Никита Донцов (avianikitoss) wrote,
Никита Донцов
avianikitoss

Categories:

И-185. Декабрь 1942 года. Калининский фронт. Войсковые испытания.

Первые эскизы по этому самолету датируются летом 1939 года, когда Н.Н.Поликарпов начал прикидывать дальнейшее развитие своего еще не принятого в серию самолета И-180. Проект "62", как называли его тогда в ОКБ, вышел на первые места после возвращения конструктора из Германии, когда добрую половину его сотрудников "растащили" по другим проектным организациям. В целом, разработка этой машины завершилась к 10 марта 1940 года, однако ставка на мощные перспективные двигатели не оправдалась. Их не было. М-71, М-81, М-90 - количество перспективных двигателей множилось, самолет адаптировался под каждый из них, но в серию они, увы, так и не запускались. Не могли начаться и испытания самолета - между прочим лучшего, в сравнении с Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3.





Лишь 5 мая 1941 года Н.Н.Поликарпов получает задание на разработку И-185 с двигателем М-82, надежным мотором, ставшим одним из лучших и получивших "прописку" на таких машинах, как Ла-5, Ла-7 и Ту-2. Однако время было безвозвратно упущено - 22 июня началась война. В условиях нехватки самолетов и эвакуации заводов за Урал, никто не дал бы добро на налаживание серийного производства абсолютно новой машины.
"Лебединой песней" И-185 стали войсковые испытания, проходившие зимой 1942-1943 на Калининском фронте, когда четверка истребителей находилась в рядах 728 ГИАП. Первый боевой вылет И-185 состоялся 9 декабря 1942 года, последний - 12 января 1943 года. После этого вроде было принято решение о налаживании серийного выпуска, но к тому времени стало понятно, что выпуск самолета на базе ЛаГГ-3 (Ла-5) не приведет к снижению объемов выпуска, что было бы неизбежно при установке на конвейер И-185. Н.Н.Поликарпов получил премию за создание этого самолета, но в серию его так никогда и не запустили...



Что же такое "войсковые испытания И-185", проходившие в 728 ГИАП? Сам полк был сформирован в Чимкенте Казахской ССР (Среднеазиатский военный округ) в ноябре-декабре 1941 года и состоял первоначально из летчиков-инструкторов находившейся в эвакуации Чугуевской военной авиационной школы пилотов (ЧВАШП). На вооружении полка находились истребители И-16.
Летом-осенью 1942 года полк базировался на аэродроме в Калининской области вблизи города Старица, действовал над Ржевом, Оленино, Холмом, Торжоком, Лихославлем. Зимой 1942 года полк перебазировался под Торопец и действовал в районах Андреаполь — Торопец — Великие Луки.
Про "войсковые испытания" ходит достаточно много легенд. Так, в интернете довольно распространена история о том, как эти самолеты во время испытаний "летали в двух парах, причем ведущим обычно являлся офицер (Игнатьев, Купин), а ведомым - сержант (Боровых, Томильченко). Истребители часто выпускали в полет, когда над нашей территорией шел воздушный бой. На полной скорости проносились И-185 сквозь строй фашистских самолетов, стреляя из пушек, а потом с разворотом уходили на свой аэродром. Два полета выполнено на прикрытие действовавшего в районе Ржева разведчика Кертисс Р-40 «Киттихаук». Один полет был осуществлен на «свободную охоту» над нашей территорией. По воспоминаниям Н.П. Игнатьева А.Е. Боровых при этом сбил или повредил один немецкий самолет."
В это можно верить или не верить, но лично мне ближе мнение авторитетного исследователя М.Ю.Быкова (owl_99), который в своей книге очень точно описал деятельность 728 ГИАП в период войсковых испытаний И-185:
"20.09.1942 - 10.03.1943 Активной боевой работы не вел. Осуществлял прикрытие КП штаба Калининского фронта и занимался вводом в строй молодого пополнения"



Перейдем теперь непосредственно к модели.

Крест на ARK я поставил давно и надежно, казалось ничего не сможет изменить моего отношения к этому производителю. И тут внезапно я увидел коробку с И-185. Нет, я понимал, что это далеко не Хасегава, что, скорее всего, деталей будет "как у старого Фрога", что несходимость будет как на Харрикейне... Но! Я давно хочу поставить у себя на полке всю линейку машин Поликарпова - и многое для этого делаю. И тут - вот он - завершающий аккорд поликарповских машин! Конечно же я не устоял - модель была приобретена.



Полностью весь комплекс работ по сборке этой модели я описывать не буду для экономии времени и места, а. традиционно, приведу ссылки на этапы сборки:
1. Первый взгляд или "Что в коробке?"
2. История и анализ прототипа
3. Сборка интерьера
4. Сборка планера
5. Грунтовка.Окраска.
Как видите, сборка была достаточно быстрой. Да и не могло быть иначе - модель действительно "пустая", очень напоминает "ФРОГ". Собирать ее легко, но несколько важных моментов я хотел-бы отметить именно в итоговой статье:
1. Необходимо заменить стволы всех трех 20-ти миллиметровых пушек. Заменить их надо на отрезки игл от шприцев. То родное, что дает ARK, похоже, скорее, на кусок лома, засунутого под обшивку, но никак не на пушку.
2. Необходимо ставить приборы с декали, а не выеживаться, подобно мне, белыми приборами "по мотивам". Не стоит оно того - возьмите старое травление, сделайте классический сендвич, и установите его на место - приборка великолепно видна, имейте это в виду.
3. Выхлопные патрубки замените на самодельные - те, что в наборе, похожи на себя лишь названием.
4. Створки хвостового шасси сделайте с нуля из виолопласта - на "родных из набора" такие следы толкателей. что вы замучаетесь их удалять
5. ПВД просто изготовьте из булавки - это проще, чем стараться обработать и окрасить "родную" деталь
6. Воздушный винт на 3/4 с обратной стороны сделайте черным - иначе очень не сладко будет летчикам, которые испытывают эту машину.
7. Поставьте стяжные ленты на капот - модель сразу "оживет", а ведь вам именно этого и надо



В заключении - о декалях. Да, это "Бегемот", наследник "Траверса". Да, традиционно декали у "Бегемота" хорошие. Но вот знаете что... Краски мало. Звезды, которые смотрятся красными на белой подложке, становятся малиновыми при переводе на зеленый цвет. Не берусь сказать, что это не правильно - красный в начале войны был совсем не Ferrari Red и даже не Scarlett Red, но какой-никакой осадочек в душе остается. Имейте это в виду.



А в целом по модели могу сказать так - великолепно для первого опыта в 1/48. Нормально для коллекционера. Очень плохо - для разработчика модели - так лениться явно нельзя. В общем модель соткана из противоречий. Но имеет право быть. ARK я прощаю... :-)


Tags: ark, модель, поликарпов
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments