Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Песчаный бомбардировщик. Окончание. "Уэллсли" в боях

Пока “Уэллсли” из LRDU устанавливали свой мировой рекорд дальности полета (он будет перебит только в 1945 году американцами, специально подготовившими свой B-29 (вот прям такое ощущение, что и русские и американцы специально что-то готовили и только бриты просто взяли "стоковую" машину, полетели и побили…-прим.переводчика) над Европой сгущались тучи и чувствовалось приближение войны. Уже успевшие к этому времени устареть, “Уэллсли” были убраны из сквадронов, находящихся в Метрополии, и, на момент начала Второй Мировой Войны, остались лишь в трех заморских частях – sqn14 в Исмаилии, 47 и 223 – в Судане. Первые болевые вылеты эти машины совершили лишь после вступления в войну Италии, то есть после 6 июня 1940 года. Перед этим 14 сквадрон был переведен в Порт-Судан на Красном Море, 47-й находился в Ерковите (Erkowit), а 223-й осуществлял полеты из Суммита (Summit). Вместе все три сквадрона составляли Передовые Ударные Силы (громкое название, заимствованное у существовавшего тогда же бомбардировочного соединения RAF во Франции, которое в полуофициальном порядке применяли к 254-му крылу RAF-прим.переводчика) под началом эр-коммодора (звание, равное армейскому бригадиру-прим.переводчика) Слаттера (L.H.Slatter), командира 203-й Группы (Group 203).


«Уэллсли» Mk.I, скорее всего К7726 выполняет задание на англо-итальянском фронте

Находясь в противостоянии с самолетами Regia Aeronautica, “Уэллсли” были, по факту, ни чем не старее самолетов противника. Вообще политика RAF заключалась в переносе войны на вражескую территорию (бомберы же, их применять по своей территории немного нелогично. Собственно, наши бомберы в июне 1941 точно также переносили войну на территорию противника - прим.переводчика). Именно поэтому уже на следующий день после объявления войны “Уэллсли” начали совершать налеты на базы войск Муссолини. 11 числа утром восемь самолетов из 47-го сквадрона бомбили Асмару (Asmara), столицу Эритреи, не встретив при этом никакого сопротивления с воздуха. Тем не менее, одна из британских машин была поражена огнем прикрывавшей город зенитной артиллерии и разбилась где-то в близлежащих горах. В тот же день девятка “Уэллсли” 14-го сквадрона бомбила Массауа (Massawa), основную базу итальянских войск на Красном Море. Прошедшая тремя волнами, атака вызвала значительный пожар на топливных хранилищах порта (780 тонн горючего превратились в черный едкий дым), также были повреждены ангары, наземные постройки аэродрома Отумбо (Otumbo) и местные железнодорожные пути. При налете не был потерян ни один аппарат.


Египет, 1938 год

Итальянская Империя Восточной Африки была очень растянутой и покрывала гигантские территории. Городки, военные гарнизоны и базы снабжения, часто образующие так называемый “скелет империи”, были чрезвычайно удалены друг от друга. Даже не смотря на очень приличную дальность, “Уэллсли” не могли дотянуться до всех итальянских объектов, и британцы приняли решение устроить им “сендвич”. 203-я группа оперировала по побережью Красного моря и на севере Эфиопии, работая из Адена (Aden) на полученных “Бленхеймах” (Blenheim), а войска в Кении занимались южной Эфиопией. 14 сквадрон часто осуществлял налеты на Массауа, Гуру (Gura) и Асмару, и часто в них участвовал также и 47-й сквадрон. А вот прибывшие в Аден и в Судан “Гладиаторы” (Gladiator) из-за своей маленькой автономии не могли эскортировать бомбардировщики. Именно это отсутствие истребительного прикрытия спровоцировало появление интересной модификации бомбардировщика “Уэллсли” в 14-м сквадроне - отсек, изначально предназначенный для аппаратуры фотосъемки, был перенесен в верхнюю часть фюзеляжа, а на его место механики установили сдвоенный стреляющий назад пулемет. Когда 14 и 47 сквадроны выполняли задание вместе, первым эшелоном на низкой высоте шли машины 14-го сквадрона, зачищавшие с помощью нижних пулеметов пространство для 47-го сквадрона, выполнявшего задание по бомбометанию.


Линейка «Уэллсли» в Египте, конец 30-х годов XX века

Против ФИАТов

8 июля во время атаки на Гуру два британских сквадрона были перехвачены итальянскими CR-42, которые нанесли повреждения трем машинам “Уэллсли”, после чего растаяли в воздухе. В тот же день пятерка “Уэллсли” из флайта “В” 14-го сквадрона встретила в небе разведчика Савойю-Маркетти (Savoia-Marchetti SM-81). Самолет неприятеля был сбит бомбардировщиком флайт-офицера Робинсона (Fl/off S.R.Robinson), оснащенным курсовыми пулеметами новой модификации. К концу августа 14 сквадрон выполнил 22 рейда и сбросил 43 тонный бомб ценой потери двух машин “Уэллсли”. Сквадрон избавился от своих “геодетических” самолетов в середине сентября и пересел на Бленхеймы Mk.IV, прибывшие из Метрополии. Такие же машины получили 47-й и 223-й сквадроны.


Групповой полет 45-го сквадрона, Египет, 28 июня 1938 года

Если в начале действия итальянцев носили спорадический характер, то уже вскоре они начала обретать силу. Все “сливки” истребительной авиации были отправлены в Эритрею, в основном в 412-ю эскадрилью (412a Squadraglia), летавшую на CR-42, бипланах, великолепно подготовленных для действий в условиях пустыни. “Уэллсли” оставалось надеяться только на свою высотность и скорость на этой высоте, а “Бленхеймы” - на простую скорость “драпания от противника”. Не смотря на это именно FIAT CR-42 записали на свой счет основное количество побед на Ближнем Востоке, и продолжалось так вплоть до прибытия на театр военных действий британских “Харрикейнов”. ФИАТы добивались успехов не смотря на отсутствие соответствующей аэродромной инфраструктуры, запасных частей, топлива и боеприпасов, и даже замена вышедших из строя машин была практически невозможна из за очень растянутых коммуникаций. Это и стало основной проблемой итальянских частей на последующих этапах военных действий.


«Уэллсли» доставляет груз из Соединенного Королевства

Итальянские истребители начали свои активные боевые действия через два дня после объявления Италией войны Франции и Великобритании. Девятка “Уэллсли” из 223 сквадрона 12 июня была перехвачена в небе на Гурой. Один бомбардировщик разбился, возвращаясь на свой аэродром, еще один был сильно поврежден зенитной артиллерией… 14 июня пара “Уэллсли” из 14 сквадрона встретили в небе над Массауа асов из 412-й итальянской истребительной эскадрильи. Итальянцам удалось сбить одну британскую машину. 15 число оказалось трагическим днем для RAF – был запланирован ночной налет на Эритрею, к нему готовились пять “Уэллсли”, но внезапный пожар на борту одной из машин полностью разрушил ее. Еще две машины были вынуждены приземлиться так и не достигнув вражеской территории, а две оставшиеся выполнили-таки налет, но были сильно повреждены зенитной артиллерией и на свою базу так и не вернулись.


Весна 1938 года. Пара «Уэллсли» над Иорданией

Весь июль 1940 года продолжались налеты на Массауа, Асмару, Гуру и другие вражеские объекты вокруг этих городов, и производилось все это не смотря на усиливающееся сопротивление итальянцев. Многие бомбардировщики RAF в таких налетах получили повреждения, некоторые машины были потеряны. В конечном итоге 30 числа три бомбардировочных части присоединились к “Бленхеймам” и “Гладиаторам” из 45-го сквадрона, получив задание на штурмовку вражеских войск в Кассале (Kassala) на реке Гаш (Gash). 4 августа 14 и 47-й сквадроны вместе с “Бленхеймами” из 45-го сквадрона совершили массированный налет на порт Массауа. 18 числа 11 “Уэллсли” из sqn223 отработали по Аддис-Абебе, имея основной целью аэродром этого города. 22-го пятерка “Уэллсли” атаковала Асмару, а при повторном налете 26-го числа их перехватили итальянские ФИАТы, сбившие один бомбардировщик ценой потери одной своей машины.


19 марта 1941 года. «Уэллсли» в Судане

12 октября 47-й сквадрон отправляет восемь “Уэллсли” в Гедареф (на восток Судана) для поддержки эфиопского патруля, который атаковал итальянские войска в районе озера Тана (Tana). Четырьмя днями спустя, итальянские CR-42 сопровождавшие одиночный SM-79 посеяли панику на аэродроме Гедареф, внезапно атаковав его. Все восемь “Уэллсли” были разрушены на земле, как на земле были разрушены и два стоявших там антикварных “Винсента”. В декабре 1940 года 47 и 223 сквадроны были переведены соответственно в Хартум и Вади Газузу, где был потерян только один самолет – 6 числа одиночный “Уэллсли” стал жертвой CR-42 в небе над Бури (Burye). В конце декабря южно-африканские силы вступают на территорию южной Эфиопии, а 19 января 1941 туда же входит и британская армия. 223-й сквадрон остается в Судане, откуда осуществляет миссии по стратегической разведке а 47-й сопровождает британские войска в их продвижении, осуществляя не только бомбардировочное, но и логистическое обеспечение войск.


Вынужденная посадка в пустыне

В начале февраля продолжилось кровопролитное продвижение к Агордату (Agordat), а седьмого под огонь фиатов попали два “Уэллсли”. Еще через два дня пара таких же бомбардировщиков была сожжена на аэродроме во время внезапной итальянской атаки. Вместе с “Уэллсли” был сожжен один “Лайзендер” (Lysander) и пара старых “Харди” (Hardy). Еще один “Уэллсли” был потерян в небе над Бури 28 числа и еще один – 16 марта во время британской атаки на итальянские позиции в Керене (Keren). Именно с этого момента британские войска смогли, наконец, рассчитывать на поступившие “Харрикейны”, которые начали осуществлять поддержку с воздуха. 18 марта во время очередного итальянского рейда на Агордат британцы теряют один “Уэллсли”. Еще через семь дней фиаты перехватывают британские бомбардировщики, поджигают одну машину, но пилоту удается пикированием сбить огонь и вернуться на свой аэродром. При посадке самолет разбился и был признан невосстанавливаемым. Стрелок этого самолет получил смертельное ранение еще в воздухе…
3 апреля флотилия итальянских эсминцев попробовала прорвать эритрейский фронт. Под предводительством адмирала Боннетти (Bonnetti) эсминцы вышли из порта Массауа курсом на Порт-Судан, но немедленно были атакованы “Свордфишами” с авианосца “HMS Eagle”, к которым вскоре присоединились британские эсминцы, а затем дело довершили “Уэллсли” из sqn223 и “Бленхеймы” из sqn14. Итальянские корабли были сожжены, а те, которым удалось спастись, были обращены в бегство. Один “Уэллсли” смог осуществить вынужденную посадку на берегу, а другой, который хотел придти ему на помощь, разбился во время посадки. В конечном итоге экипажи двух “Уэллсли” - неудачников британцам удалось спасти, а обе машины были преданы огню.


«Уэллсли» готовят к вылету. Обратим внимание на открытые бомболюки

Вскоре Массауа, Аддис-Абеба, Асмара и большинство других “горячих точек” в регионе оказались в руках британцев. За итальянцами остались всего несколько изолированный гарнизонов и крепость Гондар (Gondar), которая продолжала сражаться. Большинство частей RAF в это время перелетело в Египет где продолжило боевые действия против итальянцев и примкнувшим к ним немцам, пришедшим из западной Африки на помощь своим сателлитам. 223-й сквадрон расположился в Сандуре (Shandur), где выполнял вспомогательную роль, будучи переведенным в состав тренировочных сквадронов и действующий в интересах экипажей, использующих Мартины “Мериленды”. 47-й сквадрон 24 апреля 1941 года был переведен в Асмару, откуда он продолжал свои налеты на крепость Гондар. Противостояли им несколько фиатов, которые смогли сбить один “Уэллсли” 2 июля. Сдался Гондар лишь 28 ноября, а в декабре 47-й сквадрон был переименован в “разведывательную часть” и занялся проводкой конвоев и поиском субмарин в Красном море.


«Уэллсли» над горами Кении

В апреле 1942 года 47-й сквадрон был преобразован в Воздушный эшелон 47-го сквадрона (Это когда самолёты без собственного технического персонала или с минимальным числом техников, которых они возят с собой или на сопровождающем вспомогательном самолёте действуют отдельно от наземного эшелона своей части - прим.переводчика), на вооружении которого находились несколько “оживленных” (в смысле омоложенных) “Уэллсли” и Бристоли “Бофорт” (Bristol “Beaufort”) (Согласно справочнику о сквадронах RAF "мухи отдельно, котлеты отдельно", т.е. Уэллсли были в “эшелоне”, а Бофорты в основной части сквадрона - прим.переводчика). Действовали самолеты из Бурдж-аль-Араба (Burg-at-Arab), а затем из Сандура (Shandur) и Сан-Жана (St Jean), выполняя вылеты по патрулированию и конвоированию судов в дельте Нила и вдоль Палестинского побережья. Это подразделение было распущено в феврале 1943 года, поставив, тем самым, точку в боевой карьере самолетов “Уэллсли”.


25 марта 1941 года. Вынужденная посадка «Уэллсли» в Эритрее

КОНЕЦ
HERBERT LEONARD

Перевод и комментарии avianikitoss и alexww1
Tags: vickers, авиация, англия
Subscribe

Posts from This Journal “англия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments