Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Из Парижа в Сантьяго через... Лондон. Часть вторая, закючительная

Учебная Эскадрилья Авиационной Школы

Потребности Учебной Эскадрильи, которая должна была делать из начинающих летчиков настоящих асов военной авиации, были той самой причиной, по которой количество имевшихся у нее аппаратов превышало таковое в военно-воздушных силах. Именно по этому в Авиационной Школе появилось сразу 14 новых “Вибо” - номера с 2 по 11 и с 18 по 21.

После первой обкатки этих машин 20 октября 1927 года, “бандада” (“Bandade” – эскадрилья) Авиационной Школы под командованием лейтенанта Оскара Силвы (teniente Oscar Silva) и имея в составе лейтенантов Фокса (Fox) и Паравика (Paravic), совершила рейд на Паррал (Parral), к югу от Сантьяго, вернувшись на следующий день. Все это время готовыми к полетам в Школе считались лишь семь “Вибо”, а рейд был подготовкой к традиционному ежегодному вылету, осуществляемому выпускниками Авиационной Школы. 19 ноября этот ежегодный вылет начался, и пять машин под командованием капитана Хулиана Мальдонадо (Julian Maldonado) взяли курс на юг. Машинами управляли лейтенанты Фокс, Паравик, Дель Виллар (Del Villar) и Селедон (Celedon). В Консепсьон участники рейда прибыли в 14.30, а на следующий день к ним присоединился директор Школы, майор Артуро Мерино (Arturo Merino), прилетевший на своем любимом “Вибо” №10. Симпатичную церемонию, в процессе которой Мерино получил в подарок молодого кондора (символ Чили) организовали выпускники, а этот самый кондор вскоре стал эмблемой Авиационной Школы и получил собственное имя “Качупин” (“Cachupin”). Рейд продолжился 21-го числа трехчасовым перелетом до Осорно, где самолеты приземлились прямо на поле, принадлежавшем Хорхе Шеучу (Jorge Scheuch). Испортившаяся погода приковала выпускников к земле аж до 25-го числа, а как только тучи развеялись, самолеты вылетели в направлении Пуэрто Монтт (Puerto Montt), но плохие метеоусловия не позволили совершить там посадку, и, после красивого прохода над городом, 27 числа все машины вернулись в Эль Боске без всяких проблем. Все работало как часы.


Грустный конец «Вибо» №4

Смелость, однако, часто пасует перед случайностью… 9 декабря на базе в Эль Боске на рулежке, в самом конце полосы, у Юнкерса (Junkers R.42 №4) внезапно заглох левый двигатель. Не оснащенная тормозами машина (в то время это считалось нормальным) продолжила движение по совершенно неожиданной траектории и остановилась только тогда, когда столкнулась в “Вибо” №10. Истребитель был серьезно поврежден, однако позже его восстановили. Но это не все – один из учеников Школы, находившийся в это время в воздухе, стал свидетелем столкновения. Для молодого пилота, да еще с большой высоты, оно приняло размеры катастрофы, и летчик пошел на экстренную посадку. Конечно же жесткую, поскольку шасси “Вибо” №3 не выдержало нагрузки и развалилось. Таким образом, этот день вошел в историю как день самых больших потерь в чилийской авиации с момента ее рождения!

Все эмоции, однако, были быстро отброшены, и 31 декабря был объявлен день инаугурации, то есть перевода учеников в ранг военных летчиков (обычная “церемония посвящения”-прим.переводчика). Пять пилотов “Вибо” (Селедон, Дель Виллар, Бискертт, Фокс и Паравик) продемонстрировали точность стрельбы и бомбардирования с пикирования (вот оно, настоящее призвание “Вибо”!), после чего устроили великолепный показательный воздушный бой с небольшими свободнолетящими воздушными шарами.

30 августа следующего года №6 был вынужден экстренно приземлиться в Ла Серене (La Serena), но самолет удалось вернуть в летное состояние. С 30 августа по 16 сентября Мерино в одиночку на №6 совершил рейд из Сантьяго на Арику, на север страны – по итогам полета был проложен воздушный почтовый маршрут, связавший эти два города.


№5 в Эль Боске в 1928 году

Лейтенант Паравик по протекции майора быстро стал инструктором и штурманом в Авиационной Школе. Никто не мог предположить, что этому талантливому молодому пилоту осталось жить всего несколько месяцев: 16 октября 1928 года он на №9 вылетел с Эль Боске для демонстрации нескольких акробатических фигур, конечной целью которых была проверка возможностей “Вибо”. В этом полете он должен был спикировать вертикально почти до земли, однако, когда он потянул на себя ручку, чтобы выйти из пикирования, у самолета отвалилось крыло, а фюзеляж врезался в землю как настоящая бомба, двигатель отлетел метров на 40, а хвост оказался на ближайшем футбольном поле. После этого происшествия последовал запрет на выполнение сложных акробатических фигур на такой машине – собственно, так поступали во многих странах мира…

Жизнь, однако, продолжалась и на традиционной церемонии в канун Нового Года “Вибо” вновь продемонстрировали великолепное летное шоу, выпонили которое лейтенанты Костабал (Costabal), Батэ (Bate), Лисбоа (Lisboa) и Риверос (Riveros).

С 21 по 28 ноября 1929 года в ежегодном рейде участвовали семь “Вибо”, перелетевшие из Эль Боске в Пуэрто Монтт и обратно. Возглавлял группу лейтенант Риверос, а в состав группы входили младшие лейтенанты (subtenients) Сесар Лавин (Cesar Lavin) на номере 2, Фернандо Ортега (Fernando Ortega) №26, Дарио Каллехас (Dario Callejas) №3, Эдуардо Муньос (Eduardo Muños) №25, Карлос Каллао (Carlos Callao) №27 и Альберто Латорре (Alberto Latorre) №18. 22 октября №11 был поврежден в результате аварийной посадки, но восстановлен и вновь поднят в воздух, чтобы в августе 1930 года потерпеть еще одну аварию, которая вычеркнет машину из состава Школы. С этого момента “Вибо” начинают считать машиной сложной, и с этого же года начинаются потери – к 10 октября №3, №27 и №16 оказались не способны подняться в воздух. Повреждения были также и у №17.


№6 в Сан Бернардо, 1932 год

Это, однако, не помешало девяти машинам в 1930 году совершить очередной рейд по маршруту Сантьяго-Чиллан (Chillan) – Темуко – Пуэрто Монтт. В 1931 году в состав маршрута включили Ангол (Angol) и Вальдивию, а в 1932 году рейд остановили именно в ней.
4 августа №13 из Третьей Группы пострадал в аварии, и 28 декабря того же года его вычеркнули из списка материальной части. В свою очередь, при посадке в Сан Бернардо 25 октября скапотировал №6, получивший серьезные повреждения.

В то же время 1932 год стал годом установления чилийского национального рекорда высоты полета, когда после длительной подготовки лейтенант Карлос Абель Крефт (Carlos Abel Kreft) 2 марта достиг на максимально облегченном, некрашеном и отлакированном самолете высоты в 10618 метров. Это было лебединой песнью “Вибо”, поскольку количество их, как и запчастей к ним стало стремительно сокращатбся… Все остатки летных и нелетных машин стали собираться в Третьей Группе, откуда исчезли полностью в 1936 году…

В КОНЕЧНОМ ИТОГЕ

В 1926 году "Виккерс/Вибо" был современным самолетом, легким в пилотировании даже для начинающих. Доказательством этого служит факт того, что капитан Рамон Вергара Монтеро (Ramon Vergara Montero), начальник технической службы ВВС, пилот-любитель, имевший к моменту знакомства с “Вибо” не более 10 часов налета, ознакомившись с конструкцией машины. сразу отправился на ней в ознакомительный полет… закончившийся без происшествий.
После продолжительных тренировок, он 30 августа 1928 года на №8 сопровождал майора Мерино до Овалле (Ovalle) и обратно, а это 600 км в одну строну. По возвращении Монтеро был представлен к званию майора и получил “крылышки” пилота (в то время в Чили диплом летчика получал любой, покрывший расстояние в 100 километров).


2 марта 1932 года – специально подготовленный «Вибо» готовится к установлению рекорда высоты

В целом “Вибо” удостаивался тогда исключительно восторженных отзывов, летчики считали его современным, скоростным и прочным. Не в последнюю очередь самолет был обязан этим своему двигателю, Бристоль Юпитер (Bristol Jupiter VI), который, не смотря на то что сдерживал развитие машины, являлся настолько надежным, что идеально подходил на самолет для летного обучения. И действительно, все происшествия с “Вибо” были связаны с его конструкцией и матчастью, а не двигателем. Не смотря на присутствие в Чили Вальтера Хаммонда (Walter Hammond), ответственного за линейку машин “Вибо” в компании “Виккерс”, с его участием смогли вернуть к полетам только три аппарата, а единственное серьезное происшествие (28.10.1928) оказалось вообще виной местный инженеров, неправильно собравших несущие плоскости самолета.

В 1936 году в летом состоянии оставалось только шесть машин, и все они были собраны на базе в Темуко, где располагалась Третья Группа. Машины эти налетали от 218 часов у №21 до 444 часов у №14. 6 ноября 1936 года все они были вычеркнуты из инвентарных списков чилийских ВВС, и отправлены на переплавку. Таким образом в Чили не осталось ни одной такой машины…

Осталось ответить всего на два вопроса. Во-первых, всего заказывалось 26 машин или все-таки 27? Логично предположить, что 27 – это создает три полные трехзвеньевые эскадрильи по 9 машин в каждой. В этом случае получается, что один самолет с ведома заказчика был потерян еще в Англии во время летных испытаний – это вполне вероятно, учитывая факт отсутствия в документах упоминания о “Вибо” №1.
Нет упоминаний о полетах на №12, но тут скорее речь идет о простом стечении обстоятельств. Дело в том, что с большой долей вероятности можно сказать, что №12 не смогли собрать из-за фатальных повреждений аппарата при доставке в порт Вальпараисо…


Чилийский Wibault 7-C1 из летной школы в Эль Боске, 1928 год

"Виккерс" для одних, "Вибо" для других, этот маленький истребитель-парасоль хорошо справился со своей миссией в Чили…

КОНЕЦ

PATRICK LAUREAU

перевод и комментарии avianikitoss и alexww1

Предыдущие части цикла о самолете Wibault:
1. "Wibault-7". Часть первая
2. "Wibault-7". Часть вторая, заключительная
3. Палубные "Wibault". Часть первая
4. Палубные "Wibault". Часть вторая, заключительная
5. "Wibault" в Парагвае и Бразилии
6. Приключения "Wibault" в Польше
7. Из Парижа в Сантьяго через... Лондон. Часть первая
Tags: wibault, авиация, чили
Subscribe

Posts from This Journal “чили” Tag

  • Из Парижа в Сантьяго через... Лондон. Часть первая

    В 1926 году чилийская военная авиация находилась в стадии быстрого становления в условиях большой и малонаселенной территории. Что касается дорожной…

  • Чилийская Бреда

    Январь 1937 года. Европа разделена на два лагеря, четко обозначенных линией политического раскола гражданской войны в Испании. Империи считают, что у…

  • Неизвестный Ар-95. Часть вторая

    Арадо-95 в чилийских ВВС (Fuerza Aerea de Chile) 1939 год стал годом изменения вектора внешней политики Чили и поворотом в сторону фашизма,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments