Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Из Парижа в Сантьяго через... Лондон. Часть первая

В 1926 году чилийская военная авиация находилась в стадии быстрого становления в условиях большой и малонаселенной территории. Что касается дорожной инфраструктуры, то она была довольно слаборазвитой, и именно поэтому авиации придавалось серьезное значение как в разделе связи между столицей и провинциями, так и в обороне суверенитета страны, если то будет необходимо молодой формирующейся нации.

После сильного французского влияния на начальном этапе пути, молодая чилийская авиация оказалась “под британцами”, которые были более резвыми и деловыми в контактах с покупателем. Двум этим странам суждено было в последний раз “слиться воедино” когда Wibault Patent Ltd, являвшаяся филиалом компании “Виккерс” (Vickers) пригласила майора Диего Арасену (Mayor Diego Aracena), чилийского воздушного атташе, в Лондон на частную демонстрацию “Скаута” модели 121 (“Scout” model 121), который был ни чем иным, как лицензионным "Вибо 7С1 Рафаль” ("Wibault 7C1 Rafale”), отличавшимся от чистокровного француза всего лишь другими стойками своего крыла типа “парасоль”. Наследник “Типа 3”, построенный в Булонь-Бийанкуре (Boulogne-Billancourt) на бывших заводах Анрио (Hanriot), 7С1 был на тот момент выдающимся цельнометаллическим современным истребителем с тканевыми рулевыми поверхностями и обшивкой, крепившейся непосредственно к нервюрам, что делало самолет легче и прочнее, а также дешевле в сравнении с конкурентами того времени.


«Виккерс-121» №10 из летной школы. Он будет поврежден 10 октября 1927 года, восстановлен и закончит карьеру в 1936 году

Арасену не сложно было поразить этой великолепной машиной, и, учитывая то, что авиация Чили в это время уже имела в своем составе “Виккерс” (речь идет о биплане “Виксен” (Vixen)), был заключен контракт на 26 машин, которые должны были быть поставлены “вчера”, то есть чем быстрее, тем лучше. Инженер компании “Виккерс” Вайет (J.M.Wyatt) получил задание прибыть в Чили и на месте контролировать сборку первых машин, параллельно обучая местных техников. В помощь ему был направлен летчик-испытатель “Вал” Бейкер (“Val” Baker), тот самый, который потом станет известен своей работой на компанию Мартин (Martin).
Надо сказать, что если новые подкосы сильно облегчали сборку этих аппаратов, то уровень латиноамериканских механиков представлял из себя значительную угрозу новым машинам – достаточно вспомнить, что в июне 1926 года показательный полет летчика-испытателя “Тини” Сколфилда (“Tiny” Scholefield) закончился аварией в момент выполнения штопора, когда у машины просто отлетели рули высоты! Общая надежность конструкции вызывала сомнения еще в порту Вальпараисо, где стало понятно, что некоторые элероны были доставлены изначально кривыми.

Все 26 “Скаутов” прибыли в Чили разными партиями между концом 1926 года и маем 1927 года и все они были переданы в специально созданную Первую Авиационную Группу (Grupo de Aviacion №1), в еще формируемую Третью Авиационную Группу (Grupo de Aviacion №3) и в Учебную Эскадрилью Авиационной Школы (Escusdrilla de Aplicacion de l’Escuela de Aviacion), в которой собирались все летчики, выбравшие в качестве службы военную авиацию. Обе Группы были еще столь “молоды”, что не смогли летать на своих машинах в течение довольно длительного времени, а Группа №1 после своей передислокации в Арику (Arica) на чилийско-перуанской границе, использовала огромные британские деревянные ящики (упаковку из-под самолетов) в качестве стройматериалов для штаба, казарм и мастерских, которые они строили на малюсеньком аэродроме Канча Эль Морро (Cancha El Morro) неподалеку от железной дороги на Ла Пас (La Paz); Благодаря чрезвычайно сухому климату этой территории, самолеты могли без проблем стоять прямо на открытом воздухе без каких-либо ангаров! Группу №3 по железной дороге направили в местечко Темуко-Макеуе (Temuco-Maquehue), называемое ранее Падре Лас Касас (Padre Las Casas), где она и должна была базироваться.

ГРУППА №1

Эта новосозданная часть прибыла на свой малюсенький аэродром в Арику в августе 1927 года. Оснащалась она первоначально четырьмя из запланированных шести истребителей (там еще был один штурмовик-разведчик на Виксене), а командовал ими капитан Модесто Вергара (Capitan Modesto Vergara). Приписанные туда "Вибо" несли номера с 22 по 27, а первое задание группы, не связанное с учебно-тренировочными полетами, заключалось в эскортировании парой "Вибо" (Вергары и майора Армандо Кастро Лопеса, (Mayor Armando castro Lopez), командира всей 1-й Группы) трехмоторного Юнкерса (Junkers R-42 №1) министра обороны Чили генерала Бартоломе Бланче (general Bartolome Blanche), который осуществлял официальный визит в Икике (Iquique) с промежуточной посадкой в Альто-Осписио (Alto Ospicio).


Конец 20-х годов. Школа в Эль Боске. «Виккерс» №19

После прилета в Икике майор Кастро продемонстрировал превосходство звездообразного двигателя в условиях тропического климата, когда на следующий день он благополучно слетал на починку Виккерс Виксен капитана Лабараки (Capitan Labaraca), вынужденно приземлившегося в пустыне Пампа де Сука (Pampa de Suca) между Рио Камарнес (Rio Camarnes) и Кебрада де Сука (Quebrada de Suca) из-за перегрева двигателя…

“Виккерс 121” из первой Группы осуществляли защиту чилийского суверенитета, участвуя в январе 1928 года в своих первых больших маневрах. 18 апреля 1928 года капитан Эмилио Брандемберг (Capinan Emilio Brandemberg) на своем №23 эскортировал Юнкерс (Junkers R.42 №2) в его полете на юг, но потерял трехмоторный самолет из виду после долгого полета среди клубов тумана, и, по причине нехватки топлива совершил аварийную посадку в районе Пакуры (Pacura), к северу от Токопиллы (Tocopilla). Через некоторое время его, израненного и ослабшего, нашел направленный на поиск наземный патруль. Что до самолета, то извлечь разбитую машину из сложнопроходимой местности не удалось…

12 июля 1928 года проходила операция по подъему “морального духа населения” - четверка "Вибо" вылетела из Арики на аэродром Альто-Осписио. Первую пару возглавлял капитан Альберто Амиот (Capitan Alberto Amiot), вторую – известный уже нам Модесто Вергара. Ведомыми были лейтенанты (tenientes) Мануэль Уртадо (Manuel Hurtado) и Хуан Солминиак (Juan Solminihac). Эта проверка аэродрома перед перебазированием всей части сопровождалась великолепным представлением воздушного цирка, проведенного там к большому удовольствию местных жителей. На следующий день четыре самолета вернулись в Арику, но, поскольку решение было уже принято, 30 августа все самолеты, кроме Виксенов, были сосредоточены в Икике, в этом экономически развивающемся приграничном городе. Что касается Виксенов, то они вернулись в Сантьяго. Сами "Вибо" в Икике простояли очень не долго – в том же году все машины были поделены между Группой №3 и Школой Авиации.


Номера 6, 19 и 23 в групповом полете в летной школе Эль Боске. Начало 30-х годов XX века

10 октября "Вибо" №27 в небе над Эль Боске (El Bosque) столкнулся с принадлежащим Школе №3. Самолет удалось тогда приземлить, но больше в небо он не поднимался, оставаясь, тем не менее в инвентарном списке авиационной школы вплоть о марта 1932 года. Скорее всего, он был просто источником запчастей для других самолетов “Вибо”…

ТРЕТЬЯ ГРУППА

Изначально будучи моложе первой Группы, эта смешанная часть получила, для начала, "Вибо" с номерами с 12 по 16 (номер 17 она смогла получить лишь в июле 1929 года). 3 августа 1928 года капитан Андрес Соса Фуентес (capitan Andres Sosa Fuentes) повел капитанов Освальдо Акунья Куадру (Osvaldo Akuña Cuadra) и командира истребительной эскадрильи Франсиско Лагресе Переса (Francisco Lagreze Perez) в сопровождении своих ведомых лейтенантов Аурелио Селедон Пальмы (Aurelio Celedon Palma) и Хохе Бискертта (Jorge Bisquertt – он был взят “взаймы” у летной школы, поскольку своих пилотов Группе катастрофически не хватало) с аэродрома Эль Боске в Темуко-Макеуе (Temuco-Maquehue), куда они все и прибыли в 16.30 после промежуточной остановки в Парре (Parra). Вскоре часть была укомплектована другими пилотами - к ним прибыли капитан Орасио Оливарес (capitan Horacio Olivares) и лейтенанты Умберто Санелли (Humberto Zanelli) и А.Валлехос (A.Vallejos), после чего был заменен командира эскадрильи – капитана Флоренсио Гомес Флореса (capitan Florencio Gomez Florez) назначили вместо отбывавшего на дипломатическую работу Сосу.
В начале 1929 года группа успешно приняла участие в “неделе Вальдивии” (Valdivia, это город и морской порт в Чили-прим.переводчика), организованной чилийской немецкой колонией. Оливарес, Лагренсе и Селедон на своих "Вибо" совершили посадку на принадлежащем Карлосу Хавербеку (Carlos Haverbeck) лугу неподалеку от местного госпиталя. Все это взаимодействие значительно повлияло на экономическое развитие этого региона.

В марте 1929 года большие маневры в Талке (Talca) и Линаресе (Linares) задействовали четыре самолета “Вибо” из обеих Групп и Авиационной Школы. Пилотами на этих учениях были Оливарес, Лагресе, Санелли и лейтенант Фелипе Латорре (Felipe Latorre).

12 августа группа потеряла одну из своих машин – заходивший на посадку Джипси Мот (Gipsy Moth) №64 завершил пробежку, затормозив прямо о стоявший на краю летного поля “Вибо” №16. Восстановленный аппарат был передан в Авиационную Школу, где попал еще в одну аварию 10 октября 1930 года, после чего в небо больше не поднимался.


№21, поставленный в конце 1927 года и разбитый в аварии в сентябре 1936 году

Реформа воздушных сил Чили, собранных в 1930 году в состав национальных ВВС (Fuerza Aerea Nacional, FAN), привела к перегруппированию оставшихся к тому моменту “Вибо”. Все они были собраны исключительно в третьей Группе и в Школе Авиации (2,7,21,22,24,25 и 26 и 14, 15,16 и разбитый 10 октября 17 соответственно), при этом в летном состоянии в FAN было всего девять машин. Номера 12 и 13 были переданы Школе позже, и дата их передачи не известна. Так, понемногу, количество “Вибо” в чилийской военной авиации стало падать и именно Группа №3 стала той частью, в которой эти машины закончили свою историю в Чили в 1936 году…

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…
Tags: wibault, авиация, чили
Subscribe

Posts from This Journal “чили” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments