Четырехмоторник Фарман. Часть вторая

    ЭР ФРАНС Самолет все еще находился в собственности французского государства. С октября до середины ноября он отметился в Истре, где проводили…

  • Четырехмоторник Фарман

    Наследник тяжелых бомбардировщиков семейства Фарман F.220, четырехмоторник F.223 представляет собой апогей развития такой в общем-то случайной формы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments