Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

G.50 в Испании. Часть первая

Созданный инженером Джузеппе Габриелли (Giuseppe Gabrielli), одним из лучших конструкторов компании Фиат, G.50 стал первым цельнометаллическим монопланом с убирающимся шасси, стоявшим на службе ВВС Италии (Regia Aeronautica). Свой первый полет с заводского аэродрома Фиата прототип этой машины совершил 26 февраля 1937 года под управлением великолепного летчика-испытателя Джованни де Бриганти (Giovanni de Briganti). Вскоре последовал заказ на 45 предсерийных машин, строить которые начали весной 1938 года…


Fiat G.50 готов к вылету

Поскольку Реджиа Аеронаутика горела желанием испытать свои новые машины в боевой обстановке, 15 июня 1938 года на базе «Гвидония» (Guidonia) в 1-м Экспериментальном Центре (1 Centro Sperimentale) была создана Экспериментальная Эскадрилья (Squadriglia Sperimentale), командование которой принял капитан Марио Бонцано (capitano Mario Bonzano), не задолго до того вернувшийся из Испании, где он командовал 18-й эскадрильей из Группы «Асы Бастони» (18 squdriglia, gruppo “Asso di Bastoni”) и даже был представлен там к званию майора (Maggiore).


Пара G.50 в Реусе ожидает нанесения испанских опознавательных знаков

Когда все было готово, девять из десяти новеньких истребителей разобрали и упаковали в большие деревянные ящики. На самом деле, паковать должны были десять машин, но десятая разбилась, похоронив в своих обломках пилота Беретту (Beretta), а Бонцано, с которым Беретта и столкнулся в воздухе, не пострадал и не получил даже царапины! 14 февраля 1939 года упакованные самолеты были доставлены в порт Ла Специя (La Spezia), где их погрузили на транспорт “Aniene”. 27 февраля транспорт причалил к докам в Таррагоне, G.50 быстро выгрузили и доставили на аэродром Реус (Reus), где и приступили к сборке первых двух аппаратов. Итальянские машины несли следующие военные номера: MM.3573, 3576, 3579, 3580, 3581, 3582, 3583, 3584 и 3589. Как только начались первые облеты собранных машин, проявились дефекты и ошибки конструкции, главными из которых стали убирающиеся шасси и проблемы с электрикой. Однако пилотов больше всего волновало не это, а то, что в полете при закрытом фонаре начиналась сильная вибрация, приводившая к перекосу и заклиниванию системы открывания. Получалось, что пилот в воздухе не мог покинуть машину с парашютом… Летать пришлось с открытой кабиной, существенно теряя при этом в скорости…


1-4 на аэродроме Эскалона в процессе нанесения эмблемы «Асы Бастони»

Когда все девять машины были собраны и приняты испанской стороной, на нижние и верхние поверхности крыла были нанесены белые кресты, законцовки также окрашены в белый, на руле поворота разместили Андреевский крест, а черную круглую кокарду – на каждую из сторон фюзеляжа. В таком виде 10 марта самолеты вылетели курсом на Эскалону (Escalona), но плохая погода на следующие четыре дня приковала их к земле на аэродроме Санхурхо (Sanjurjo) в Сарагоссе. После того, как погода улучшился, машины продолжили путь в Эскалону, куда и прибыли безо всяких происшествий. Там они получили приказ нанести на борта цифру «1» (старый код, принадлежавший ранее Hispano-Nieuport 52, которые уже два года как были сняты с вооружения), а за ней тактические коды от 1 до 9 в соответствии с количеством самолетов. Тогда же, и исключительно в пропагандистских целях, на машины нанесли эмблемы XXII Истребительной Группы «Асы Бастони» (XXII Gruppo Caccia “Asso di Bastoni”), с которой они были вынуждены делить один аэродром, Эскалону в провинции Толеда (не путаем его с Эскалоной дель Прадо (Escalona del Prado) в Сеговии, откуда Фиаты полетят на свое первое боевое задание 16 марта)…


1-9 16 марта 1939 года. Совершен первый боевой вылет в гражданской войне в Испании

В тот день шестерка G.50 под командованием майора Бонцано выполняла задание по прикрытию соединения из двадцати пяти Фиатов CR.32, которые осуществляли налет на Мадрид. Именно во время этого первого боевого вылета и произошел первый инцидент – старший сержант Понгилуппи (sargento maggiore Pongiluppi), управлявший бортом 1-9 потерял сознание от накапливающихся в кабине газов из выхлопной системы двигателя. К счастью ему удалось придти в себя и осуществить вынужденную посадку на пшеничном поле в 20 километрах севернее Толедо. Самолет при этом получил лишь незначительные повреждения.


Fiat G.50, Эскалона, середина марта 1939 года

На следующий день пятерка G.50 еще раз сопровождала CR.32, а 18 числа был зафиксирован еще один инцидент – самолет лейтенанта Мартиссы (tenente Martissa) вынужден был приземлиться на берегу речки Альберче (Alberche) из-за отказа топливного насоса. Пилоту такая посадка стоила разбитого носа, а самолету – серьезных повреждений.


Майор Бонцано позирует на фоне G50. На заднем плане майор Альдо Ремондино демонстрирует оборудование кабины самолета G.50 команданту Морато

Не смотря ни на что, полеты продолжались – шесть Фиатов под командованием капитана Роведы (capitano Roveda) 21-го числа эскортировали дюжину Савой S.79, шедших бомбить аэродром Мадридехос (Madridejos), базу противника. На следующий день эти же самолеты повторили полет на прикрытие – командиром теперь был Бонцано. Затем наступил пятидневный перерыв, после которого Экспериментальная Эскадрилья возобновила патрулирование над районом Толедо. 28 числа было выполнено последнее боевое задание, а 1 апреля гражданская война в Испании закончилась. G.50 не успели принято в ней серьезного участия…


Обслуживание G.50

В тот же день, 1 апреля 1939 года Хоакин Гарсия Морато, один из лучших асов националистов, имевший на своем счету 40 официальных побед, приехал в Эскалону чтобы лично ознакомиться с новым истребителем, который Италия хотела продать Испании. Ранее до него доходили лишь слухи о новой машине, а в октябре 1937 года во время путешествия в Италию он не смог летать на ней, что бы не писали тогда многие газетчики. О том же говорит и его летная книжка, в которой упоминаются его полеты на Бреде (Ba.65), Капрони (Ca.309), Нарди (Na.505) и Канте (Cant Z.506).


1-3 в Эскалоне. На носу сидит механик

В середине апреля G.50 покидают Эскалону и берут курс на севильский аэродром Таблада, где и остаются до 11 мая, когда они снова перелетают, теперь на мадридский аэродром Барахас, где и принимают участие в большом совместном параде авиации националистов и авиации «Легиона кондор». До 21 числа самолеты остаются в Барахасе, а в этот день все пилоты перегоняют машины в Табладу, а оттуда направляются в Кадис, где их уже ждет пароход домой, в Италию. Так закончилась первая часть истории итальянских Фиат G.50 в Испании…


1-5 во время отстрела бортового вооружения

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ...
Tags: fiat, авиация, испания
Subscribe

Posts from This Journal “испания” Tag

  • G.50 в Испании. Часть вторая, заключительная

    ВВС ИСПАНИИ (EJERCITO DEL AIRE) В течение июля 1939 года авиация националистов претерпела существенную реорганизацию, став ВВС Испании – все это…

  • Типичный испанский пилот "Vultee"

    Безусловно, одним из лучших летчиков, летавших на этой машине, был аспиран, а затем лейтенант Хосе Мариа Льоберт Артеман (Jose Maria Llobert…

  • "Валти", севшие на брюхо...

    Вообще говоря, карьера захваченных националистами Валти, если не брать малоизвестное их применение в составе Grupo18, основывалась на обслуживании,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments