Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Поте-540/542 республиканской Испании

Согласно записям в летной книжке заводского пилота Шарли Декампа (Charly Descamps) нам известны следующие факты:
- Р.540 4314 был поставлен в Барселону 5 августа 1936 года. После перегона Декамп вернулся в Тулузу;
- Р.540 4215 в тот же день был также поставлен в Барселону;
- Р.540 4216 прибыл в Испанию (скорее всего в Барселону) 7 августа 1936 года;
- Р.540 4319 был перегнан в Тулузу летчиком Детре (Detre) 8 августа 1936 года. Вполне возможно, что после этого его перегнали в Барселону, но осуществлено это было не Декампом и не Детре.
В любом случае в Испанию было направлено всего четыре Р.540. Что касается Р.542, то, как мы вскоре увидим, под республиканскими знаменами сражалось не более одиннадцати этих двухмоторников. К ним надо будет добавить и Р.544 (?) F-ANJO (это тот, который раньше был Р.540 №75), поставленный в Барселону 27 августа 1936 года, а также загадочный Поте Р.544 4133 F-APON, фотографий которого с четко видимым гражданским кодом не найдено до сих пор...


Поте-540 «В», сбитый Фиатами националистов вместе с Поте-542 11 февраля 1937 года в районе Мотрила, регион Малаги

Все испанские “Поте” 54-го семейства получили на киле большую букву (A, B, D,F (у него было собственное имя “Aqui te espero ”), L и, вероятнее всего, E). Эта кодировка дает нам представление о шести Р.540 а также о том, что пара Р.544 поставлялась не связано с Р.540 и как другой самолет.
Относительной редкостью по тем временами был двигатель Испано-Сюиза 12Ybrs мощностью 860 лошадиных сил, которым обычно оснащались французские истребители - именно он в полной мере сдерживал руководство Франции, даже достаточно левое по своей сути, от поставки в Испанию этих “почти современных” самолетов, сделав выбор в пользу явно более устаревших моделей.
Интересно отметить, что Р.540 “D” появился на северном фронте, чтобы заменить в эскадрилье “Испания” (Espana) самолет “Е”, сбитый 30 сентября 1936 года в районе Мадрида. Когда, в свою очередь, к земле отправился “D”, эту букву передали одному из полученных в октябре Р.542. Что касается “B”, он был сбит Фиатами CR.32 мятежников в небе над Малагой 11 февраля 1937 года. Компанию ему в том полете составлял Поте с литерой “Р”.

Поте-542


Литеры D, N, Ñ, O, P, R (затем он станет BP-002) и S принадлежали самолетам Р.542 с двигателями Лоррен (Lorraine). Соответственно буквенному коду, их было поставлено семь штук.
Все эти семь машин в момент прибытия в Испанию соответствовали своему типу 542. Но как тогда быть с этими же машинами, на фотографиях которых явственно виден двигатель Испано-Сюиза 12 Xbrs с сохранением всех оригинальных капотов? Еще один вопрос вызывает верхушка киля, которая явно выглядит не такой закругленной и более низкой, чем у Р.542… Такими манипуляциями испанцы создавали гибриды – 542 с Испано 12Х! Объяснение этому факту очень простое – к двигателям Лоррен отсутствовали запасные части, а производимые на месте Испано 12Х были в изобилии! Конечно же, республиканцы этим воспользовались!
К этому надо добавить, что компания “Поте” никогда не обещала поставку запасных двигателей “Лоррен” и запчастей к ним, к тому же во Франции политики правого толка начали кампанию по невмешательству Франции во внутренние дела Испании.


К вылету готовится один из Поте-542 с двигателем «Лоррен». На земле перед самолетам лежат авиабомбы

Однако, используя летные книжки Декампа и Детере, можно сказать, что в октябре 1936 года в Испанию попали семь Р.542. Их серийные номера не известным, зато известны заводские, это 4220-4226, и это доказывает, что поставка шла напрямую с завода в Меольте (Meaulte) и эти машины никогда не служили в составе ВВС Франции, откуда, согласно многочисленным “заявлениям”, их передали испанцам. Все Р.542, кроме первого (4220) были направлены в Тулузу, а уже оттуда переправлены в Испанию французскими пилотами, среди которых были и Декамп, и Детере, и Летьерс (Letierce). Поставка происходила следующим образом: 18 числе вылет из Меольта в посадкой в Тулузе, ночевка там и на следующий день перелет в Испанию с промежуточной посадкой в Бордо.

Поте-542 литера “Ñ” был сбит Хейнкелями националистов 27 декабря 1936 года во время бомбардировки вокзала и завода электротехники в Теруеле. Пилот, Мартин Флорайн (Martin Florein) разбил самолет при аварийной посадке в районе Вальделинарес (Valdelinares). Р.542 был полностью разрушен, но из всего экипажа погиб только один человек, который пал жертвой пулеметов Хейнкеля еще в воздухе. В произведение Мальро (Malraux) “Надежда” этот самолет имел собственное имя – “Бешенная утка”.


Один из четырех Поте-540, сражавшихся в Испании с августа 1936 года

Во время этой бомбардировки очередями Хейнкеля был поврежден еще один Р.542, который затем разбился при посадке в Барракасе (Barracas). В момент приземления самолет с литерой “О”, которым командовал капитан Грегорио Гарай Мартин (Gregorio Garay Martin), разломился пополам, оставив на траве всю свою заднюю часть прямо в момент касания земли…

Третий 542, “S”, даже не долетел до Теруеля. При взлете с аэродрома Манисес (Manises) один из двигателей Лоррен взорвался и пилот Жан Дарри (Jean Darry) посадил аппарат ровно там же, где начинал взлет. Шок при этом все испытали просто потрясающий: вся носовая часть самолета напоминала решето… Находившийся на борту в качестве штурмана Мальро, а также и другие члены экипажа получили незначительные легкие ранения, и можно считать, что они легко отделались…

11 февраля 1937 года Р.542 литера “Р” совместно с еще одним Р.540 участвуют в воздушном прикрытии настоящего исхода войск республиканцев и мирного населения из района Малаги, когда буквально натыкаются на соединение Фиатов CR.32. Сопровождавшие бомбардировщики истребители И-15 мало того, что оказались в меньшинстве, так еще и вступили в бой с противником, не имея возможности обеспечить защиту двухмоторных машин. В этой ситуации Поте-542 стал довольно легкой целью для националистов – “Р” разбился около Мотриля (Motril)…

Попытка провести инвентаризацию остававшихся на февраль 1937 года в Испании самолетов Поте приводит нас к пониманию, что “антифашистская эскадрилья Мальро” (да, именно так!) таковых более не имела. И вообще, у испанцев оставалось не более трех подобных аппаратов, которые и прослужили до 1938 года в качестве в качестве героев фильма “Надежда”. Объяснение этому довольно простое – испанцы называли их летающими гробами и с весны 1937 года не использовали в качестве боевой машины. Эти несколько французских машин были заменены прибывшими из СССР самолетами СБ, которые республиканцы считали гораздо более современными и прочными, что на самом деле было правдой. В конечном итоге республиканцы обзавелись довольно значительным количеством этих машин…


Поте-544 №01 (4133), совершивший своей первый полет 30 ноября 1935 года

Скажем несколько слов про вооружение самолетов Поте. Поставлялись из Франции они "пустыми", а в Испании их оснащали старенькими и побывавшими в боях пулеметами Льюис (дословно – уставшими Льюисами) образца 1915 года калибра 7,69 мм. Работали они довольно неплохо, вот только скорострельность их не превышала 600 выстрелов в минуту. Но в то же время аналогичные пулеметы спокойно устанавливались на турелях в том числе и французских машин 1934-1935 годов. Нижнюю полусферу он, однако, защитить не мог, и испанцам пришлось обратиться к выдающемуся советскому пулемету ШКАС скорострельностью 1800 выстрелов в минуту…

Учитывая все вышесказанное совсем не трудно понять, что Р.540/542 не могли быть заказаны французскими ВВС, а выпускались заводом в Меольте специально и по заказу Испании. Ну если не по заказу, то по соглашению правительств Франции и Испании. А что вы хотите? Народный Фронт обязывает…


Поте-544 №01 анфас. Хорошо заметны лишенные коков трехлопастные винты

В Испании самолеты Поте хорошо показали свои возможности – тотальное отсутствие на них какого бы то ни было бронирования послужило причиной многочисленных смертей членов экипажей уже в первые три месяца эксплуатации. К тому же крупнокалиберные бомбы подвешивались только снаружи, что сильно уменьшало и так небольшую скорость Поте. Кроме того, самолет отличался повышенной “хрупкостью”, и проявилось это как раз во время гражданской войны в Испании. В оправдание скажем, что и концепция, и конструкция Поте не предусматривала защиту от атак нового поколения истребителей, появившегося в 1936-1937 годах. Сложно даже представить, что сделали бы с этими Поте пилоты Мессершмиттов-109 из “легиона Кондор”. Слава богу, что на момент появления этих машин все Поте уже сошли со сцены…

Последняя версия с рядным двигателем - Поте.544


Про этот самолет существует очень мало информации – известно только, что машина оснащалась двигателем Испано-Сюиза 12 Ybrs мощностью 860 лошадиных сил. Прототип этой машины – Р.544 №01 4044 поднял в небо 30 ноября 1935 года летчик Декамп. 23 января 1936 Детере продемонстрировал машину бельгийской делегации. 27 апреля 1936 года Р.544 №01 получил французский гражданский код F-APON, а 26 августа того же года он был продан Испании! Отогнал ли его Декамп, перелетев в Тулузу, а затем в Барселону? В его летной книжке нет никаких свидетельств об этом эпизоде. Однако после 26 августа никаких упоминаний об этом самолет во французских источниках нет. А ведь это был единственный Поте-544, и можно выдвинуть версию, что это вообще не была разработка Поте, что это Испано-Сюиза самостоятельно оснастила Р.540 двигателем HS12Y, а господин Поте просто воспользовался этой “летающей лабораторией” и показал ее бельгийцам в надежде на скорый заказ. После испытаний Испано забрала свой двигатель HS12Y, самолет снова стал обычным Р.540, а заново в 544 его переделали уже испанцы…


Предположительно F-APON, 27 апреля 1936 года

И, наконец, вполне вероятно, что Р.540 (№75, X149, затем F-ANJO) был переоснащен двигателями HS12Ybrs и, таким образом, стал еще одним Р.544. Самолет этот, возможно, был перегнан в Барселону из Тулузы пилотом Анри Розе (Henri Rozes) 27 августа 1936 года. Это возможно, однако никакого письменного или фотоподтверждения этому факту нет…

КОНЕЦ
PIERRE CORTET, JEAN-LOUIS COROLLER

перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

Предыдущие части истории семейства Поте-540-542-544:
1. Поте-540. Часть первая
2. Поте-540. Часть вторая
3. Поте-540. Часть третья
4. Поте-540. Часть четвертая
5. Поте-540. Часть пятая
6. Морские Поте-54
7. Поте-542. Часть первая
8. Поте-542. Часть вторая
Tags: potez, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “potez” Tag

  • Поте-542. Часть вторая

    ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ GR I/33 и II/33 Считается хорошим фактом, что первые 542 поступили на армейскую службу летом 1936 года и что первой…

  • Поте-542. Часть первая

    Мы уже упоминали, что первоначально при заказе серии 540 правительство изъявило желание часть машин оснастить альтернативным двигателем. Именно так…

  • Морские Поте-54

    Несомненно, что, в отличии от сухопутной армии, морская авиация использовала очень маленькое количество этого известного двухмоторного самолета фирмы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments