Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Николай Кокорин. Окончание

25 декабря прапорщик Кокорин на «Монококе» снова встретил неприятеля: «Направив свой аппарат в сторону разрывов, заметил, что немецкий аппарат повернул вправо, я пошёл ему наперерез. Но он, по-видимому, старался избежать боя. Но так как я его уже атаковал, то немецкий аппарат пошёл прямо на меня и, будучи у линии окопов, стал снижаться. При двух встречных скоростях аппараты быстро разошлись. Я сделал над ним поворот, и, продолжая стрелять со снижением до 100 метров, немецкий аппарат планирующим спуском пошёл к земле и спустился вне своего аэродрома». Через два дня, 27 декабря, Кокорин вновь вступил в бой с неприятелем, но, «атаковавши его во второй раз в районе Торчино, у меня заел пулемёт, и я вынужден был спуститься, не имея возможности устранить задержки в воздухе. Во время боя было расстреляно 230 патронов. При осмотре аппарата обнаружены пулевые пробоины в правом крыле и среднем переднем лонжероне».


Сбитый Кокориным Альбатрос, упавший у деревни Увсе

Новый год принес заботы и хлопоты, а именно планировалась переброска ОБАГ в Румынию. Но пока боевая работа продолжилась в районе Луцка. 7 января 1917 года «для боя вылетало 9 самолётов, бои вели: прапорщик Кокорин, сблизившись на 20-30 метров, атаковал немца, который со снижением ушел к себе ….». 12 января поступило распоряжении о передислокации ОБАГ и с этого момента началась «одиссея» группы.
В Феврале 1917 года Боевая авиагруппа передислоцировалась в Румынию в район Монастыржеско. Перевод соединения был связан с планами Верховного командования обеспечить каждый из фронтов подобными авиагруппами. ОБАГ был присвоен порядковый номер 1-й, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы, сломав стройные планы штабистов. На новом месте группа оказалась, по сути, не нужна; ей не выделили ни средств, ни аэродромов, и, прокочевав в эшелонах почти 2 месяца, ОБАГ, в конце концов, опять оказалась на Юго - Западном фронте, 24 марта 1917 года. Согласно рапорту командира авиагруппы штабс - ротмистра Александра Казакова, корпусные авиаотряды расположились следующим образом: 2-й КАО - в деревне Езержаны, 4-й КАО - на фольварке Вучулки, 19-й КАО - в деревне Ковалювка. Именно в тех местах Кокорин стал асом и там же нашёл свою гибель.

14 марта 1917 года прапорщик Кокорин удостоен звания «военный лётчик». В 1917 году и.д. командира 1-й БАГ штабс-ротмистр Козаков дал характеристику Кокорину: «Отличный, неустрашимый лётчик- истребитель, летает на всех системах самолётов. Исполнителен. Прекрасный офицер. Дело своё любит и знает».
26 марта 1-я БАГ возобновила боевую работу на Юго-Западном фронте. В этот день лётчик 4-го корпусного прапорщик Кокорин вылетел на «Монококе» на охрану тыла от налётов самолётов противника по маршруту: Монастержиско— Усть-Зеленец—Мариамполь—Иезуполь—позиция—Мариамполь. Полёты также совершались в районе Подгайцы, Брзежаны, Галича и Станиславова. Через день, 28 марта, Кокорин уже участвовал в воздушном бою: «Находящийся ближе ко мне самолёт сразу пошёл со снижением за линии окопов. Второму я пересёк путь, находясь на одной высоте на расстоянии от противника метров 500. Противник первым открыл огонь, я повернул аппарат под углом 90 градусов линии полёта противника и обстреливал аппарат противника в бок, причём аппарат противника пошёл на снижение, делая спираль, продолжая стрелять, я, находясь тогда выше аппарата противника, со снижением обстреливал его с хвоста, выпустив 250 патронов. Аппарат противника со снижением ушёл за линии окопов. У меня пулевые пробоины разрывными пулями в кожухе и в масляном баке».


Отремонтированный Альбатрос

Активная работа отрядов 1-й БАГ в апреле 1917 года принесла свои плоды. В этом месяце было сбито несколько неприятельских самолётов. В первый день месяца на боевое задание вылетели лётчики 4-го корпусного авиаотряда прапорщик Кокорин на истребителе «Моран-Монокок» (МS750) и младший унтер-офицер Земблевич на «Ньюпоре-21» (N2195). Восточнее Брзежан ими был сбит германский самолёт, опустившийся в нашем расположении. Следует отметить, что в своих рапортах наши пилоты не упоминали друг друга. Утром в районе Козова неприятельский аппарат был атакован Кокориным и Земблевичем и после воздушного боя спустился у деревни Увсе. В своём донесении прапорщик Кокорин писал: «В районе Козова на высоте 3500 метров встретил два самолёта противника. Один из них продолжал путь (полёт) на северо-восток, а другой, который мною был принят за свой, сделав поворот, полетел на запад, а самолёт, удалявшийся на север-восток, сделав поворот, пошёл встречно мне на запад. Я же, находясь выше, пошёл с большим снижением на него, он сделал поворот 90 градусов, снижаясь, стал обстреливать меня с борта, но я всё время нападал на него сверху, чем заставил его спускаться с моим обстрелом до самой земли. Самолёт спустился в 2 верстах западнее деревни Увсе, при посадке скапотировал. Я опустился рядом с ним. При осмотре оказалось следующее: в аппарате противника много пулевых пробоин в бензиновом баке и ранениями тремя пулями лётчика противника».


Пленный немецкий наблюдатель в гостях у авиаторов 4 као. В первом ряду стоит слева прапорщик Кокорин. Вычулки. 1.04.1917 года

Младший унтер-офицер Земблевич о бое 1 апреля писал: «Южнее Крживе встретил два неприятельских самолёта, с которыми вступил в бой. Один из самолётов противника после первой атаки начал снижаться. Пытавшийся оказать поддержку другой самолёт противника был удачно обстрелян и, снизившись до 500 метров, ушёл от места боя к позиции, обстреливаемый артиллерией. По первому самолёту атака была опять возобновлена, и после короткого периода стрельбы аппарат противника круто пошёл к земле и сел западнее деревни Увсе. Другой самолёт больше не возвращался и уходил, снижаясь, возможно из-за серьёзных повреждений».
Неприятельский самолёт из 242-го германского артиллерийского авиаотряда (FА(А) 242) совершил вынужденную посадку западнее деревни Увсе и при посадке скапотировал. В списке потерь германских ВВС были найдены записи об экипаже FА(А) 242, который был пленён 1/14 апреля в районе Золотой Слободы: пилот вицефельдфебель Вальтер Барден и наблюдатель оберлейтенант Бернхард. Четыре дня спустя Барден скончался от ран. Дата пленения наблюдателя Бернхарда указана как 5/18 апреля 1917 года, что является ошибкой. Золотая Слобода находилась всего в нескольких верстах севернее деревни Увсе. Поломанный «Альбатрос» С.III с мотором «Мерседес» 160 л.с. был отправлен в ремонт в поезд-мастерскую Ф.Ф. Терещенко, где его отремонтировали к середине мая.


Ньюпор-21 (сер. № 1810), на котором в первой половине мая 1917 года летал Кокорин

Победа была засчитана Кокорину и Земблевичу. Прапорщик Кокорин был представлен к ордену и получил месячный отпуск, в который убыл 7 апреля.
После возвращения с отпуска военным лётчиком 4-го корпусного авиаотряда прапорщиком Кокориным на «Ньюпоре-21»(сер. № 1810) 11 мая 1917 года была одержана вероятная победа. В 12 часов 10 минут в районе деревни Шибалин он атаковал на высоте 3300 метров неприятельский самолёт и преследовал его до высоты 1000 метров, откуда немец вертикально пошёл вниз и Кокорин потерял его из виду. Возможно, его падение произошло восточнее Брзежан. Согласно донесению 41-го армейского корпуса: «В течение дня несколько самолётов противника производили разведку. <...> Один из них был настигнут нашим аппаратом, обстрелявшим неприятельский самолёт из пулемёта, заставил его снизиться в Брзежанском лесу. Самолёт упал в расположении противника восточнее Брзежан». Таким образом, падение самолёта противника было подтверждено показаниями наших войск. А из документов австрийских архивов следует, что Николай Кокорин вынудил к посадке "Бранденбург" С.I № 64.62 из 11-й авиароты, члены экипажа - пилот Кнотис и наблюдатель обер - лейтенант Франц Фашинг получили серьёзные ранения.


12 мая 1917 года. Сбитый Кокориным австрийский Бранденбург

На следующий день, 12 мая 1917 года, лётчики группы совершили 16 вылетов и участвовали в двух воздушных боях, в которых было одержано две победы. Одна победа пришлась на 4-й корпусной авиаотряд.

Лётчики 4-го корпусного авиаотряда прапорщики Кокорин и Земблевич, вылетевшие на «Ньюпорах-21», сбили неприятельский самолёт, упавший в районе деревни Теофиполки, что северо-восточнее Козова. Земблевич доносил подробности боя: «В 7 часов 30 минут заметил над Козовым разрывы и неприятельский самолёт севернее Козова у деревни Олесин. Атаковал, после чего он перевернулся колёсами кверху на высоте 2800 метров. Отстреливающийся наблюдатель этого самолёта выпал из аппарата на высоте 1500 метров. Противник стал маневрировать под моим обстрелом, но затем крутой спиралью пошёл к земле. Самолёт и лётчик разбились. У лётчика пулевая рана в виске, наблюдатель упал в 1800 шагах от самолёта». Похожее донесение было и у Кокорина. Оба наших лётчика сели рядом с поверженным противником.
Экипаж 9-й австрийской авиароты (Flik 9) погиб: наблюдатель обер-лейтенант Рихард Рак выпал из кабины на высоте около 1500 метров, пилот цугсфюрер Михаэль Бергер убит во время боя. Самолёт «Бранденбург» С.1 (№ 64.51) был разбит при падении. Эта была пятая победа Николая Кокорина, и он достойно пополнил ряды русских асов.


Обломки Ньюпора-21 прапорщика Кокорина. 16 мая 1917 года

Чёрным днём для группы стало 16 мая 1917 года. В дневнике группы сохранилась запись: «Сегодня в 5 часов 20 минут в воздушном бою над Подгайцами с 3 неприятельскими самолётами пал смертью героя 4-го корпусного авиаотряда военный лётчик прапорщик Кокорин, раненый пулей в грудь навылет. При падении самолёта у Кокорина сломаны рука и ноги. За время своей деятельности прапорщик Кокорин сбил 4 неприятельских самолёта». Командир 1-й БАГ ротмистр Козаков продолжил в своём донесении о гибели славного пилота: «В лице Кокорина дивизион и отряд теряют доблестного офицера и самоотверженного лётчика». Прислал телеграмму и командующий авиацией Ткачёв: «С грустью узнал о незаменимой потере для всей русской авиации — о героической гибели в честном неравном бою прапорщика Кокорина — грозы немцев».
Из акта, подписанного командиром отряда поручиком Коваленко и старшим врачом Саратовского госпиталя, стало известно: «При осмотре трупа <...> найдено ранение пулей, она вошла в спину около правой лопатки и вышла в левой руке. Пуля бронебойная, осталась в одежде и при раздевании была найдена. Смерть последовала от ранения, при падении произошёл перелом обеих ног, правой руки и черепа».
20 мая последовало распоряжение «о перевозе за счёт казны тела погибшего прапорщика Кокорина из Монастержиско до станции Котельничи». Самолёт «Ньюпор-21» (N1828) упал в двух верстах от местечка Подгайцы и совершенно разбился. Согласно архивным данным, победу одержал экипаж германского 242-го артиллерийского авиаотряда [FА(А) 242]: лейтенанты резерва пилот Грибски и наблюдатель Куаст. В этот день они на «Румплере» С.I сбили русский одноместный «Ньюпор», упавший восточнее Подгайцы. Так трагически закончилась жизнь русского аса Николая Кокорина.


Кокорин с первой боевой наградой

Командир группы Козаков проявил заботу о погибшем боевом товарище и обратился к лётчикам группы: «Погибший лётчик прапорщик Кокорин оставил свою крестьянскую семью в крайне тяжёлом материальном положении. При жизни прапорщик Кокорин помогал своим родителям, давая возможность сестре учиться на курсах. Беру на себя смелость предложить офицерам отрядов оказать денежную помощь семье погибшего героя». Офицеры 4-го корпусного авиаотряда решили собрать деньги на единовременное пособие семье прапорщика Кокорина с ближайшего месячного жалования и, если нужно будет, оказывать помощь 2-3 месяца.
22 июля 1917 г. Николаю Кокорину посмертно присвоили звание подпоручик. Так же он был награждён орденами: Св. Анны 4-й степени «За храбрость»; Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом.

Д.Город
По материалам книг: «Летающие тузы. Российские асы Первой Мировой войны», «Боевые авиационные группы первой мировой войны».
Tags: Николай Кокорин, авиация, россия
Subscribe

Posts from This Journal “Николай Кокорин” Tag

  • Николай Кокорин

    Статья, присланная для публикации Д.Городом: Николай Кириллович Кокорин родился 8 Мая 1889 года (все даты по старому стилю) в городке Хлебникове…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments