Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Category:

Черная пуля. Окончание.

Когда пыль рассеялась, взорам наблюдателей предстал Myers, лежащий в крови примерно в трех метрах от груды обломков. В процессе кувыркания самолета пилот, пристегнутый к своему креслу, вылетел из самолета, разбив головой стекло кабины. Жизнь испытателя спас шлем для игры в поло, который был талисманом Myers. Летчик постоянно носил этот шлем, с которым не расставался еще со времен своей игры за команду Стенфордского университета.





Расследование показало, что причиной аварии стал разрыв левого пневматика, на который пришлась повышенная нагрузка из-за внезапного броска самолета. В качестве "ответных мер" на следующий прототип были поставлены новые пневматики из каучука и нейлона, который пришел на смену хлопковому покрытию. Также на второй прототип установили верхний киль увеличенного размера, перед которым расположили дополнительные воздухозаборники, направлявшие поток воздуха непосредственно на руль направления. Центр тяжести самолета сместили к носу, что привело к росту устойчивости самолета как на рулежке, так и на режимах взлета и посадки. Завершение работ по второму прототипу было запланировано на конец ноября, но все перечисленные дополнительные изменения задержали поставку самолета до января 1944 года.
Испытания второго прототипа начались с рулежек в Hawthorne, в процессе которых проверялась работа руля направления, а также прочность новых покрышек. Испытания в Muroc постоянно переносились, поскольку наступил сезон дождей, и дно высохшего озера стало похоже на большую грязную лужу. Только в конце марта другое озеро - Roach Lake - достаточно высохло и стало пригодным для завершения испытаний. Northrop перевозит на это озеро XP-56 вместе с мобильной ремонтной бригадой и мощной радиостанцией. 22 марта 1944 второй XP-56, пилотируемый Harry Crosby, поднимается в свой первый испытательный полет. Окрашенный в оливковый и серый цвета, этот самолет очень напоминал "черную пулю" своим темным и стремительным, очень необычным силуетом.
Со своим общим весом более 5300 килограмм, самолет имел скорость отрыва в районе 260 км/ч. Crosby, как и Myers ранее, сообщил о чрезмерных нагрузках на ручке управления, о том, что, несмотря на установленные компенсаторы, ручку управления на взлете приходилось изо всех сил тянуть обеими руками. Но в то же время, в полете руль поворота проявляет чрезмерную чувствительность к малейшим движениям ручки управления. Посадку пилот осуществил через семь с половиной минут после взлета, и причиной ее послужила неисправность датчика расхода топлива. Причину нежелания взлетать, как и причину продольной неустойчивости, определили довольно быстро - центр тяжести аппарата был сдвинут слишком вперед, и занявшись балластными характеристиками, инженеры быстро добились нужного результата.



После проведения всех необходимых доработок второй прототип XP-56 поднялся в воздух 31 марта 1944 года. Во время этого полета Crosby поднялся на 1500 метров, после чего приступил к уборке шасси. В следствие этого самолет резко потерял скорость, уменьшившуюся с 270 до 190 км/ч, и начал терять управление. Пилоту для восстановления контроля над самолетом пришлось срочно выпустить шасси, а затем привести в действие систему предкрылков и закрылков, после чего повторить попытку складывания шасси. В таком виде самолет разогнался до 320 км/ч на высоте в 2600 метров, после чего пилот ощутил сильные вибрации с правой стороны. Справедливо полагая, что достигать в таких условиях скорости 400 км/ч будет чрезвычайно опасно, пилот пошел на посадку. Общее время полета составило тридцать пять минут.
Достигнутая на XP-56 скорость оказалась далека от запрашиваемых заданием 744 км/ч. Весь апрель и половину мая Crosby пытался достичь нужного результата, совершив еще четыре полета на озере Roach Lake. 12 мая 1944 года, для осуществления своего седьмого полета, XP-56 был перевезен с территории Roach Lake на озеро Harper. Надо отметить, что проблему со слишком большими усилиями на ручке управления производителю так и не удалось устранить, поскольку источник всех этих проблем так и не был обнаружен. После двух очередных полетов самолет перевезли с озера Harper на завод Northrop в Hawthorne. 11 августа 1944 года XP-56 вылетает на полигон Muroc - и это оказывается его десятым и последним полетом. Crosby во время взлета испытал все те же трудности, а самолет, по итогам очередных испытаний, был признан сильно перетяжеленным. В этом последнем полете, продолжавшемся 43 минуты, не удалось даже вывести двигатель на режим максимальной мощности, хотя расход топлива был чрезмерно высок. После посадки техники констатировали, что смесь в карбюраторе была перенасыщена топливом, что привело к потере мощности двигателя при повышении оборотов. К этим проблемам добавились также проблемы привода и шага толкающих воздушных винтов. Сведя все вышесказанное в единый документ, полеты X-56 был признаны опасными, проблемы конструкции не устраненными.



В ответ на такое решение Northrop составил рапорт об испытаниях аппарата с толкающим винтом, где, среди прочего, выделил следующие важные факты:
- реакция пилота на столь необычный самолет была неадекватной, поскольку речь шла о принципиально новой концепции самолета;
- основной проблемой самолета является продольная неустойчивость, что вызвано слишком маленьким размахом крыла самолета;
Northrop предлагал решение для двух этих проблем, однако время в очередной раз безвозвратно ушло. Проект XP-56 казался, к тому времени, все более и более утопическим. В конце мая 1944 года военные дали четко понять, что не удовлетворены ни скоростью, ни потолком этого экспериментального самолета. На самом деле, сравнивая его с P-47 легко понять, что скорость "Тандерболта" была выше, а радиус действия больше, чем у экспериментального XP-56. Военные решили, что "Черная пуля" останется в разделе экспериментальных самолетов и, после незначительного цикла переговоров и обсуждений, связанных, в том числе, и с дополнительными продувками в новой аэродинамической трубе, 31 января 1946 года приняли решение о полном закрытии программы.
Сохранившийся до настоящего времени образец (второй летный образец) XP-56 находится в авиационно-космическом музее Смитсоновского института в Вашингтоне.



КОНЕЦ

Jose Fernandez
Перевод Никиты Донцова
Tags: northrop, авиация, сша
Subscribe

  • Ла-11, ARK, 1/48

    Ну вот я взялся за модель себе в коллекцию. Она, кстати, хорошо дополнит ряд "Лавочкиных" - ЛаГГ-3 и Ла-5 у меня уже на полке, Ла-5ФН уже лет десять…

  • Як-1 от чешского "Бренгана"

    Начинаем наконец-то нормальный Як - чешский "Бренган", с которым я раньше не сталкивался... Что же - тем интереснее будет сборка. Но пока -…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 24 июня

    После полудня 24 июня 1944 года на аэродроме Альто (Корсика) двенадцать P-47D из состава GC II/5 "Лафайетт" осуществляли рулежку. Помимо них на этом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Ла-11, ARK, 1/48

    Ну вот я взялся за модель себе в коллекцию. Она, кстати, хорошо дополнит ряд "Лавочкиных" - ЛаГГ-3 и Ла-5 у меня уже на полке, Ла-5ФН уже лет десять…

  • Як-1 от чешского "Бренгана"

    Начинаем наконец-то нормальный Як - чешский "Бренган", с которым я раньше не сталкивался... Что же - тем интереснее будет сборка. Но пока -…

  • Французы против итальянцев. 1944 год, 24 июня

    После полудня 24 июня 1944 года на аэродроме Альто (Корсика) двенадцать P-47D из состава GC II/5 "Лафайетт" осуществляли рулежку. Помимо них на этом…