Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

Do-28. СУВП, он же STOL, он же ADAC. Часть первая

Лаарбрух, база Королевских ВВС в Германии. Двое англичан восхищаются «безупречной сохранностью старого немецкого самолета…». Разработанный в пятидесятые годы, Дорнье-28 со своим верхнерасположенным крылом, поршневыми двигателями, квадратным фюзеляжем и неубирающимся шасси выглядел полным анахронизмом. Однако, после окончания карьеры в Люфтваффе, 11 стран заказали его из-за прекрасных свойств STOL/ADAC (самолет с укороченным взлетом и посадкой), универсальности, надежности и выдающейся грузоподъемности…


Do-28 из 52-го разведывательного гешвадера, авиабаза Лек (Leck)

Рожденный в Испании

1945 год. Все, что осталось от заводов Дорнье после бомбардировок союзниками, было демонтировано, а проектирование военных самолетов в Германии запрещено. В 1949 году Клод Дорнье (Claud Dornier) открыл в Мадриде компанию OTEDO (Officinas Tecnicas Dornier), и начал по заданию франкистского правительства работы над Проектом 25 (Projekt 25), самолетом укороченного взлета и посадки. Так появился на свет прототип Do-25P1, поднявшийся в небо 25 июня 1954 года, вскоре заказанный испанскими ВВС в количестве пятидесяти экземпляров. Более мощная модификация, Do-27, разработанная все тем же OTEDO, осуществила свой первый полет 17 октября 1956 года с нового заводского аэродрома Дорнье в Оберпфаффенхофене (Oberpfaffenhofen) неподалеку от Мюнхена: Германии вновь было разрешено заниматься производством собственных самолетов.


Вид на кабину пилотов Do-28

Таким образом в период до 1964 года 428 из 600 построенных Do-27 были переданы в Бундесвер. Следующим шагом стал Dо-28, двухмоторник, у которого двигатели Лайкоминг (Avro Lycoming) мощностью сперва в 180, а затем и в 250 лошадиных сил, устанавливались на передней кромке маленьких, специально спроектированных для этого крылышек. 120 самолетов модификаций А1 и В1 были произведены в период с 1960 по 1970 годы, и это безо всяких заказов со стороны правительства ФРГ. Do-28 были более безопасны и представляли собой шаг вперед в сравнении с Do-27, но обладали одним неисправимым недостатком: их кабина была сильно заужена.


Пассажирский салон

Параллельно с экспериментальными Do-29 и Do-31, Дорнье изучал возможность создания в рамках «программы Р 350» более вместительной и мощной машины. 60% стоимости внедрения этой машины в производство согласились оплатить немецкие власти, получавшие взамен хорошую скидку на приобретение этих самолетов.


Для перевозки грузов дверь на самолете могла распахиваться, как на этом снимке. Самолет из 34-го истребительно-бомбардировочного гешвадера

В 1963 году был согласован заем в 5,4 миллиона дойчмарок, предоставляемый Министерством Исследований и Технологий. Дорнье, таким образом, смог запустить создание прототипа двухкилевого самолета Р 350. Вес конструкции удалось снизить с 3800 до 3130 килограмм, а размах крыла уменьшили с 17 до 15 метров; в качестве двигателей были применены Лайкоминги (Lycoming IGSO-480) мощностью 340 лошадиных сил, установленные под крылом. В 1965 году проект подвергся очередным изменениям, двигатели увеличились в мощности до 380 лошадиных сил, вес вернулся к первоначальному значению в 3500 кг, а от двухкилевого оперения отказались. Также отказались от носовой стойки шасси, сохранив классическое уже хвостовое колесо, адаптированное к аэродромам посредственного качества.


Ремонтные работы на базе в Кёльне

Родство Do-28 и Do-28D было заметно невооруженным взглядом: помимо одинаковой конфигурации самолеты обладали одинаковым типом крыла, но у последнего был более чистый с аэродинамической точки зрения фюзеляж, но в то же время хвостовое оперение, как и все внутреннее оборудование, было на «Скайсерванте» (Skyservant – «Служитель неба») другим, новым.

Специальные Do-28D1 для FIBschft BMVg


Четыре первых Do-28 D-1/S из FIBschft BMVg. Через весь фюзеляж проходит синяя полоса, рули поворота красные

Первый раз в небо V1 D-INTL поднял летчик-испытатель Друри Вуд (Drury Wood) 23 февраля 1966 года. Пока продолжались испытательные полеты, Дорнье запустил в серию шесть первых аппаратов по стандартам Do-28D, получивших немецкий сертификат летной годности 24 февраля 1967 года, а английский – 31 июля того же года. 6 ноября 1967 года сертификацию прошел D-1 (в Англии это произошло 19 апреля 1968 года), получивший размах крыла на 0,5 метра больше и потяжелевший на 150 килограмм. К марту 1969 года Дорнье передал заказчикам тридцать Do-28D-1 (два из которых были модифицированными машинами серии D), а всего портфель заказов позволил выйти на ритмичные поставки одного самолета в месяц.


Do-28 “5901” из Кёльна

Люфтваффе направило первый заказ на четыре такие машины (Скайсервант) для нужд Flugbereitschaft BMVg, расположенного в районе Кельн-Бонн и занимавшегося перевозкой VIP-персон. Эти Do-28D-1/S были целиком окрашены в белый цвет, имели номера с 59+01 до 58+04 и были оснащены оборудованием для аэрофотосъемки, включавшим две вертикальные камеры, дополнительные иллюминаторы в задней части с камерами для перспективной съемки, а также камеру в носу на месте посадочной фары. 8 января 1970 года на машине D-1 D-IDWM летчик-испытатель Франк Туйтенс (Frank Tuyjtens) установил сразу шесть мировых рекордов (в классе С-1, то есть самолета взлетной массой от 3 до 6 тонн), в том числе и рекорд высоты в 9000 метров с грузом в одну тонну.


Один из Do-28D-2 из состава FIBschft BMVg выруливает на старт. Хорошо видна полоса именно синего, а не черного, как кажется на других снимках, цвета…

Первый правительственный «Скайсервант» был 27 января 1970 года передан дирекцией Дорнье (Dornier AG) в летно-исследовательский центр в Оберпфаффенхофене. По этому случаю Клаудис Дорнье – младший (Claudis Dornier jn.) завил, что после участия в таких программах, как лицензионное строительство Бреге-Атлантик (Breguet-Atlantic), F-104, Fiat G-91 и Bell UH-1D он рад тому, что правительство наконец-то обратило взор на машину немецкой разработки, и что за ним последует Бундесвер. В 1969 году в общей сложности 121 «Скайсервант» был передан в Люфтваффе и Бундесмарине, а чтобы полнее соответствовать требованиям военных, производитель внес в машину ряд изменений, таких как дублированное управление, дополнительная переборка в задней части кабины, дополнительные резервуары в носу самолета, предкрылки по передней кромке крыла, новые посадочные фары на закрылках и, в довершение всего, более 48 изменений в двигателя «Лайкоминг»… Модификция эта была обозначена как D-2.


5910» был первым Do-28, поставленным в бундесмарине

В общей сложности 101 «Скайсервант» 58+05 по 59+05 были поставлены в Люфтваффе для оснащения каждого Гешвадера (Geschwader) соединением из четырех транспортно-связных машин. Такими же самолетами оснастили истребительно-бомбардировочные гешвадеры (JagdBombergeschwader) 31, 32,33,34,35 и 36, легкобомбардировочные гешвадеры (Leichtenkampfgeschwader) 41, 42, 43 и 44, разведывательные гешвадеры (Aufklärungsgeschwader) 51 и 52, Транспортные (Lufttransportgeschwader) 61, 62 и 63, а также истребительные гешвадеры (Jagdgeschwader) 71 и 74. Также Дорнье-28 использовались в большом количестве летных школ, а шесть D-2 заменили D-1/s в FIBschft BMVg. Еще пара D-2 была направлена для проведения гражданский операций в Индонезию…


Один из морских Do-28D-2 в 1978 году. Обратим внимание на красную спираль на белом коке

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ
Tags: dornier, авиация, германия
Subscribe

Posts from This Journal “dornier” Tag

  • Do-28. СУВП, он же STOL, он же ADAC. Часть вторая, заключительная

    “Нюхачи” морской авиации Среда, 7 декабря 1988 года, 10.45 утра. Серое небо над материком и большие просветы над Балтийским морем. Начитается…

  • А вот это интересно!

    Я уже делал модель "Дорнье" со звездообразными двигателями - те, кто давно смотрит мой журнал, те помнят компилляцию из наборов ICM и Revell. Тогда у…

  • Интересные новинки обещают...

    Продолжаем изучение нового каталога компании ICM. Сегодня - продолжение линейки Дорнье. Честно сказать достаточно амбициозная заявка, потому что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments