Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

STARCK AS70. Окончание

Появление CEV

Реформа 1946 года ликвидировала CNRA и передала все его полномочия CEV (Центр Летных Исследований – Centre d’Essais en Vol) в Бретиньи (Bretigny), где теперь испытывались все конструкции летательных аппаратов вне зависимости от того, заводские они или любительско-кустарные. После важного предупредительного визита сотрудников CEV, производитель отправлял несколько машин на проверки, презентовали которые либо владельцы, либо заводские летчики-испытатели, которые постепенно стали возвращаться на госслужбу…

Именно таким образом AS70 №17 F-PCIB с коком винта и AS71 №14 F-PCDH без кока винта прошли тесты в Бретиньи в апреле-мае 1947 года. Испытания эти подтвердили заключение CNRA по обоим типам машин, а вот испытания AS72 и AS72/1 скорее всего так и не были произведены.
Единственным большим дефектом конструкции самолета была признана недостаточная эффективность рулей высоты, которые и они были быстро модифицированы. Кроме того, рычаг управления закрылками располагался почти на площадке перед подножкой и часто задевался ногой. В целом же признавалось, что самолет был очень маневренным и его пилот мог управлять им буквально “на блюдечке”. Максимальную скорость аппарата не определяли, поскольку она не укладывалась в нормативы CEV. Что касается взлета-посадки, то разбег машины составлял 150 метров, а пробег 300, что с запасом укладывалось в нормативы CEV, требовавшие для этого “не более 600 метров”. Зная AS70 как пилотажный самолет, в заключении указывалось, что на нем можно исполнять элементарные фигуры пилотажа, включая и полубочку.


Восстановленный AS70 №07 в Нанте, 1995 год

Соревнования и рекорд

Старки участвовали во множестве сборах и соревнованиях, и только к 1949 году Норекринам (Norecrin) удалось свергнуть их с пьедестала. Среди прочего отметим AS71№3 Господина Коллиньона (Mr.Collignon), который принимал участие в гонках в Эперне (Эперне (Epernay) это французский город в районе Марна - прим.переводчика) в 1947 году и AS71 №14, участвовавший в гонке по замкнутому треугольнику в 56 километров с отправлением из Ла Боля (La Baule, атлантическая Луара в районе Нанта - прим.переводчика) 7 сентября 1947 года. Именно этот №14 и станет самым прославленным из всех самолетов Старка.


Жанетт Пужад, 1947 год

Изготовленный в сентябре 1946 года, первоначально он оснащался предкрылками, которые позже были демонтированы. Его первым владельцев был доктор де ла Сайетт (de la Sayette). Много он летал и в качестве двухместной машины, пилотируемой господином Лангле (Mr.Langlais), а в немецком Трире эта машина демонстрировала пилотажные фигуры. Пилоты этой машины, однако, хотели оставаться “вне закона” и предпочитали посадки не на аэродроме, а на луга и полянки, принадлежащие своим друзьям… В конце концов в ноябре 1946 года эта машина оказалась в витрине магазина на бульваре Оссмана (Haussman), где она и была приобретена господином Эме-Луи Пишоном (Mr. Aime-Louis Pichon), после чего в июле 1947 года получила свой гражданский код.
Жанетт Пужад (Janette Poujade) использовала этот самолет в качестве двухместной машины во время соревнований “6 часов Ла Бола”, в которых ей удалось занять второе место. Затем, 19 июня 1948 года она занимает первое место на гонке в Аннси (Annecy), покрыв 1150 километров за 7 часов 10 минут полета. После этого, и по наущению все того же Пишона самолет стали готовить для побития рекорда дальности для легких самолетов с объемом двигателя менее двух литров.


Незадолго до установления рекорда

Надо сказать, что рекорд этот был установлен 2 августа 1939 года и принадлежал он немцу Хайнцу Габлеру (Heinz Gabler), летавшему тогда на Эрле (Erla 5D), а задуманное французами вполне подходило под категорию “реванша”. Двигатель Вальтер Микрон II (Walter Mikron II) рабочим объемом 2,33 литра заменили на другой, объемом 1,977 литра, установили воздушный винт Режи (Regy) и дополнительные топливные баки: 175 литров находилось в задней части фюзеляжа за кабиной пилота, а дополнительные 8 литров масла непосредственно в задней части кабины.
Не имея на борту радиостанции и какого-либо другого радионавигационного оборудования, после 11 часов 30 минут полета на высоте 1000 метров Жанетт совершила посадку за 15 минут до наступления темноты в Сундсвалле (Швеция), покрыв расстояние в 2028 километров. Там же в Швеции дополнителный топливный бак был демонтирован, и самолет вернулся в Шартр двухместным, совершая перелет с большим количеством дополнительных посадок. Рекорд этот, кстати, сохранился до настоящего времени, поскольку такой класс самолетов был ликвидирован после инцидента, повлекшего смерть доктора Баррета де Назариса (Barret de Nazaris) 23 мая 1952 года при попытке побить рекорд дальности.
Хозяин машины заменит свой AS71 F-PCDH в октябре 1948 года на более современный Норекрин.


Перед стартом рекордного перелета


Лицензионный выпуск


В конце 1946 года Андре Старк решил полностью сконцентрироваться на машине AS57, потому лицензию на производство AS70 продал компании SCRA (Societe de Construction et de Reparation d’Avions - Компания по Производству и Восстановлению Самолетов) из Сан-Анжа (St-Ange) неподалеку от Дрё (Dreux). Владельцем этой фирмы был Эмиль Вивье (Emile Vivier), занимавший также пост президента аэроклуба в Шартре. Филиал этого производства, SCRAP (SCRA из Пуатру) под руководством господ Боннина и Круазе (Mr Bonnin, Mr Croise) начал производство в Партенэ (Parthenay).


Улыбающаяся Жанетт после перелета. Хорошо виден дополнительный топливный бак

Однако между поставкой последнего самолета Старком в июне 1947 года и началом работ компанией SCRA изменилось очень многое. На рынок вышел чрезвычайно экономичный любительский самолетик – BeBe Jodel, оснащенный двигателем Фольксваген мощностью 27 л.с., адаптированным для установки на самолет. Сам Старк активно занимается высокопланом AS80, первый полет которого назначен на ноябрь 1949 года, а одноместный спортивный Старк оказывается вообще не конкурентоспособным на рынке.
Именно поэтому SCRA смогла выпустить всего 5 аппаратов, к тому же очень растянутых по времени выпуска. №24 взлетел 29 августа 1947 года, №21 – 31 марта 1949 ода, №25 был закончен в июне 1950, как и №26, а №35 – еще позже (он будет продан как F-PAVV только в мае 1951, и то без двигателя). Несколько фюзеляжей самолетов так и остались несобранными... Самолеты выпуска SCRA отличались цельнометаллическим фюзеляжем, на них не было гаргрота, обтянутого тканью. Ни данное Андре Старком имя “Жак”, ни название “Мистраль” (это предложила SCRA) на самолете так и не прижилось, и покупатели называли машину просто – “маленький Старк”.

Судьба самолета



Счастливый Шаль Безар (Charles Bezard) у только что купленного AS75 №21, 1963 год

К марту 1952 года шесть аппаратов значились потерянными, и это из 19-ти, которые построил Старк: №17 разбился в Бейне (Beynes) в 1947 году – пилот не пострадал; №01 – в Люзарше (Luzarches), пилот погиб вместе с машиной; №4 – в Берке (Berck) из-за не соблюдения ограничения скорости, при чем погибли два находящихся на борту человека; №16 – в Эксе (Aix) в 1951 году, из-за отказа двигателя; №9 разбился в 1952 году в частном ангаре, и его дальнейшая судьба не известна; Не известна судьба и №5.

Что касается самолетов SCRA, то погибли по меньшей мере два из них: в 1950 году из-за проблем с местной администрацией №24 F-PDVH находился в ангаре, когда строение внезапно обрушилось, повредив аппарату крылья. В 1960 году была попытка восстановления самолета, но службы сертификации отказали господину Роджеру Бессе де Тонейану (Mr. Roger Besse de Tonneins) в разрешении, признав конструкцию не соответствующей нормам безопасности. №26 был разбит в 1952 году.


AS70 №07, Сан-Жюньен, август 1966 года

Отметим также, что фюзеляж разбившегося в Анжере №2 был затем восстановлен компанией SCRAP, а в Нанте был отремонтирован поврежденный в августе 1949 года №19. №15, начиная с 1951 года летал в Марокко, где и закончил свои дни, сгорев в 1974 году. Леон Бьянктто (Leon Biancotto) на №18 F-PCID занимался демонстрацией пилотажных фигур, окрасив свою машинку в шахматку желто-красного цвета, вплоть до 1955 года, а №20 был продан в алжирский Бон (Bone)где-то между апрелем 1958 и июнем 1960 года.

КОНЕЦ

Jean-Yves Niel
Перевод и комментарии avianikitoss и alexWW1
Tags: starck, авиация, франция
Subscribe

Posts from This Journal “starck” Tag

  • STARCK AS70

    Перед вами история маленькой гражданской машины, представляющей собой возобновление кустарного проектирования таких аппаратов после 1945 года.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments